AV-8C Harrier II - многоцелевой штурмовик, построенный американской компанией McDonnell Douglas на базе многоцелевого истребителя с вертикальным взлетом посадкой BAe (Hawker) Harrier. AV-8A, AV-8C Harrier одноместная версия для US Marine Corps. USMC заказало 102 AV-8A (обозначение компании: Harrier Mk. 50). А AV-8C это модернизированные AV-8A. 47 модернизировано.
Эти самолеты в различных модификациях можно встретить в большом количестве музеев по всему миру...
Intrepid sea air & space museum. все, чтоу меня есть по Harrier Как всегда использую информацию с сайтов
http://www.airwar.ruhttp://ru.wikipedia.org/wikiи других источников найденных мною в инете и литературе.
Наш самолет это McDonnel Douglas AV-8C Harrier с номером NM-601, заводской номер c/n 712141.
US Navy Bureau No 159232.
В экспозиции он выставлен в цветах VMA-231.
Немного истории:
построен как AV-8A.
поступил на службу в United States Marine Corps с BuNo 159232.
конвертирован в AV-8C.
19 декабря 1985 передан в Military Aircraft Storage and Disposal Center (MASDC) с инвентарным номером 7A0006.
в 1991 передан в Intrepid Sea-Air-Space Museum, New York, NY.
Несет маркировку: Buick, 159232
Корпус Морской пехоты США был очень заинтересован в скорейшем перевооружении самолетов модификации AV-8A на новую модификацию AV-8B Harrier II. В ожидании поставок AV-8B, часть самолетов AV-8A были модернизированы по стандарту AV-8B и получили обозначение AV-8C. Первый переоборудованный самолет поступил в USMC в конце 1978 года.
47 самолетов подверглись модернизации, получив обозначение AV-8C. У них была снята носовая фотокамера (задачи разведки перед ними не ставились), установлен новый прицельно-навигационный комплекс, изменена конструкция хвостовой балки, установлен контейнер для ИК-ловушек и дипольных отражателей. Был расширен и ассортимент вооружения, в который включили ракеты воздух - воздух AIM-9 Sidewinder и контейнеры с НУР Zuni. Также имелась возможность подвески практических (учебных) бомб на специальных переходных держателях.
Носовая стойка. Шасси самолета - велосипедного типа. Передняя одноколесная стойка - самоориентирующаяся (угол поворота 45 градусов).
ПВД на носу самолета.
Фюзеляж - типа полумонокок. В его передней части расположена герметизированая кабина летчика. Переднее остекление фонаря, обеспечивающее улучшенный обзор вперед-вниз, способно выдержать удар птицы массой до 500 г при скорости до 110 км/ч ( как то маловато?).
Самолет выполнен по нормальной аэродинамической схеме с высокорасположенным стреловидным крылом, имеющим отрицательное поперечное V. Планер изготовлен, в основном, из алюминиевых сплавов. Часть узлов выполнена настали и сплавов титана.
В кабине установлено катапультное кресло Мартин-Бейкер 9А Мк.2, обеспечивающее возможность аварийного покидания самолета на стоянке (самолеты AV-8A оснащены креслом Стенсел SIIIS-3).
Над верхней частью левого воздухозаборника устанавливается съемная штанга топливоприемника системы дозаправки в полете (методом шланг- конус).
В центре фюзеляжа установлен подъемно-маршевый ТРДД Rolls-Royce F402-RR-408 (1 х 9890 кгс). Двигатель имеет трехступенчатый вентилятор, восьмиступенчатый компрессор высокого давления, кольцевую камеру сгорания и двухступенчатые турбины низкого и высокого давления. Степень двухконтурности ТРДД - 1,4; степень повышения давления 14. Сухая масса двигателя 1405 кг.
Воздухозаборники - боковые нерегулируемые. По периметру воздухозаборников имеется восемь створок, которые обеспечивают питание двигателя воздухом на вертикальных режимах полета. Топливо размещается в пяти фюзеляжных и в двух крыльевых баках общей емкостью 2870 л. Под крылом возможна подвеска двух ПТБ емкостью 455 или 1500 л (последние - для выполнения перегоночных полетов). Заправочная горловина находится у обтекателя левого заднего поворотного сопла.
Для управления самолетом в горизонтальном полете служат элероны, цельноповоротный стабилизатор и руль направления. Проводка управлении - жесткого типа. Управление стабилизатором и элеронами осуществляется посредством дублированного гидропривода. Руль направления управляется вручную.
Для управления на режимах вертикального взлета и посадки, а также при полете на малых скоростях служит газодинамическая система управления (ГДСУ), состоящая из пяти сопел-клапанов. Два сопла для продольного управления размещены в носовой и хвостовой частях самолета; одно -для путевого управления (в хвостовой части фюзеляжа) и два - для поперечного управления (на концах крыла). Трубопроводы системы газового управления диаметром 70-90 мм изготовлены из сплава Нимоник 75. Воздух в ГДСУ отбирается от компрессора высокого давления. Включение ГДСУ производится автоматически при повороте сопел на угол более 20 градусов. Для согласования работы ГДСУ и аэродинамических поверхностей имеется механическая связь.
Трехлонжеронное стреловидное крыло кессонного типа имеет обшивку из фрезерованных панелей. На его верхней поверхности размещены два аэродинамических гребня и 24 турбулизатора. Угол поперечного V крыла -12 градусов, угол установки 1 градус 45', относительное удлинение 3,175, сужение 0,336. Корневая хорда крыла 3,25 м, величина САХ 2,42 м. Относительная толщина профиля у корня 10%, на конце - 3,3%.
На концах крыла расположены обтекатели крыльевых вспомогательных стоек шасси. Для выполнения перегоночных полетов к концам крыла крепятся специальные законцовки, увеличивающие размах на 1,34 м и площадь - до 19,06 м2.
Самолет оснащен лазерно-телевизионным координатором подсвеченных целей ARBS, ИНС, БЦВМ, приемником радионавигационный системы Такан, радиовысотомером и встроенной системой РЭП. В кабине установлен ИЛС и индикатор с подвижной картой (проекционного типа).
На ночных ударных самолетах установлена тепловизионная система GEC-Маркони, в кабине расположены цветные многофункциональные индикаторы на ЭЛТ с выводом на них цифровой карты местности, а также широкоугольный ИЛС с дифракционной оптикой.
Вооружение. На американских самолетах установлена пятиствольная пушка General Electric GAU-12/U (25 мм, 300 снарядов). На шести подкрыльевых узлах подвески размещается две-четыре УР AIM-9L Сайдуиндер, до четырех ракет AGM-65E Мейврик, бомбы, РБК, НАР.
Четыре поворотных сопла расположены по бокам фюзеляжа. Они поворачиваются синхронно от цепной передачи, приводимой двумя пневмодвигателями. Максимальный угол поворота сопел - 98,5 градусов. Каждое сопло имеет две направляющие лопатки. Передняя пара сопел связана с контуром вентилятора, задняя - с контуром высокого давления.
Горизонтальное оперение - стреловидное цельноповоротное. Оно имеет небольшой излом по передней кромке. Однокилевое вертикальное оперение имеет угол стреловидности по 1/4 хорд 40 градусов 22 мин.
Допбак под крылом.
ЛТХ:
Модификация AV-8C
Размах крыла, м 9.25
Длина самолета,м 13.89
Высота самолета,м 3.46
Площадь крыла,м2 22.40
Масса, кг
пустого самолета 5890
нормальная взлетная 11230
максимальная взлетная 12679
Внутренние топливо кг 3240
Тип двигателя 1 ТРД Rolls-Royce (Pegasus) F402-RR-402
Тяга, кгс 1 х 9752
Максимальная скорость, км/ч 1191
Крейсерская скорость, км/ч 980
Практическая дальность, км 3766
Боевой радиус действия, км 370
Практический потолок, м 15200
Экипаж, чел 1
Вооружение: Боевая нагрузка - 4085 кг на 8 узлах плдвески
2 контейнера с 30-мм пушкой
6 УР воздух-воздух AIM-9 или AIM-120 AMRAAM
4 УР воздух-поверхность AGM-65 Maveric
4 ПКР AGM-84 Harpoon или SeaEagle
2 бомбы с оптическим наведением AGM-62 Walleye