Кстати, плодотворный труд, праздник которого мы отмечаем сегодня, невозможен без толкового образования. Давайте взглянем, что у нас творится по этой части.
Уже второй год в бийской школе №20 идет эксперимент по раздельному обучению мальчиков и девочек. Разделение дало ошеломляющие результаты - дети стали намного лучше учиться.
- Сейчас у нас почти 100-процентное участие детей в уроке. Всего один-два человека не поднимают рук. Для сравнения, в смешанных классах у нас обычно порядка 40 процентов активных детей. Иными словами, раньше в классе было шесть мальчиков-хорошистов, а сейчас 17, - рассказала директор школы №20 Елена Вербицкас.
В классах стало больше ударников и отличников. Если в смешанном классе таких ребят 58 процентов, то в раздельных классах хорошо учатся 89 процентов девочек, мальчиков - 65 процентов.
Все дело в особенностях обучения. Для мальчишек и девчонок подбирают задания, которые будут им наиболее интересными - девочки любят смаковать детали, например, урок строится на обсуждении одежды мамы, которая идет в театр, или для иллюстрации задач используются цветы, украшения. Для мальчишек, наоборот, - мячи, роботы, машинки.
- Мальчики более сдержанные, не любят работать в парах, они лидеры, любят сами продумывать решения и самостоятельно их принимать. Парням в начале урока нужно включаться быстро, но и утомляются они быстрее. Девочки медленнее раскачиваются, входят в работу, зато потом их не уймешь, - считает педагог.
Основной преподавательский состав, как и в целом по стране, женщины, но физкультуру, труд, информатику у мальчишек ведут мужчины.
- Задействованы все мужчины, которые были в арсенале, - говорит Вербицкас...
...Как рассказали в школе, классы находятся рядом, и дети могут общаться на переменах, они играют на улице, занимаются вместе на внеурочных школьных мероприятиях.
- На второй год, видя результаты, нам уже не нужно было проводить беседы с родителями, чтобы набрать гендерные классы - к нам шли целенаправленно, - сказала Елена Вирбицкас.
- В раздельных классах дети ведут себя не так агрессивно - нет духа соперничества: даже в таком возрасте присутствие женщин обостряет ситуацию. Тут им не перед кем воображать. У девочек, наоборот, появилось чувство сопереживания. Когда у одной неудачи, они все вместе подругу утешают. В смешанных классах такого нет. Амазонок в жизни предостаточно. Мы стараемся воспитывать в девочках женственность, а в мальчиках - силу и ответственность, - говорит педагог.
Отсюда А что же происходит в остальных школах страны, где раздельного обучения нет?
В педагогических книгах и статьях много пишут о том, что дети отличаются по темпераменту, способу усвоения материала и другим характеристикам. Это всё хорошо, только иногда забывается главное - что они отличаются по половому признаку. Мужчины и женщины устроены по-разному, и дело не только в тех самых органах.
Мышление (а равно и остальные психические функции) мужчин и женщин (также мальчиков и девочек) работает совершенно по-разному. Отсюда бывает непонимание супругов ("Я же ему сказала, а он не понимает!"), и отсюда бывают проблемы в учёбе...
...Все основные дисциплины, где больше должна работать голова, не просто находятся в "женских руках", но и программу составляет кто? Вы когда-нибудь видели серпентарий - методический кабинет? Там исключительно женский состав. (Я методист, я в курсе). Программа средней школы целиком и полностью ориентирована на "девочковое" мышление, поэтому так часто плохо учатся именно мальчики.
Программа построена на принципе "копипаст", то есть прочитай параграф и расскажи его, прочитай правило и сделай по нему упражнения, посмотри на образец и сделай по нему. Это типично женское мышление, которое тиражирует. Мужское мышление генерирует идеи и создает новые правила и новые образцы.
Именно поэтому девочкам так легко справляться с упражнениями на заданное правило, а мальчики не видят смысла в этом - они же усвоили идею, зачем её теперь размусоливать?
Девочки обычно гораздо лучше отвечают у доски - вербальные центры у них лучше сформированы. Поэтому совершенно неправильно, когда мама говорит: "Наш мальчик в два года не разговаривает, а у соседей девочка в год уже столько слов выдаёт!" - это нормально! Девочки в среднем начинают говорить раньше, и им легче сформулировать свои мысли, нежели мальчикам. Мальчикам важно высказать суть, им незачем "растекаться мыслию по древу", в отличие от них девочки могут приукрашивать свои рассказы разными несущественными деталями, чем, конечно, радуют учителей и выглядят "более успешными" на фоне обрывочно отвечающих мальчиков.
Когда учительница русского языка проверяет сочинения, на что она первым делом обратит внимание? На объём! И если вместо заданного минимума "примерно полторы страницы" она увидит пять строчек, она даже читать не будет, а перечеркнет все жирной красной пастой и поставит "двойку".
Мальчикам год за годом на протяжении всего обучения внушают, что идея не важна, мысль не имеет ценности, важно только её оформление и "копипаст" (Вспомним снижение оценок за помарки - это исключительно женское извращение учительниц. Посмотрите на любого профессионала - как раскиданы стружки по столярной мастерской, как заляпано всё в студии художника. Когда мальчики стремятся создать что-то новое, им совершенно некогда все "раскладывать по полочкам", это слишком низко для их высоких идей. А в школе им вбивают, что помарка выше той мысли, которую они пытались выразить).
Конечно, и девочку нужно учить созидающему мышлению, но именно мальчики страдают больше от этой направленности обучения, когда нужно только усвоить информацию, а не добывать её и не творить нечто новое...
...Как раз в начальной школе, когда у ребенка формируется словесно-логическое мышление, мужская логика-то и не нужна. Можно так пошутить, что у девочек в этом возрасте мышление "словесное" (именно они пересказывают желательные правильные ответы), а у мальчиков "логическое" - они ищут причинно-следственные связи между объектами, не всегда умея это сформулировать. Именно здесь даются готовые шаблоны и информация дается в готовом виде.
Это постоянное "делание по образцу" уничтожает стремление к самообразованию и любознательность в начальный период обучения (не нужно думать, что эти прекрасные качества формируются на пустом месте при окончании школы, и начальная школа - это лишь прописи, это как раз и формирование модели учебной деятельности, желательно на всю жизнь).
Плюс к тому, что обучение лишено стимула проявлять инициативу, заниматься поиском информации и искать собственное решение означенной проблемы, обучение построено именно на вербальном потоке, в обработке которого мальчики этого возраста не очень сильны (мы уже говорили, что они чаще девочек отвлекаются при слушании, хуже формулируют свои высказывания и т.п.).
В этом возрасте мальчикам нужно как можно больше "ставить экспериментов", они легче находят решение "путём проб и ошибок". Конечно, любая подобная деятельность исключена в начальной школе - чем экспериментировать? Счётными палочками? Мальчики дольше, чем девочки, находятся в периоде главенства кинестетического канала восприятия - им необходимо разобрать-собрать объект, чтобы узнать, как это устроено и почему оно так действует.
Но даже интеллектуальные трудности не так негативно сказываются, как психологические. Самая главная - соревновательность. Даже если это не подогревается учительницей, по законам развития группы в любом классе, пусть самом дружном, есть соревновательность и места "первого" и "последнего" в классе. Соответственно, девочки в этом возрасте всегда и везде "быстрее-выше-сильнее", и в условиях современной акселерации даже и на физкультуре мальчикам не всегда удается одерживать победу (практически во всех знакомых мне первых классах самые высокие - девочки, а не мальчики).
Вообще то, что в классе ровесники мальчики и девочки - уже неправильно, потому что девочки гораздо опережают мальчиков в психическом развитии и других сферах. (Если почитать материалы о гендерных отличиях, вы найдете интересный факт - уже новорожденные девочки отличаются от мальчиков примерно на 2-3 недели по развитию - а ведь их еще никак "гендерно-ориентированно" не воспитывали! Девочки быстрее устанавливают контакт глаз, узнают лица близких и т.п.)
Конечно, к восьмому классу ситуация будет иная - в старших классах мальчики стремительно догоняют и обгоняют девочек в учёбе. Но ведь и подсознание не будет ждать восемь лет!
В детсаду и начальной школе уже сформируются совершенно "немужские" пораженческие и зависимые позиции. Такая ситуация, когда девочка публично доказывает свое превосходство, ломает мужское достоинство. А это происходит сплошь и рядом: мальчик не смог решить задачу у доски, вызвали дописывать девочку; девочки быстрее прорешают контрольную работу и сдадут тетрадки, а мальчики будут долго возиться; аккуратные работы девочек чаще оказываются на выставках, доске почета и т.п.; мальчики часто получают замечания за поведение и невнимательность, и им ставят в пример девочек; в конце концов, неуспевающие ученики-мальчики списывают уроки у отличниц-девочек.
Мужчине жизненно необходимо демонстрировать свои достижения и получать женское восхищение. И в том возрасте, когда у мальчиков формируются гендерные роли и поведенческие модели, они постоянно получают вербальные и невербальные негативные характеристики! Что особенно важно - в самом невыгодном сравнении с более успешными и социально принятыми девочками.
Мужчина должен демонстрировать достижения и получать женское восхищение, а получается всё наоборот: мальчикам внушают, что они - никчемные ничтожества на фоне главных и во всём превосходящих девочек. Кроме того, что это провоцирует агрессию (уж действительно, хочется этих девчонок поколотить в углу на перемене), это ещё и строит неправильные представления о себе и неадекватную самооценку.
У мальчика нет визуального подкрепления собственных достижений. Мальчик лишается представления, чем созидательным он может достичь успеха (это все строится в подсознании, и ребёнок не может это высказать). Что это означает? Что мальчик чуть позже будет искать, чем же проявить свою маскулинность. Как вы понимаете, самый лёгкий и короткий путь всегда находится не очень хороший: если ты не куришь - ты не мужик, и т.п.
Отсюда Если прибавить к описанному выше ещё и "однополые семьи" из мамы и бабушки, то будет понятно, откуда в нашем обществе столько инфантильных человекобаб.
Может, стоит начать исправлять ситуацию с раздельного обучения, а там и программу для мальчиков изменить, отобрав бразды правления у упомянутого автором серпентария?