Ну и завершающий пока пост по самолетам МиГ-21 в музеях Польши,Латвии,Литвы и Нидерландов.... Плавно перемещаясь по самолетам второго поколения мы подходим к третьему поколению. Но тут все не так просто. Из всех самолетов в музеях были обнаружены парочка МиГ-21СМБ(он же МиГ-21 50бис) в рижском музее и один МиГ-21бис в музее в Деблине. Давайте разберемся,что же такое это СМБ?
Так вот оказывается это некая переходная модель от МиГ-21СМТ к МиГ-21бис....
Пишут,что некоторые МиГ-21СМТ переделывали под двигатели Р-25-300 и тоже получили обозначение МиГ-21бис (Е-7бис «изделие 50бис», также встречается обозначение МиГ-21СМб).
Для сравнения я все же оставил МиГ-бис изделие 75 в общем посте для сравнения,ежели кто захочет это сделать:-)))
МиГ-21СМБ 76 из музей под Ригой
МиГ-21СМБ 40 из музей под Ригой
МиГ-21бис 8905 из музея в Деблине(Польша)
Музей в аэропорту Риги. Museum Sil Powietrznych в Deblin . все,что у меня есть по МиГ-21 Как всегда использую информацию с сайтов
http://www.airwar.ruhttp://ru.wikipedia.org/wikiи других источников найденных мною в инете и литературе.
Первый самолет из Рижского музея это МиГ-21СМБ 76 желтый (cn 50027029/50-23-04) это 23 серийный самолет поставленный с завода №7 в Горьком 27 марта 1972 года. Он служил в 899 АПИБ (авиационный полк истребителей-бомбардировщиков или fighter-bomber aviation regiment) базирующийся на авиабазе Lielvaarde под Ригой.
Теперь начнем выяснять что и как у нас(пользуясь различными профильными форумами):
Внешние признаки отличия МиГ-21СМТ от МиГ-21бис:
1. Ширина обечайки воздухозаборника МиГ-21СМТ равна 104 мм. На МиГ-21бис она равна 64 мм.
2. Отличительным признаком МиГ-21бис является перфорация на съемном кольце конуса (система отсоса
пограничного слоя конуса).
Обычно модификация МиГ-21СМТ ассоциируется с самолетами,которые имеют большой горбатый накладной топливный бак.
Но появившийся на модификации СМТ большой накладной бак (объемом 900 литров) сильно затенял хвост самолета, поэтому самолет МиГ-21СМТ оказался очень неустойчивым в полете.
Для увеличения путевой устойчивости 900 литровый топливный бак (чертежный номер 15-6128-100,место установки: в гроте между шпангоутами № 13 и 28, по с. з. 15Т-СУ-1474) начиная с самолета № 50-2207 заменяли на 530 литровый бак,как у МиГ-21бис(чертежный номер 50-6127-100,место установки: в гроте между шпангоутами № 13 и 25, установочный чертеж 50-6127-00).
Этот самый бак после перекочевал на последующую модификацию тип-50бис а затем и на тип-75.
От этого самолеты МиГ-21СМТ с уменьшенным накладным баком оказались внешне очень похожи на тип-50бис и последующие тип-75.
Однако самолеты эти разные. Идем дальше логическим путем....
Приборное оборудование самолетов типа 50 до № 50024040 имеет отличие от самолетов типа 75 в компоновке оборудования в кабине и в системе питания анероидно-мембранных приборов ПВД.
На этих самолетах левый и правый верхние щитки приборной доски и горизонтальная часть правого пульта имеет другую компоновку.
Система ПВД имеет различные варианты присоединения приборов, питающихся от нее. В системе установлен один кран переключения ПВД,который переключает только магистраль полного давления носового приемника ПВД на магистраль полного давления бортового приемника ПВД.
Статическая камера приемника ПВД-7 не задействована.
Кроме того, эти самолеты отличаются установкой расходомера топлива. На самолете типа 15 и 50 установлен комплект РТС16А-5,6.
На самолете тип 50 установлен двигатель 95Ф. Компрессор двигателя 95Ф на 15 мм короче компрессора двигателя 25, установленного на самолете тип 75, поэтому профиль крепления воздухо-воздушного радиатора смещен назад на 15 мм. В системе высотной коррекции двигателя установлены два сигнализатора давления САДА-0,25. Ограничение применения режима «Чрезвычайный форсаж» по высоте полета обеспечивается настройкой реле давления ИКДРДа-830-470-3 на высоту 3870 м. Носовой кок воздухозаборника самолета типа 50 по диаметру на 30 мм меньше и по длине на 40
мм больше, чем у самолета типа 75. На съемном кольце конуса отсутствуют перфорационные отверстия.
Топливная система самолетов типа 50 имеет следующие отличия:
- на самолетах до № 50-ММ07 установлен накладной бак № 7 вместимостью 900л. Бак разделен гермоперегородкой на два отсека: передний вместимостью 650 л и задний вместимостью 250 л. Задний отсек вырабатывается одновременно с крыльевыми баками-отсеками. Для наддува заднего отсека подведен воздух от магистрали наддува крыльевых баков через обратный клапан с дросселем диаметром 4 мм.
На самолетахтипа 50 с № 50-ММ07 установлен накладной топливный бак № 7 вместимостью 530 л, конструкция которого соответствует баку на самолетах типов 50бис и 75.
Гидравлическая система самолета типа 50 имеет следующие отличия от гидравлической системы самолета типа 75:
- в связи сустановкой двигателя 95Ф изменен монтаж трубопроводов по низу фюзеляжа в зоне шпангоутов № 20-28;
- в основной системе отсутствует цилиндрический гидроаккумулятор, манометр ТМ-100, зарядный штуцер 642500, обратный клапан 674600Б, арматура и трубопроводы, соединяющие эти агрегаты;
- изменена установка манометра ТМ-100 и зарядного штуцера 642500 цилиндрического гидроаккумулятора бустерной системы (смещены несколько назад);
- в связи стем, что смотровые горловины гидробака закрыты обтекателем киля, в нем предусмотрены смотровые окна из стекла.
По словам директора музея Виктора Петровича Талпа, 40 и 76 это именно МиГ-21 (тип 50бис) или он же МиГ-21СМб!!! Те кроме топливного бака здесь еще и сменен двигатель на Р-25-300. Если я вас не запутал,то сам все еще весьма путаюсь...
Общий вид спереди.
Среди оборудования.
Лобовое стекло.
НАРы
А под крылом какие то запчасти,возможно и от МиГа.
Заглушка номерная...
Общий вид самолета.
И переходим к еще одному самолету из этого музея: МиГ-21СМб с бортовым номером 40 и (cn 50029804/50-23-17). Этот самолет также был построен в 1972 году на Горьковском заводе.
Крупнее
Вид спереди.
Вид справа.
Общий ряд с 10кой которая является МиГ-21СМТ с 900 литровым конформным баком. Сравните ее горбатость...
Фото 48.
Заглушка на воздухозаборнике не позволяет выяснить точно какой здесь двигатель.
Фонарь кабины.
Сколько же вокруг добра...
На этом самолете другой набор вооружения.
Фото 69.
Фото 70.
Номер заглушки.
Носовая стойка.
Вооружение под другой консолью.
40 и 76 вместе.
Фото 90.
Хвостовое оперение.
Радиопрозрачная обшивка.
Фото 93.
И переходим к самолету из Польши: а вот это настоящий МиГ-21Бис (тип 75) с бортовым номером 8905 и заводским 75-078905 в цветовой схеме под орла. Служил в польских ВМФ.
Крупнее.
Носовая часть самолета.
Хвостовая. Судя по полустертой надписи,он принимал участие в каких то юбилейных торжествах,за что и поплатился нормальной окраской.
Фото 214.
Табличка с описанием. В Польше эксплуатировали 72 самолета МиГ-21бис.
Общий вид спереди.
Фото 225.
Носовая стойка.
Фото 14.
На фоне подступивших домов....
ЛТХ:
Модификация МиГ-21бис
Размах крыла, м 7.15
Длина, м 14.10
Высота, м 4.71
Площадь крыла, м2 23.00
Масса, кг
пустого самолета 5460
нормальная взлетная 8726
топлива 2390
Тип двигателя 1 ТРДФ Р-25-300
Тяга, кН
нефорсированная 1 х 69.60
форсированная 1 х 97.10
Максимальная скорость , км/ч
на высоте 2175
у земли 1300
Практическая дальность, км
с ПТБ 1470
без ПТБ 1210
Максимальная скороподъемность, м/мин 13500
Практический потолок, м 17800
Макс. эксплуатационная перегрузка 8.5
Экипаж, чел 1
Вооружение:
встроенная пушка 23-мм ГШ-23Л (200 снарядов).
максимальная масса боевой нагрузки до 1300 кг :
до четырех УР К-13М, РС-2УС, Р-ЗС, Р-ЗР, Р-60, Р-6ОМ, а также НАР калибром 57 и 240 мм и свободнопадающие бомбы различных типов калибром до 500 кг .
возможна подвеска контейнеров с пушками, АФА, средствами радиотехнической разведки.