К
вопросу о прорастании свежего отечественного творчества.
В конце октября мордорские ватники из "Орды" обратили
внимание на тот факт, что идущая right now поистине судьбоносная СВО на просторах бывшей УССР весьма слабо отражается в сфере искусства (которое у нас ошибочно принято называть культурой):
По прошествии почти трёх лет с начала Специальной военной операции одним из самых удивительных промежуточных её результатов для российского общества пока что остаётся полное отсутствие её самостоятельного культурного - хотя бы шлейфа, что ли.
То есть мы могли бы, конечно, в качестве такого шлейфа рассматривать все возможные комбинации букв Z, O, V в названиях телеграм-каналов или там помощь SVOим, или там -
А что там вообще ещё было и есть, кстати, из по-настоящему массового?
Это довольно любопытный результат (его промежуточность объясним чуть ниже), потому что нам с вами выпало жить во времена глобального геополитического передела, при котором наша с вами Федерации, к тому же, отвела себе роль главной скрипки.
Крупнейший - пока что - военный конфликт столетия, от которого натурально зависит будущее государства. Параллельно сопровождаемый крупнейшим разрывом отношений с современной европейской (трансатлантически-европейской) культурой, потому что современная европейская культура - это уже не Гёте и не Бальзак, не Моцарт и не Шопен, не Микеланджело и не ван Гог, не Ренессанс, не христианство и даже не усердно хоронившая его в последние полтора-два столетия европейская философская мысль.
Современная, покалеченная постмодерном, европейская культура - это довольно убогий декадентствующий арт-хаус, несколько десятков гендеров и попытка переписать собственную историю на что-нибудь более инклюзивное и удобно встраиваемое в конъюнктуру.
Ну, то есть.
Та европейская культура, которая многих из нас в школе и вузе занимала - она там где-то всё ещё жива, конечно, всё ещё удерживает последние рубежи обороны в музеях, операх и реставрируемых ради туристических денег замках, соборах и амфитеатрах -
Но и на эти квадраты уже тоже потихоньку наступает со всех сторон культурная дичь райского боррелевского сада.
Может, прозвучит спорно, но, полагаем, что с тех пор, как наша с вами Федерация прикрутила либерахам гайки (они ж тут пачками по иноагентской статье отваливались в последние годы), у России с современной европейской культурой связи в принципе нет.
Это не значит, что никогда впредь и не будет - если европейская культура перестанет ширяться, блевать радугой, поднимется, умоется и найдёт себе нормальное применение в жизни, то в будущем, вполне возможно, мы снова начнём с ней потихоньку сближаться. Не сразу, конечно, когда-нибудь позже.
Но пока что её, считайте, нет, у неё бэдтрип, и либерах нет, и культурная поляна, по сути, свободна, и исторические декорации сейчас - самые подходящие для того, чтобы на их фоне отечественная культура как не в себя рождала и тиражировала героические эпосы, стихи, песни и картины, и кинокартины, от которых нормальную русскую душу и сворачивало, и разворачивало бы на десятилетия вперёд.
Но этого же нет. Три года без малого прошло с начала конфликта, мы бы точно не проморгали, если б подобный культурный феномен успел к настоящему моменту оформиться.
И у нас есть предположение, почему так вышло.
С началом СВО, особенно в первые месяцы, когда многое пошло не по плану (мы б сейчас не хотели об этот тезис в комментариях бодаться, пожалуйста, но в самом начале хаос был похлеще библейского), информационка и культурный пропагандизм во многом были отданы на откуп z-медийке -
От признанных бородатых матриархов отечественной военной журналистики до повыскакивавших отовсюду военблогеров, которые уже к середине 2022 года усердно корчили из себя новых Симоновых и Левитанов.
Новые симоновы и левитаны, справедливости ради, с самого начала выглядели немного подозрительно, продавали рекламу, приторговывали финками, накручивали число подписчиков и преждевременно сдавали населённые пункты хохлам, но народ о ту пору в целом был сильно на панике и лабильность скворечников новых симоновых и левитанов по разряду первоочередных проблем однозначно не проходила.
Позднее к ним добавились новые Эренбурги, Твардовские, Тарковские и даже Кобзоны - некоторые в юбках, некоторые с бородами, и тоже сплошь знатные финкари.
И вот почти три года это культурное новообразование пухло, пухло, пухло до тех пор, пока не забило собой всё отечественное информационное онлайн-пространство - и эту его пухлость люди путали с каким-то предродовым состоянием, мол, сейчас там воды отойдут, оно потужится - и на свет появится прекрасная новорожденная культура судьбоносного военного времени. С красивыми оборотами, с точными формулировками, дающими веру и надежду в светлое будущее, с новой силой разжигающими в людях любовь к Родине и согражданам.
Но в итоге опухшая z-медийка (идеологизированная, поэтическая, прозаическая, музыкальная, you name it) так ничего не родила, вместо этого просто потребовала для себя, опухшей, побольше федеральных эфиров и концертных площадок - авансом.
Ну, или родила, или выдавила из себя про то, как все умирали, умирают, умрут, поплачьте, помяните, за хот-доги постыдитесь, утритесь, умерли, умрём вместе зимой, весной, летом и осенью.
Пока новые Симоновы толкают подписоте очередной эксклюзив со сбросом ВОГа, кишки, мясо, нижняя подсветка выкл.
Это удивительно, дорогие друзья, как такое огромное количество представителей z-интеллигенции на абсолютно зачищенной от либералов поляне и в условиях, когда им никто не мешает, в общем-то, создавать, что душе угодно -
Оказываются такими творчески бесполезными интеллектуальными импотентами, честное слово, это просто поразительно, алло, z-медийка, где снаряды-то?
И при этом она забила собой всё онлайн-пространство, хотя тут, кстати, нет противоречия: чтобы забить собой онлайн-пространство сегодня, достаточно просто бюджет в раскрутку влить и/или в сетку встроиться, с талантом и реальным человеческим интересом оно мало коррелирует, и дэд интернет всё ближе.
Что касается требований пропихнуть эту культурную припухлость авансом ещё дальше, на федеральные кнопки и в концертные залы - так это уже в чистом виде эскорт-патриотизм, он просто сейчас себе папиков ищет. Эскортницы всегда стараются на кошельках паразитировать вместо того, чтобы нормальное образование получить и потом честным трудом долго, нудно и упорно карьеру строить.
По-настоящему плохо во всём этом что -
Такой крупный военный, геополитический и также не в последнюю очередь культурный конфликт внутри европейских цивилизаций, по идее, естественным образом должен с первых же дней рождать по себе адекватную оценку в искусстве и философии. Это не столько даже для нас с вами необходимо, мы-то и так взрослые и с башкой на плечах уже, сколько для будущих поколений наших с вами сограждан.
Чтобы у них потом междисциплинарные стыки новейшей истории, литераратуры, музыки и кинематографа диссонансов не вызывали - когда десятки тысяч людей жертвуют жизнью во имя светлого будущего Родины, а её самоназначенный культурный бомонд чисто в силу интеллектуальной и творческой беспомощности не способен эту великую жертву сделать настоящей легендой и органично вплести её в русский-российский культурный код.
Это сложнее задача, чем самопропихнуться куда-нибудь в радиоэфир или концертный зал по административной разнарядке, мы сейчас говорим о том, что на будущих Парадах Победы наравне с советской классикой должны будут, по-хорошему, и новые композиции звучать, написанные уже в наши дни и в честь подвига бойцов на СВО.
Не на смену условному «Прощанию Славянки», а в дополнение к нему, как отпечаток новой эпохи и продолжение традиции.
И в школьные литературные программы также должны будут быть вписаны новые стихи и новая проза, отражающие всю глубину и сложность нынешнего конфликта.
Пока что, к сожалению, не сложилось, но это только промежуточный результат - и напоследок есть два соображения, дорогие друзья, которые вызывают в нас сдержанный оптимизм.
Соображение первое. Когда СВО, как медийный тренд финкарей, окончательно сойдёт на нет, у отечественной культуры появится время перевести дух и заняться промеж себя нормальной выбраковкой. На неё сейчас много разного псевдолитературного шлака намотало на гребне хайпа, но его время пройдёт, и он уступит место глубокому осмыслению и поэтапному преодолению накопившихся психотравм.
И на этом пути отечественная культура обязательно отыщет в горах навалившегося мусора настоящие брильянты рифм, смыслов и образов, которые уже где-то наверняка появились и просто ждут теперь своего часа.
И второе соображение. Мы также очень ждём, когда по завершении конфликта к мирной жизни вернутся военные и тоже смогут в спокойной атмосфере и в творческой форме основательно разложить своё видение произошедшего и всю его значимость - и лично для них, и для страны в целом.
Чем больше их имён будет вписано в историю не только отечественного военного дела, но и в историю отечественной культуры, тем честнее и лучше она, на наш взгляд, будет.
Ей сегодня тоже больше бойцы-фронтовики нужны, а не новые эскортницы, какой бы патриотичной символикой последние себя с ног до головы ни обклеивали.
Так вот, насчёт новых эскортниц. В начале поста вы видите скрин
записи Анастасии Мироновой - бывшей кряклицы, в отличие от многих других кряклов сделавшей выбор не в пользу нормальных-то стран, а в пользу любимого нашего Мордора.
Не понаслышке зная нравы кряклиата, в число коего входит и воображающий себя комиссаром литератор Прилепин, Миронова регулярно пишет об оном кряклиате неприятное. А в последние дни - так особенно.
Например, вот. И написанное ею резонирует с тем, что думают по поводу усиленного присасывания турбопатриотической тусовочки к бюджетному вымени другие язвительные люди. Допустим, коллега Мараховский, ехидно подметивший
на днях:
<...> В СССР была решительно запрещена пропаганда роскоши, пьянства и внебрачных связей, а пропагандистская машина периодически возбуждалась на внедрение высоких идеалов, таких как бескорыстный труд на благо общества, БАМ, трезвость и честность. Всё это пропагандировали лучшие заслуженные деятели всех искусств.
Но люди - хитры, ленивы, изобретательны, завистливы и легкомысленны.
Поэтому к своему финалу СССР подошёл с воодушевлённо антисоветским образованным классом, который не то что «предал» идеологию родного государства - он искренне и от души в подавляющем своём большинстве способствовал её крушению и злорадствовал.
Ибо на практике те самые заслуженные деятели представляли впечатляющий пример обратного тому, что пропагандировали: бухали, взаимно опылялись как не в себя, накапливали роскошь, выпендривались дефицитным демонстративным потреблением, тусили с теневыми поставщиками данного потребления и презирали массы.
Почему это случилось?
Да потому, что оторвать ув. человеческую тушку от пассивного дивана и заставить её делать нечто общественно и долгосрочно полезное можно лишь двумя способами: субъективной необходимостью и завистью.
Ибо ув. человеческая тушка (я говорю сейчас не только за ув. человечество, но и за себя) стремится к безопасности и повышению своей субъективной популяционной ценности - и разменяет первое лишь на второе.
А это значит, что единственным способом выманить человека из саморазложения с нытьём является раздразнивание его почётным высокостатусным примером.
Не воплями.
Не призывами.
Не словесами.
Примером, доказывающим: Василий вёл себя вот так - и за это получил вот что. Можешь пойти и посмотреть.
…Ну и посмотрим на Z-поэтов. К счастью, у нас есть возможности: они же ведут тележеньки.
Мы видим, грубо говоря, людей, демонстрирующих миру, что они присосались к конкретной государственной груди (не буду упоминать, чьей конкретно, это и так очевидно) и добились финансовой независимости от аудитории.
И хотят большего. Хотят «реестра патриотических авторов», который пополнялся бы решением их маленьких синедрионов и выдавал бы печати о кошерности творчества остальных. Хотят демонстративных неприятностей для тех, кто утверждают, что их стихи плохи. Хотят «гимнюк не гимнюк, а петь стоя будете» (© С. Михалков, согласно известной легенде).
И автор этих взволнованных строк твёрдо знает одно: он лично ни в какой Официальный Реестр по-настоящему патриотических авторов не попадёт. Не возьмут.
Потому что когда наступает Идеология (то есть формализованная экселька с галочками, проставляемыми тем не менее по субъективным основаниям - и при этом определяющая судьбы и статус людей), то наступает примат личных субъективных взаимоотношений.
И оказывается, что на результаты всем забить.
И это тот случай, когда я более чем отвечаю за то, что пишу - потому что, например, за пять лет моей собственной работы в качестве самого популярного автора популярнейшего отечественного казённого СМИ данному СМИ было выдано энное количество госнаград, поощрений, повышений и денег на проекты.
И все их получили ни я, ни ув. коллега, имевший сходные практические результаты (а сейчас в частном бизнесе зарабатывающий, сколько я понимаю, не на порядок, как я, а на два порядка больше, чем на казённой службе).
А ув. конкретный я имел только непрерывные волны начальственных претензий, дополнительных припахиваний (на чужих проектах) и непрерывные же попытки «задвинуть и поруководить поверх» - и не потому, что пил, дерзил и ломал мебель (не пил, не дерзил, не ломал). И не потому, что не выполнял кипиай (выполнял с диким верхом). А потому единственно, что был ничей, а свой собственный - и потому не представлял ценности на рынке личных субъективных взаимоотношений.
Поэтому какие бы ценности ни формализировало ув. государство в виде Идеологии - их пропаганда обязательно достанется тем, кто всем своим видом, и примером, и жизнью будет показывать нечто обратное этим ценностям.
Поскольку в самой идее «давайте платить людям за то, что они будут вещать публике о полезном добре» заложено игнорирование великой истины о людях:
- Люди хитры, завистливы, изобретательны, ленивы и легкомысленны.
Приведённые Мироновой примеры (допустим, одного
сдёрнувшего в Турцию турбопатриота из тусовочки Прилепина) - иллюстрируют написанное Мараховским как нельзя более ярко.
По сути, новый подвид кряклов - более хитрый, чем кряклы либероидные - отодвинул последних от бюджетного вымени, присосавшись к нему сам.
И потому ничуть не удивительно, что на третий год СВО она всё никак не оставит значимый след в искусстве Этой Страны, по привычке называемом неверным термином "культура".
Культура - это о действиях, об образе жизни. А не о призывах, воплях etc.
Если же некто берёт гранты на формирование гуманитарных конвоев (sic!), то о берущем никак не получится сказать, что оный представляет собой "новую Z-культуру". Наоборот, сия культура - очень старая, и побороть её пока что не удаётся, ибо её личные субъективные взаимоотношения с блудницами и мужеложцами привилегированных столичных гостиных дают ей весьма мощные административные рычаги внутри Режыма.
Однако вечно этот праздник прожигания жизни, вопреки стараниям турбопатриотической тусовочки, длиться не будет.