Казалось бы, после
окончания длиннющей серии заметок по "Лезвию бритвы" надо переходить к чему-то столь же возвышенному, но нет. Если уж быть диалектиками, то во всём, а потому этим постом я начинаю разговор о пошлейшей, ужаснейшей книге Виктора Пелевина "S.N.U.F.F.", которая, стесняюсь заметить, тоже имеет прямое отношение к поиску гармонии, каковым занимались герои Ефремова.
Итак, начнём разговор о женщине, как воплощении божества. Разговор местами крайне пошлый (не моею волей, но волей автора книги), что, впрочем, не делает его менее интересным.
Почему так могущественно женское очарование? Почему в юном существе, почти ещё ребёнке, дремлет сила, способная сокрушить царства?
Дело в том, что красота юной девушки - это свёрнутое будущее, незримо присутствующее в настоящем. Это сообщение о том, что прямо здесь может запросто открыться дверь в далёкое завтра - одна из тех, сквозь которые Маниту ускользает сам от себя в грядущее уже столько миллионов лет...
...Теперь я попробую повторить то же самое не так поэтично.
Информационные сигналы, которые должны обеспечить репродукцию, доходят до каждого из шести органов чувств. Тут действуют и запахи, и прикосновения, и вкус чужих губ, и звуки слов, и вызываемые этими словами мысли - но важнейшим каналом, конечно, остаётся визуальный.
Женская красота с научной точки зрения - это не что иное, как суммарная информация о геноме и репродуктивной способности, которые анализируются мозгом за доли секунды: мужчина понимает, нравится ему женщина или нет, после первого же взгляда. И если она ему нравится, это чувство достигает крайней интенсивности немедленно, ибо через пять минут мужчину могут убить звери и природа не хочет рисковать.
Но мы живём не в пещере, а в обществе. Поэтому совершенно правы были религиозные моралисты, заставлявшие женщин прикрывать специальной тряпочкой не только спермоприёмник, но и гипнотабло. Ибо главный половой орган женщины - это, конечно, лицо. Не зря ведь чуткие к тихому голосу природы орки так его и называют: "ебальник". Всё это, конечно, самоочевидно - я не стану даже ссылаться на существование такого хрестоматийного жанра храмового порно, как facial. Не говоря уже о косметике.
Наше потомство от некоторых женщин имеет лучшие шансы на выживание (или по какой-то другой причине кажется предпочтительным огромной биологической программе, частью которой являемся мы все). Такие женщины нравятся нам больше, чем другие - то есть не нам, а этой самой программе, которая со свойственным ей цинизмом окунает нас сперва в романтическое опьянение, потом в долгие сердечные муки, а затем в нудные юридические хлопоты.
Виктор Пелевин, "S.N.U.F.F."
По-моему, это определение нисколько не противоречит
ефремовскому. Да, конечно, Иван Антонович не был циником, а Пелевин - им является, но, сдаётся мне, автор "S.N.U.F.F." лишь прикрывает цинизмом свой идеализм, по сути ничем не отличающийся от того, что был свойственен Ефремову. Законченные идеалисты часто маскируются под циников, чтобы скрыть своё болезненное восприятие мира, который им кажется несовершенным.
Как бы там ни было, я согласен с ними обоими. Да,
мягкие линии женского тела очень важны, но лицо - важнее всего. Ведь именно на лицо женщины мы обращаем свой взор поутру, когда просыпаемся рядом с нею. Именно в лице зашифровано "свёрнутое будущее", привлекающее нас обещанием счастья.
А всё остальное мы видим, трогаем и ощущаем плотью уже потом, после, когда женское лицо поймало нас в свои сети.