Доктор Ричард Эбелинг, профессор экономики в The Citadel, Военном колледже Южной Каролины, и мой давний друг и коллега, написал важную статью
«Деловая этика и мораль рынка», опубликованную Американским институтом экономических исследований. Ее важность и своевременность возрастают потому, что многие молодые люди в США, провоцируемые бездарями из академии, стали жертвами песнопений сирен социализма.
В ключевом разделе своей статьи Эбелинг излагает то, что он называет этическими принципами свободного рынка. Он говорит: "Отличительной чертой действительно свободного рынка является то, что все связи и отношения основаны на добровольном взаимодействии и взаимном согласии. Другими словами, в обществе свободного рынка люди с моральной и юридической точек зрения рассматриваются как суверенные лица, обладающие правами на свою жизнь, свободу и честно приобретенную собственность, которые не могут быть принуждены к какой-либо сделке, если они не считают ее способствующей своей личной выгоде и пользе".
Эбелинг говорит, что правила свободного рынка просты и легки для понимания: "Вы не убиваете, не крадете и не обманываете путем мошенничества или искажения фактов. Вы можете улучшить свое собственное положение, только улучшив положение других людей. Ваши таланты, способности и усилия должны быть сосредоточены на одном: что другие будут получать от вас в обмен на те поступления, которые вы хотели бы иметь как источник вашего собственного дохода и прибыли?"
Для многих людей "прибыль" - грязное слово, что вызвало такие лозунги, как "люди важнее прибыли". Многие считают, что погоня за прибылью является источником всех проблем человечества. Тем не менее, часто истинной проблемой является отсутствие мотивации к получению прибыли. Например, сопоставьте количество жалоб, которые вы слышали об ориентированных на получение прибыли заведениях, таких как компьютерные магазины, супермаркеты и магазины одежды, с жалобами, которые можно услышать о некоммерческих учреждениях, таких как почтовые отделения в США, государственная система образования и отделы автомобильного транспорта. Компьютерные магазины, супермаркеты и магазины одежды сталкиваются с конкуренцией и должны удовлетворять потребности клиентов, чтобы получать прибыль и оставаться в бизнесе. Зарплаты работников почты, учителей государственных школ и сотрудников отделов автотранспорта зависят от политиков и принуждения. Они остаются в бизнесе независимо от того, довольны ли клиенты их услугами, или нет.
В обществе свободного рынка доход не отнимают и не распределяют. Доход зарабатывается служением ближнему. Скажем, я подстригаю ваш газон. Когда я закончу, вы заплатите мне 50 долларов. Затем я иду к своему лавочнику и требую: "Дайте мне два фунта филея и шесть банок пива, которые произвели мои собратья". Лавочник, фактически, в ответ спрашивает: "Уильямс, а что вы сделали, чтобы заслужить право на то, что произвели ваши собратья?" Я говорю: "Я им служил". Лавочник отвечает: "Докажи". Вот тогда я вытаскиваю 50 долларов. Мы можем говорить о долларах как о "сертификатах свершений", доказательстве служения ближнему.
Свободный рынок морально превосходит другие экономические системы. Чтобы претендовать на то, что производит мой собрат, я вынужден служить ему. Сравните это с правительственными раздачами, когда политик говорит мне: "Вам не нужно выходить на это жаркое солнце, чтобы подстригать газон вашего собрата. Проголосуйте за меня, и я возьму то, что ваш собрат производит, и передам это вам."
Эбелинг говорит, что заслуживают осуждения те, кто использует государственное принуждение, чтобы зарабатывать за счет других. Таких примеров тысячи: правительственные субсидии за счет налогоплательщиков, которые платятся фермерам, чтоб они не выращивали зерновые, или гарантируют им минимальную цену с помощью налоговых долларов и более высоких цен для потребителей, положения, ограничивающие доступ к различным профессиям и рабочим местам, положения, ограничивающие потребительский выбор, субсидии и помощь корпорациям.
Одним словом, наш протест должен быть не против капитализма, как такового. Люди должны протестовать против кланового капитализма, когда используют политику, чтобы приобрести покровительство государства. Если миллениалы и другие хотят вести войну против государственного фаворитизма и кланового капитализма, я с ними на 100%. Но я очень боюсь, что антикапиталисты просто хотят получить свою долю в правительственной добыче.
Мой перевод из
Morality of Free Markets.
Еще по теме:
Глобализация: анатомия обмана