Dassault Falcon 20 - французский реактивный административный самолёт, первый в семействе административных самолётов от Dassault Aviation. Выпускался компанией Dassault Aviation и получил обозначение Mystere-Falcon 20 (Mystere - во Франции, а Falcon - для продаж на экспорт).
Опытный образец самолёта совершил свой первый полёт в 1963 году. Была разработана модификация серии Falcon 200, которая заменила в 1983 году на сборочной линии самолёт Falcon 20F после поставки 473 экземпляров.
National air and space museum, Steven f udvar-hazy center,2018 год. Национальный Аэрокосмический музей в Вашингтоне все, что у меня есть по Dassault Falcon 20 Как всегда использую информацию с сайтов
http://www.airwar.ruhttp://ru.wikipedia.org/wikiи других источников найденных мною в инете и литературе.
Dassault Falcon 20^ 1969 года выпуска с регистрационным номером N8FE и заводским номером 199.
Открытие службы Federal Express Cargo Falcon стало новой вехой в истории воздушного транспорта в Соединенных Штатах. Фред Смит создал новую категорию авиакомпаний, когда он запустил свою систему распределения посылок из централизованного расчетного центра в Мемфисе, штат Теннесси. Первые два Falcon были поставлены в июне 1972 года и стоили по $1.2 миллиона каждый. Один из них, N8FE, наш самолет, который мы видим в музее. Именно он 17 апреля 1973 года доставил первый пакет air express Federal Express. Сервис имел успех. В течении нескольких месяцев было заказано еще несколько Falcon, и к концу 1974 года, не менее 33 Falcon летало под эмблемой Federal Express.
Но этот успех был только началом. Falcon делали свою работу хорошо, но понадобилось купить более крупные самолеты, чтобы удовлетворить спрос. Парк самолетов Boeing 727-lOOF постепенно вытеснил Falcon и в 1982 году, меньше, чем через десять лет после начала работы N8FE в Federal Express основными самолетами уже были McDonnell Douglas DC-l0C. Falcon в National Air and Space Museum был первым в службе FedEx и поэтому получил имя Wendy, дочери Fred Smith. N8FE был подарен National Air and Space Museum компанией Federal Express в 1983 году.
Компания Dassault начала разработку легкого административного самолета с двумя турбореактивными двигателями совместно с компанией Aerospatiale (ранее Sud-Avation). Сборка опытного экземпляра началась в январе 1962 года. Опытный самолет представлял собой свободнонесущий низкоплан со стреловидными крылом и оперением, фюзеляжем круглого сечения и убирающимся трехопорным шасси с носовой опорой. Серийный самолет поднялся в воздух 4 мая 1963 года и был оснащен двумя турбореактивными двигателями Pratt & Whitney JTF12A-8 тягой 1497 кгc, установленными на пилонах по бокам хвостовой части фюзеляжа. Он получил обозначение Mystere-Falcon 20 (Mystere - во Франции, а Falcon - для продаж на экспорт).
Впоследствии самолеты были переоснащены турбовентиляторными двигателями General Electric CF700, которые стали стандартной силовой установкой. В Северной Америке эти машины продавались под наименованием Fan Jet Falcon. Самолет Mystere-Falcon 20 нашел как гражданское, так и военное применение, и заказы достигли почти 500 экземпляров. Первый серийный самолет совершил полет 1 января 1965 года, и первоначальная серия получила обозначение Standart Falcon 20.
На базе этого самолета были разработаны вариант Falcon 20С с увеличенным запасом топлива и двигателем General Electric CF700-2С с такой же тягой 1871 кгc, как у самолетов Standart Falcon, и Falcon 20D с более мощным двигателем CF700-2D тягой 1928 кгc. В результате установки двигателей CF700-2D-2 тягой 2041 кгc появился вариант Falcon 20Е, а установка дополнительных устройств, создающих увеличение подъемной силы для улучшения взлетно-посадочных характеристик, и дальнейшее увеличение запаса топлива были характерными чертами варианта Falcon 20F.
Затем началась разработка модифицированного самолета Falcon 20G, который предлагался компанией Falcon Jet Corporation в ответ на техническое задание Береговой охраны США на патрульный самолет средней дальности. Контракт на 41 машину с обозначением HU-25 Guardian был подписан в 1977 году. На данном варианте установлены ТРДД ATF3-6, с 1983 года это стало стандартным для всех серийных самолетов, получивших гражданское обозначение Falcon 200.
Самолеты HU-25A использовались для поисково-спасательных операций, а варианты HU-25B - для контроля за загрязнением окружающей среды. Вариант HU-25C, оснащенный бортовой ИК-системой FLIR для обнаружения целей в передней полусфере, был модифицирован для предотвращения контрабанды наркотиков.
Последней разработкой стал вариант Falcon 200, который заменил в 1983 году на сборочной линии самолет Falcon 20F после поставки 473 экземпляров. Опытный самолет 200, первоначально обозначенный Falcon 20H, был оснащен менее мощными двигателями ATF 3-6А-4С тягой 2360 кгc, увеличенными топливными баками в хвостовой части фюзеляжа. Он совершил первый полет 30 апреля 1980 года.
К 1989 году было поставлено 35 самолетов в 11 стран. Вариант Falcon 200 для морского патрулирования продается под обозначением Gardian 2 и оснащен поисковым радаром, оборудованием электронного противодействия и имеет возможность буксировки мишеней. Пять самолетов служат в составе ВМС Франции.
Кроме упомянутых выше, выпускались следующие модификации: Falcon 20 CC - один экземпляр с пневматиками низкого давления для эксплуатации с травяных взлетно-посадочных полос; Falcon 20 ST - обозначение двух самолетов Falcon, используемых ВВС Франции для обучения работе с системами и оснащенных боевым радаром и навигационной системой, как на самолетах Мираж (Mirage) IIIE; Falcon 20 FH - обозначение доводочного самолета для программы Falcon 20H с фюзеляжем и силовой установкой варианта Falcon 20F и новыми встроенными топливными баками.
Позднее появились укороченная версия Dassault Falcon 10, увеличенная 30-тиместная версия Falcon 30 (не развивалась) и улучшенная трёхдвигательная версия Dassault Falcon 50, которая и развивалась далее.
В 2012 году Falcon 20 стал первым самолётом, летавшим на 100 % биотопливе, когда выполнял тестовые полёты для канадского национального исследовательского совета.
Общий вид.
Модификации:
Mystere/Falcon 20 Прототип, всего 1 построен. Регистрация F-WLKB. Сегодня хранится в музее авиации в Ле-Бурже.
Mystere/Falcon 20C Начальная серийная версия. Известна под именем Standart Falcon 20 оба экземпляра конвертированы в
модель D.
Falcon 20 CC Один самолёт, подобный 20С, только с шинами пониженного давления.
Mystere/Falcon 20D Двигатели с большей тягой (General Electric GF700-2D) и меньшим расходом топлива, плюс дополнительные топливные баки.
Mystere/Falcon 20E Двигатели с большей тягой (аналогично 20D), увеличен вес снаряженного самолёта без топлива.
Mystere/Falcon 20F Предкрылки на весь размах крыльев плюс больший объём баков.
Falcon 20FH Оригинальное обозначение для прототипа Falcon 200.
Falcon 20G Морской патруль и наблюдатель, оснащённый двигателями Garrett AiResearch ATF3-6-2C.
Falcon 20H Оригинальное обозначение для Falcon 200.
Falcon 200 Улучшенный вариант, оснащенный двумя двигателями Garrett ATF3-6A-4C 2360 кг статической тяги плюс большее
количество топлива на борту. Первый полёт 30 апреля 1980 года.
Falcon ST Это обозначение получили самолёты Falcon 20, использовавшиеся французскими военными как учебный самолёт.
Этот самолёт был оснащён военным радаром и навигационными системами от Mirage IIIE.
HU-25A Guardian Версия 20G для береговой охраны США. 41 построено. Оснащались двигателями Garrett AiResearch Garrett
ATF3-6-2C.
HU-25B Guardian Версия для контроля загрязнений для береговой охраны США. 7 переделаны из HU-25A. Переделка состояла в
установке радара под фюзеляжем самолёта
HU-25C Guardian Версия самолёта для борьбы с наркотрафиком, оснащена поисковым радаром Westinghouse APG-66 и турелью с
инфракрасной системой наблюдения. 9 HU-25A переделаны.
HU-25C+ Guardian Улучшенная версия с радаром AN/APG-66(V)2 и новой инфракрасной турелью. Все девять улучшены.
HU-25D Guardian Модернизированные HU-25A. Оснащены AN/APS-143B(V)3 (ISAR) радаром и подобными турелями, как и в C+. 15 модернизированы.
Guardian 2 Морской патруль и наблюдение на основе Falcon 200. Никогда не производился.
CC-117 Обозначение канадских военных для Falcon 20C 1970 годов.
Fan Jet Falcon Под этим названием Falcon продавали в Северной Америке.
Falcon Cargo Jet Конверсия Falcon-а в лёгкий грузовой самолёт. Большое число купленных измененных самолётов числится за
Federal Express для ночных перевозок.
Falcon 20C-5, 20D-5, 20E-5, 20F-5 Это тот же Falcon 20, оснащённый двигателем Garrett TFE-731-5AR-2C или TFE-731-5BR-2C. Также включает доработки систем отбора воздуха, противооблединительной системы, гидравлики, топливной, электрические и
системы контроля двигателя и добавление системы контроля тяги двигателей на взлёте.
Технические и лётные данные (Falcon 20F)
Общие характеристики
Экипаж: 2 пилота
Пассажировместимость: 8-14 пассажиров
Длина: 17,15 метров
Размах крыльев: 16,3 метра
Высота: 5,32 метра
Площадь крыльев: 41 квадратный метр
Пустой вес: 7350 кг
Максимальный взлётный вес: 13000 кг
Тип двигателя: 2 ТРДД General Electric CF700-2D-2
Тяга: 2 х 2041 кгс
Пилотажные характеристики:
Максимальная скорость: 862 км/ч (максимальная крейсерская) на высоте 6100 метров
Крейсерская скорость: 750 км/ч (экономическая крейсерская) на высоте 12200 метров
Скорость сваливания: 152 км/ч (при полностью выпущенных закрылках, шасси)
Практическая дальность: 3350 км
Практический потолок: 12800 м