«Полюбите меня черненьким, а беленьким меня кто угодно полюбит», любит повторять русский человек, находя в этой максиме оправдание и расхлябанности, и этической нечистоплотности, и хамству, и воровству. У нас считается, что прикидываться приличным человеком хуже и стыднее, чем откровенно демонстрировать свое природное скотство…
Русский плохой человек говорит: «Все одним миром мазаны», «Всем кушать надо», «Все по земле ходим» или шипит: «Чистеньким хочешь быть?» А ведь вся цивилизация, собственно, в том и заключается, что человечество хочет быть «чистеньким», постепенно обучается подавлять в себе «черненькое» и демонстрировать миру «беленькое».
Борис Акунин «Чёрный город»
Мир изменился.
Нет, я не про Интернет, социальные сети, электронную коммерцию и мышление картинками. Все это так - и это не главное.
Главное в том, что
постепенно, плавно, а потому незаметно глазу, меняется местами содержание категорий «правильно» и «стыдно».
В прошлой жизни цивилизация была построена на одной главной заповеди. Если бы Моисей попробовал облегчить себе жизнь и вместо десяти каменных слайдов презентовал бы своим единоверцам только один, то на нем однозначно было бы написано всего лишь: «СТРЕМИСЬ К ИДЕАЛУ».
Да, содержание идеала сильно зависело от исторического контекста. Ветхозаветные «не убий», «не укради», «не возжелай жены ближнего», христианское «любите друг друга», заповеди настоящего джентльмена или революционные (тогда) свобода, равенство и братство. Но правильным и чреватым всякими ватрушками было к идеалу стремиться, а не стремиться было стыдно и плохо. И вечная дилемма «быть собой или быть хорошим» очевидно и естественно решалась в ползу второй альтернативы.
Но в какой-то момент произошел поворот, и мир стал меняться. И в этом новом мире быть собой - важнее, чем быть хорошим.
А начиналось все вроде как с малого. С сартровского озарения, что никто не может быть нам окончательным судьей, кроме нас самих. С понимания, что каждый живет в своей собственной Вселенной. Привет, братья Вачовски, ваша Матрица замкнула мировоззренческий круг целого поколения. А дальше простой логический вывод, что идеал у каждого тоже свой. С очевидным продолжением: «а если нет у кого, так и не надо вовсе».
Логичным продолжением стала фетишизация свободы. «Я» - важнее чем «мы». Личность важнее, чем семья и государство. Мои интересы важнее твоих, потому что они мои. Выражать свои чувства, и пусть сосед утрется своими. Я обмотал свое личное пространство флажками и палю картечью по всем, кто перешагнет через волчатник. Доброе дело - брехня, за каждым - корыстный мотив. Перестал нравиться муж - бросай, найдешь другого. Что значит - если не найдешь? Не ссы, детка, одиноким живется кайфовей! Долг? Какой такой долг? Кому я успел задолжать? Детям, родителям, государству? Кому должен - всем прощаю!
В революционном запале слегка перегнули палку, не без этого. Право быть свободным постепенно превратилось в обязанность всех вокруг терпеть твою свободу. Признавать однополые браки - это толерантность (что хорошо), а пропагандировать разнополые - это гомофобия (хором - фууууу!!!). Свобода приехать к кому угодно в дом и жить в нем по своим законам - это мультикультурность, а свобода вежливо взять засидевшегося гостя и вывести за дверь - это шовинизм. Но ладно, чего там, притрется, главное - все свободны.
Дальше - больше. Давайте покреативим. Давайте сделаем все-все наоборот. Давайте не оставим камня на камне от всего, что держало структуру старого мира. Женщин-копов будем по уставу звать «сэр». А мужчин-профессоров в старейшем университете Германии - «фрау». Давайте докажем всем, что счастье в одиночестве, а несчастье - когда вместе. И если с детьми сложно - давайте жить без детей.
Фишка в том, что быть хорошим - сложно. Сложно быть вежливым, когда хочется в морду. Сложно сидеть с ребенком, когда хочется путешествовать. Сложно простить, когда хочется мести. Сложно работать на будущее, когда хочется счастья здесь и сейчас.
Сложно быть хорошим, когда хочется быть собой.
Поэтому в обществе, где быть хорошим не обязательно, никто и не будет.
Ибо на фиг.
И ведь не скажешь ничего против, потому что этот мир располагает встроенным иммунитетом к сомнениям. Типа нет семьи - несчастные дети? Нет детей - нет будущего у народа? Нет сильного государства - чужое государство на наших улицах?
Так ведь для человека с доминантой «быть собой» все это не есть аргументы. Я никому ничего не должен. Ни детям, ни народу, ни государству. Захочу - и все у вас будет. И дети, и семья, и государство, и высокие идеалы. Вот просто не хочу пока. Свинья? Зато свободный и честный. Это важнее.
Прекрасный новый мир, в котором хорошим быть стыдно.