Во всяком случае, не завтра. И даже не послезавтра. По материалам готовящегося к выходу отчета Международного энергетического агентства
«Мировая энергетическая перспектива 2019».
В связи с тем, что крупные автопроизводители регулярно представляют новые модели электромобилей, в последние годы растет интерес к влиянию электромобилей на общий автомобильный рынок, а также на мировой спрос на нефть, выбросы углерода и загрязнение воздуха.
К 2025-му году автопроизводители планируют выпустить более 350-ти электрических моделей, в основном варианты малых и средних размеров. Планы 20-ти ведущих производителей автомобилей предполагают десятикратное увеличение ежегодных продаж электромобилей до 20-ти миллионов в год к 2030-му году с 2-х миллионов в 2018-м году. Начавшись с низкой базы, менее 0,5% от общего парка автомобилей, такой рост количества электрических транспортных средств означает, что к 2030-му году почти 7% автомобильного парка будет электрическим.
Между тем, рынок обычных автомобилей демонстрирует признаки слабости, а продажи в 2018-м и 2019-м годах снижаются из-за замедления экономики. Глобальные продажи автомобилей с двигателями внутреннего сгорания (ДВС) упали примерно на 2% до 87-ми миллионов в 2018-м году, что стало первым снижением после рецессии 2008-го года. Данные за 2019-й год указывают на продолжение этой тенденции, возглавляемое Китаем, где продажи в первой половине года упали почти на 14%, и Индией, где они снизились на 10%.
Эти тенденции создали представление о неизбежном пике спроса на нефть для легковых автомобилей и связанных с ним выбросов CO2, а также о начале конца «эпохи ДВС». Поскольку легковые автомобили сегодня обеспечивают почти четверть мирового спроса на нефть, сигнализирует ли это о приближающемся разрушении основы глобального потребления нефти?
Однако менее заметные структурные изменения могут поставить этот вывод под сомнение: потребители покупают все более крупные и менее экономичные автомобили, известные как
«спортивно-утилитарные автомобили» (SUV).
Этот резкий сдвиг в сторону более крупных и тяжелых автомобилей привел к удвоению доли SUV за последнее десятилетие. В результате в настоящее время в мире насчитывается более 200-т миллионов SUV по сравнению с 35-ю миллионами в 2010-м году, что дало 60% роста мирового автопарка с 2010-го года. Около 40% ежегодных продаж автомобилей сегодня составляют SUV, по сравнению с менее чем 20% десять лет назад.
Доля SUV в общих продажах автомобилей на ключевых рынках.
Эта тенденция универсальна. Сегодня почти половина всех автомобилей, продаваемых в Соединенных Штатах, и треть автомобилей, продаваемых в Европе, являются SUV. В Китае SUV считаются символами богатства и статуса. В Индии продажи в настоящее время ниже, но потребительские предпочтения меняются, поскольку все больше и больше людей могут позволить себе SUV. Аналогичным образом, в Африке быстрые темпы урбанизации и экономического развития означают, что спрос на автомобили премиум-класса и класса люкс относительно высок.
Влияние этого роста на глобальные выбросы не удивительно. Глобальный парк SUV увеличил выбросы почти на 0.55 ГТ CO2 в течение последнего десятилетия до примерно 0.7 ГТ CO2. Как следствие, SUV стали вторым по величине источником увеличения глобальных выбросов CO2 с 2010-го года после энергетического сектора, но опередив тяжелую промышленность (включая чугун, сталь, цемент, алюминий), а также грузовики и авиацию.
Изменение выбросов СО2 по секторам, 2010-2018 (Other ICEs - прочие легковые автомобили с ДВС).
В среднем SUV потребляют примерно на четверть больше энергии, чем автомобили среднего размера. В результате топливная экономичность в мире ухудшилась, отчасти из-за растущего спроса на SUV с начала десятилетия, несмотря на то, что повышение эффективности небольших автомобилей сэкономило более 2 миллионов баррелей в день, а электромобили заместили менее 100 тысяч баррелей в день.
Фактически, SUV были ответственны за весь рост спроса на нефть со стороны легковых автомобилей в период между 2010-м и 2018-м годами на 3,3 миллиона баррелей в день, в то время как потребление нефти другими типами автомобилей (исключая SUV) несколько снизилось. Если аппетит потребителей к SUV будет расти такими же темпами, как и в последнее десятилетие, к 2040-му году SUV добавят почти 2 миллиона баррелей в день к мировому спросу на нефть, что компенсирует экономию почти 150-ти миллионов электромобилей.
Будущая
«Мировая энергетическая перспектива» будет сосредоточена на этой недооцененной области сегодняшних энергетических дебатов, и в ней рассматривается возможная эволюция мирового автомобильного рынка, тенденции электрификации и предпочтения потребителей, а также предоставляется информация для политиков.
В то время как сегодняшние дискуссии показывают, что основное внимание уделяется улучшению электромобилей и экономии топлива, анализ подчеркивает роль среднего размера автомобиля в парке. Более крупные и тяжелые автомобили, такие как SUV, труднее электрифицировать, и рост спроса на них может замедлить развитие чистых и эффективных автомобильных парков. Развитие продаж SUV, учитывая их существенную роль в спросе на нефть и выбросах CO2, повлияет на перспективы легковых автомобилей и изменение в будущем спроса на нефть и выбросов углерода.
Мой перевод из
Commentary: Growing preference for SUVs challenges emissions reductions in passenger car market.
Забавно, что улучшение экономичности обычных автомобилей за 8 лет дало в 20 раз больший результат с точки зрения экономии нефти, чем все электромобили, вместе взятые! Хотя о последних много больше крику...
Еще по теме:
Норвежский рай для электромобилей Купил электромобиль? Плати! Помощь самым нуждающимся Есть ли вообще польза от электромобилей?