ifc

Гримасы реальной и альтернативной истории

Dec 24, 2015 19:32



Как и намеревался, посмотрел 10-серийную экранизацию "Человека в Высоком Замке" Филипа К. Дика. А чтобы погрузиться в тему больше, до просмотра заглотил кряду две книги по теме - "Фатерланд" Харриса и саму новеллу Дика.

Ниже - мои впечатления от попытки холливудских деятелей изобразить альтернативную историю на экране.

Преже всего, хочу отметить, что "Фатерланд" намного убедительнее "ЧвВЗ", ибо в первой книге нет безудержного полёта фантазии автора (колонизация Марса, массовое истребление негров в Африке, etc.), но зато она базируется на документах. То есть Харрис взял реальных исторических лиц, смешал их с вымышленными, однако факты, на которых всё это выстроено - настоящие. В той же части, где присутствуют авторские измышления, они ну просто очень убедительны.

Вот, например, мне очень доставило. Объявления из газеты.

Возраст - 50 лет. Врач, чистый ариец, ветеран битвы под Москвой, имеющий намерение заняться земледелием, желает иметь мужское потомство путём брака со здоровой, целомудренной, молодой, скромной, бережливой женщиной-арийкой, привычной к тяжёлому труду: широкие бёдра, широкие ступни и отсутствие серёжек имеют значение...

Вдовец шестидесяти лет желает снова сочетаться браком с представительницей нордической расы, готовой подарить ему ребёнка, с тем, чтобы старая фамилия не вымерла по мужской линии.

Харрис страшно убедителен. Берлин, описанный им, такой, каким Шпеер придумал столицу для "Тысячелетнего Рейха", очень ярко изображён. Это даже фантастикой нельзя назвать, потому что бытовые мелочи крайне достоверны. Лишь один момент во всей книге мне резанул глаз, но об этом ниже.

Что касается романа Дика, то он вовсе не таков. Во-первых, из-за помянутых выше фантазий автора. Во-вторых, потому, что "ЧвВЗ" посвящён больше японцам, нежели немцам. Рейх в книге очень контрастирует с оккупированными Ямато Тихоокеанскими Штатами. Жить "под японцами" гораздо менее страшно, и вот в этом-то моменте как раз сериал (перехожу к нему) кардинально отличается от романа.



Дик изобразил японцев с явной симпатией, противопоставляя созданные ними порядки немецким. Вот, в книге.

- А я бы не смогла жить в этих лагерях, бараках, как на Востоке, - сказала Рита. - Одна моя знакомая работала там. Написать мне обо всём не решилась, потому что письма подвергались цензуре. Она рассказала всё, только когда очутилась здесь. Они вставали в шесть утра под звуки оркестра.
- И ты привыкла бы. Имела бы право на чстенькую спальню, сытную пищу, развлечения и медицинское наблюдение. Чего ещё надо? Завтрак в постель, что ли?

В экранизации же, которую вообще нельзя назвать "по роману", а лишь "по мотивам романа", японцы так же страшны, как и немцы.



Одни массовые захоронения (в стиле фильма Гибсона о майя) чего стоят. Не говоря уж за уничтожение газом женщин и детей, и прочее в таком духе. В книге, например, Кэмпэйтай (японская спецслужба) не уничтожала евреев, а просто отдавала их немцам в соответствии с соглашениями между двумя империями.

Кроме того, в книге жизнь в Нейтральной зоне, разделяющей Восток США, ставший частью Рейха, и Запад, доставшийся Японии, была гораздо менее опасной. Там не было упоминания об охотниках за головами, выслеживающих беглецов.





То есть авторы сериала сгустили краски, но тогда становится непонятно, на кой ляд вообще нацистам засылать в Нейтральную зону тайных агентов, если там свободно разгуливают состоящие у нацистов же на службе платные убийцы, и нет ни полиции, ни порядка.

Шизофрения какая-то получилась. Непонятно также, каким макаром автор запрещённого произведения "Тучнеет саранча" мог спокойно жить в таком месте. Впрочем, в холивудской поделке он и не живёт спокойно, а скрывается. Причём вместо романа на тему "если бы Германия проиграла" (да, такая себе рекурсия) в сериале имеют место фильмы (sic!) В "ЧвВЗ" книгу о том, что США победили, читают толпы народа, она свободно продаётся в Нейтральной зоне, в сериале фильмы не смотрят даже партизаны, которые их достают только для того, чтобы... отправить Человеку в Высоком Замке. То есть из автора его превратили в собирателя этих фильмов. Fail.

Что есть и в книге, и в сериале - очень чёрный юмор. Например, из романа:

- Ты слышал последнее выступление Боба Хоупа? - Громко спросила она. - Великолепный анекдот про немецкого майора, допрашивающего первых из встреченных им марсиан. Они не смогли предъявить документов, подтверждающих, что их предки былт арийцами. И тогда этот майор отправляет в Берлин рапорт о том, что Марс населён евреями. А рост их всего тридцать сантиметров, и у них две головы...

Из сериала:

- Что это?
- Госпиталь.
- Госпиталь?
- Да, по вторникам сжигают калек и смертельно больных. У штата от них убытки.

Вообще, в сериале гораздо больший упор сделан на то, чтобы показать жизнь на Востоке, под властью немцев. В книге же основное внимание уделено Западу, а Восток упоминается лишь эпизодически.





Дик много написал о философском аспекте жизни американцев под властью японцев, что неудивительно. В сериале же уделяется большое внимание и внешней стороне дела.





Но это, собственно, всё была прелюдия. Главное - в сериале на первый план выведены совершенно другие персонажи, и они мне вовсе не понравились, особенно - главная героиня.



В романе она была достаточно цельной личностью. В сериале - мечущаяся ТП. Сознаюсь - досматривал через силу, чего со мной давно не бывало. Не спасла даже игра годных актёров...



...Даже замечательный Тагава в роли министра Тагоми - и тот положение не выправил.



Главная героиня тупо раздражает. Из-за неё, блять, складывается впечатление, что это не сериал "по мотивам произведения Филипа К. Дика", а экранизация третьей части нижеприведённой хохмы.


Короче - говно. По моему мнению, книге и в подмётки не годится, так что второй сезон, несмотря на все заманухи в конце первого, вообще никакого желания смотреть нет.

А теперь вернусь к моменту, который резанул мне глаз, как я упоминал в начале. Оба писателя - и Харрис, и Дик - американцы. И потому их влажные мечты о том, чтобы в мире не было СССР, просто ну очень выпирают из романов.

Причём, не просто чтобы не было, а чтобы "Сталина казнили" и так далее. Конечно, у Харриса США тоже в силе, а Япония - в пролёте, в отличие от романа Дика, где и Штатам хана, но русские вообще почти не упоминаются. Их тупо нет. С одной стороны, вроде как логично, ведь Адик планировал извести славян под корень, но с другой - очень тупо. Американцы, которые у Дика вполне себе неплохо живут при национал-социализме, значит, устраивают подполье и борются, а русские - не способны. Ну лажа же, в которую может поверить только человек, вовсе ничего не знающий о русских.

Поэтому, кстати, роман Харриса и достовернее - в нём немецких колонистов в восточных Рейхскомиссариатах постоянно убивают, и так далее. Причём, что интересно - в обоих романах Рейх изображён достаточно сильно сгнившим изнутри, тогда как в сериале он вообще весь такой нерушимый, just as planned.

Напоследок приведу цитату из "Человека в Высоком Замке", показывающую всю широту полёта мысли Дика.

Во всём виноваты немцы. Они всегда стараются откусить больше, чем могут проглотить. Едва им с величайшими усилиями удалось выиграть войну, как они тотчас принялись покорять планеты, одновременно издавая законы, которые… ну, хотя, впрочем, идея-то в принципе неплохая. Ведь вышло же у них когда-то с евреями, цыганами. И славяне, отброшенные в своем развитии на две тысячи лет назад, в свою азиатскую колыбель. Выдворены из Европы ко всеобщему удовольствию. Назад - к скотоводству и охоте с луками и стрелами. А эти большие, в ярких глянцевых обложках журналы, отпечатанные в Мюнхене и рассылаемые во все библиотеки и киоски… Каждый может полюбоваться цветными снимками на всю полосу: голубоглазые блондины - арийские колонисты, миролюбиво пашущие, сеющие и собирающие урожай на бескрайних нивах Украины - мировой житницы. Вне всякого сомнения, эти люди - счастливы, а их ухоженные усадьбы и хозяйства приятно радуют глаз. Зато исчезли фото пьяных поляков, сидящих в оцепенении у входа в свои разваливающиеся халупы или торгующих двумя-тремя жалкими брюквами на сельском рынке. Все это ушло в прошлое, так же, как и заезженные проселки, превращаемые осенними ливнями в непролазные топи.

Но Африка… Вот где дали развернуться энтузиазму, и, хотя полагалось бы восхищаться, рассудок советует немного подождать, ну, хотя бы до завершения плана "Плуг". О, здесь гитлеровцы показали, на что они способны, полностью раскрыв свою артистическую натуру. Средиземное море перекрыто, осушено, дно его превращено в возделываемые поля, - и все благодаря атомной энергии. Какой размах! Как это сбило спесь с разных там шутов с Монтгомери-стрит. Правда, в Африке удалось почти, почти… однако в планах такого типа почти - ключевое слово. Впервые оно появилось в известной брошюре Розенберга, изданной в 1958 году: "Что касается окончательного решения африканского вопроса, то нам почти удалось реализовать наши цели".

Да, во всём виноваты немцы. И гримаса реальной истории, в отличие от выдуманных ужимок историй альтернативных, заключается в том, что описал в своём дневнике на руинах Сталинграда некий офицер Вермахта по фамилии Гофман.

Русские - это не люди, а какие-то железные существа. Они никогда не устают и не боятся огня.

Липовые сверхлюди (арийцы, ага) напали на подлинных сверхлюдей, настоящих ариев, которые просто скромны и никогда своей мощью не кичатся, потому что бремя русского человека не позволяет.

Напали - и получили фигурных люлей. Так что сколько бы ни мечтали американские писатели, историю переписать не получится. Пущай ищут в параллельных измерениях, да - там, где Великий Рейх хочет окончательно решить также и японский вопрос, дабы овладеть уже всей планетой.



сын земли, ifc, один из неснятых ф.ф.ф.

Previous post Next post
Up