(no subject)

Oct 19, 2024 14:05

Вера - ключевое понятие во всех религиях. Не только в христианстве, но и везде вера служит входом для дальнейшего духовного пути. Мы сказали: «понятие», однако это требует уточнения. Словом «вера», или глагольной его формой «верить», обозначается обычно умозрительное отношение к невидимому или не произошедшему, как к тому, что должно быть, существовать или произойти. А так же слово в форме глагольной и существительного обозначает доверие сказанным, записанным словам, либо, авансом, вообще всему, что исполняет или готовится исполнить лицо, авторитетное в глазах доверяющего. Заметим сразу, что несмотря на формально общее здесь повсюду доверительное отношение к невидимому в том или ином значении, в реальности мы увидим явления довольно разрозненные и между собой имеющие мало общего. В самом настрое разного рода верующих на предметы своей веры мы не найдем, порою, ничего их объединяющего.
И здесь даже не то что такие явления как вера в (существование): Бога (разных религий), инопланетян, в: «то, что была Атлантида», и пр., пр.,  имеют в сущности-то один и тот же умозрительный, и обычно не стабильный импульс, для удержания которого конструируется доктрина, или выпускается газета «Третий Глаз», обращение к которым и позволяет вере пульсировать дальше, оставаясь доктринально подпитываемым убеждением* *(в таких случаях верой не по назначению называют религию: «моя вера православная/ католическая/ в человеческий разум/ лютеранская/ языческая/ мусульманская/ в науку/ и тд.),  но и что ситуативное доверие шарлатанам, обманщикам, обещающим: преумножить, устроить, научить - тоже попадает под это понятие. Иногда говорят, что для различения качества «вер» по итоговому их влиянию на развитие личности, следует разделять веру как твердую убежденность, основанную на глубоком изучении предмета, и веру «слепую», но этот параметр следует признать сомнительным, потому как люди нередко «вслепую» сразу принимают какую-либо готовую доктрину, не сильно даже погружаясь в размышления над ее состоятельностью, да или рождаются и живут в условиях, где эта доктрина культурно обусловлена и главенствует, и вполне гармонично развиваются**  **(«вера», как присоединение к религиозной традиции, доверительное согласие с тем, что она истинная, не обязательно требует какого-то углубленного изучения), а другие «глубоко изучают» что им сообщает портал «Голос Вселенной», или  серия книг, обучающих видео «как стать богатым за десять дней», и погружаются в дремучее невежество  в мировоззренческих, финансовых, иных вопросах, «углубленное изучение» которых разрушает в человеке возможность мыслить критически и здраво.
Поэтому мы не ошибемся, если почти синонимично определим большинство явлений, называемых «верой» как - убеждения, т.е., устойчивые, устоявшиеся мнения, природа которых всегда доверительно -эмоциональная. И по большому счету по этой причине - инфантильная.
С осознанием этого факта ("всякий, питаемый молоком, несведущ в слове правды, потому что он младенец;  твердая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла" Евр.5:13-14) и ради устранения двусмысленности в понимании того, что такое евангельская вера, апостол Павел взялся разобрать этот вопрос, и вывел совершенно удивительную формулировку понятию «вера», в каждом своем послании не забывая о том разными словами напомнить. Это нам необходимо разобрать:
«Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр.11:1)
Синодальный перевод здесь очень неплохо передает мысль, но давайте из массы совсем нескладных переводов выделим еще два удачных: «Есть же вера уповаемых извещение, вещей обличение невидимых» (Елизаветинская на русском), «Вера есть реальность ожидаемого и ощутимость невидимого» (Русского Библейского Центра).
«Осуществление ожидаемого» - словоформы здесь образованы от «сущности, реальности» и «надежды». Надежда, само по себе - ожидание исполнения желаемого, так что осмысленно правильно будет понимать, как «исполнение желания».
«Уверенность в невидимом» - букв.: «дел доказательство невидимых», и, пожалуй, Елизаветинская лучше всего передает смысл, переводя как: «вещей обличение невидимых», и, если «невидимое» это очевидно здесь -  подлинная реальность мироздания, от человека скрытая, то все вместе следует осмысленно понимать, как «исполнение желания в согласии с основами мироустройства». Почему так? - Человеческие желания обычно совершенно рассогласованы с тем, основанием чего мироздание положено: «Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу.  Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю» (Рим.7:18-19). Верующий, «обличая невидимое», то есть, имея природное знание о том, как устроен в основе своей мир, исполняет, осуществляет то, что принимается как подлинное и соответственное добру (см. гл 8 "Добро").
Итак, вера у Павла это действие, энергия (ἐνέργεια)* *(«и как безмерно величие могущества Его в нас, верующих (πιστεύοντας) по действию (ενέργειαν) державной силы Его» (Еф.1:19), но никак не эмоционально-доверительные отношения. Таким образом, исполнения желания силой веры возможно при условии лишь понимания мироустройства и при согласии с ним желаемого. Это не магия волшебной палкой, это обличение невидимого в действии.
Собственно в этом суть конфликта между έργον (эргон, дело, Иаков) и ενέργεια (энергия, действие, Павел).

поставим кавычки, вера

Previous post Next post
Up