- Безымянное, частью коего все мы являемся, грезит о форме, провидит форму. А каково же высшее свойство, коим форма способна обладать, высший её атрибут? Это красота. И Безымянное, стало быть, художник. И проблема тем самым не в добре или зле, но в эстетике. Бороться против тех, кто могущественны среди сновидцев и могущественны ко злу, то есть против уродства, - это не бороться за то, что, как учили нас мудрецы, лишено смысла на языке сансары или нирваны, это, скорее, бороться за симметрическое сновидение грёзы на языке ритма и пункта, равновесия и контраста, каковые наполняют её красотой. Об этом мудрецы ничего не говорят. Истина эта столь проста, что они, должно быть, проглядели её. Вот почему обязывает меня эстетика данного момента обратить на это ваше внимание. Только волей Безымянного и порождается борьба против сновидцев, грезящих об уродливом, будь то боги или люди. Эта борьба также чревата страданием, и, следовательно, бремя Кармы будет ею облегчено, так же, как и претерпеванием уродства, но это страдание продуктивно в высшем смысле - в свете вечных ценностей, о которых так часто говорят мудрецы.
- Истинно, говорю вам, эстетика того, чему были вы сегодня свидетелями, - самой высшей пробы. Вы можете, однако, спросить меня: "Как же мне узнать, что красиво, а что уродливо, чтобы действовать, исходя из этого?" На этот вопрос, говорю я вам, ответить себе должны вы сами. Чтобы сделать это, прежде всего забудьте всё, что я сказал, ибо я не сказал ничего. Покойтесь с миром в Безымянном.
Роджер Желязны, "Князь света"
Такие разные писатели - зарубежные, советские и современные, а писали (и пишут) - о схожем. О
красоте. Причём - со всяких точек зрения: не только с идеалистической, но и с
биологической, например. И о частных, любимых нами
проявлениях красоты пишут тоже.
Почему? Очевидно, именно потому, что красота - высший атрибут формы. И каждый человек внутри себя знает, каков этот атрибут, даже если снаружи потакает уродству, делая вид, что накачанные силиконом губищи или какие-нибудь женоподобные мужчины - это красиво.