Скажите, я не очень ошибаюсь, полагая, что мы ставим себе целью воспитание "хорошоего человека" ? Если -"да", вопрос себе позволю: а кому нужны хорошие люди ? Современной России не нужны ни хорошие люди, не хорошие школы. Ей эффективные нужны. (Это еще и к вопросу оценки школы. Зачем ?)
Я вообще не уверена, что в школе нужна литература. У меня, кроме отвращения, все эти разборы не вызывали. :( Читать взрослые книги, когда взрослого опыта ещё нет, тяжело. А уж сочинения из себя давить.
В итоге люблю только то, что читала сама, благо библиотека дома большая. а школьную программ только сейчас начинаю покусывать, когда школьный шок стал проходить.
Re: Ночное имхо)ig_romanovSeptember 13 2013, 04:24:34 UTC
И оценка в школе будет основываться на том, насколько ученик правильно разглядел эти ценности в литературе. Как дорожные знаки, что тут выдумывать..и зачем тут свобода..?
А я думаю, что литература - это вообще про другое. Это про то, чтобы научиться читать между строк, смотреть не только на сюжет и спецэффекты в фильме и понимать то, что люди в жизни не высказывают, но чувствуют и думают. Мне кажется, что читать и понимать прочитанное буквально каждый учится уже за первые три-четыре класса. А дальше идем от реализма к другим литературным течениям и учимся вычленять "второй слой". У Чехова этот второй слой - вообще то, что не сказано, у символистов значение каждого символа нигде прямым текстом не прописано, ну и проч. Обращаем внимание на детали: описания, пейзажи - как они работают на идею произведения. Рассматриваем композицию. Рассказываем о системе ценностей и том, как она менялась с течением времени. Где-то есть место для дискуссий, где-то учитель должен показать, как это делается (например, литературный анализ), и места для дискуссий нет, только впитывать и запоминать. Пусть ученик научится сначала понимать текст, понимать, что хотел сказать автор и как, почему именно эти произведения вошли в фонд
( ... )
Да кто ж спорит? Вокруг литературы может быть немало чисто технологических курсов: литературоведческий анализ, навыки понимания подтекста, стили, жанры и направления, психоанализ автора по продуктам его творчества и еще масса всего. И тут работают чисто учебные приемы - от монологов учителя до решения учебных задач. Но это в о к р у г. А изучение литературы как таковой - это именно та "школа жизни и отношений", где важно прежде всего и преимущественно самоопределение ученика.
О, как интересно. Но я это как-то смутно понимаю. Как можно человека учить самоопределению? Может быть, я исхожу из того, что ученик - личность, а надо исходить из того, что он ребенок, и его надо учить неким азам. Если считать ученика личностью, то невозможно же поставить оценку его точке зрения, можно оценить только уровень изложения, подробность анализа произведения. Можно показать ему другие точки зрения, дать контекст и пример, т. е. помочь и "разжевать". Но выводы он будет делать сам. И свою точку зрения формировать самостоятельно, потому что она его.
Comments 110
Reply
Reply
Reply
Reply
Читать взрослые книги, когда взрослого опыта ещё нет, тяжело. А уж сочинения из себя давить.
В итоге люблю только то, что читала сама, благо библиотека дома большая.
а школьную программ только сейчас начинаю покусывать, когда школьный шок стал проходить.
Reply
Reply
Reply
Reply
Как дорожные знаки, что тут выдумывать..и зачем тут свобода..?
Дискуссионно, но очень хорошо сформулировано.
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Если считать ученика личностью, то невозможно же поставить оценку его точке зрения, можно оценить только уровень изложения, подробность анализа произведения. Можно показать ему другие точки зрения, дать контекст и пример, т. е. помочь и "разжевать". Но выводы он будет делать сам. И свою точку зрения формировать самостоятельно, потому что она его.
Reply
Reply
Leave a comment