И снова Парк Патриот и самолет Су-15 - советский истребитель-перехватчик. Долгое время составлял основу ПВО СССР и участвовал во множестве происшествий, связанных с полётами иностранных самолётов над территорией СССР. Было построено более 1300 самолетов.
Парк Патриот все, что у меня есть по Су-15 Как всегда использую информацию с сайтов
http://www.airwar.ruhttp://ru.wikipedia.org/wikiи других источников найденных мною в инете и литературе.
Наш самолет это Су-15 с бортовым 71 c/n 0831. Ранее он выставлялся в музее авиабазы Саваслейка. Был восстановлен на Кубинке на 121 АРЗ в начале 2016 года и передан в Парк Патриот.
Одноместный сверхзвуковой истребитель-перехватчик Су-15 -цельнометаллический среднеплан нормальной аэродинамической схемы. Основные конструкционные материалы - алюминиевые сплавы Д16, В95 и АК4-1, ряд ответственных узлов изготавливался из легированных сталей ЗОХГСА, ЗОХГСНА и ЗОХГСЛ, а отдельные элементы хвостовой части фюзеляжа, работающие в условиях высоких температур - из титанового сплава ОТ4.
Фюзеляж - полумонококовой конструкции, состоял из двух частей - головной и хвостовой (ГЧФ и ХЧФ), с разъемом по 34-35 шпангоутам. Хвостовая часть отстыковывалась для замены и обслуживания двигателей.
Под радиопрозрачным конусом и в носовом отсеке располагалась РЛС РП-15М. Далее следовали: отсек кабины пилота с расположенной под ним нишей передней опоры шасси и закабинный отсек оборудования.
Носовая стойка и видны пилоны под фюзеляжем.
Основная стойка и подкрыльевые пилоны...
Крыло состояло из двух отъемных консолей треугольной формы, с углом стреловидности по передней кромке 60 градусов, углом установки 0 градусов и углом поперечного "V" минус 2 град. На самолетах, начиная с 11-31, устанавливалось крыло увеличенной площади, с т.н. "наплывом", имеющим стреловидность по передней кромке 45 град. Излом проходил на дистанции 2,625 м от оси симметрии самолета, на концевой части крыла имелась геометрическая крутка, выполненная отклонением носка вниз на 7 град. Каркас каждой консоли составляли: передний и задний лонжероны, 3 балки, стрингеры, 17 нервюр и 28 носков нервюр. Консоль с "наплывом" отличалась дополнительной силовой балкой, пристыкованной к переднему лонжерону, и увеличенным числом нервюр и носков.
Конструктивно каждая консоль делилась на 5 отсеков: носок, передний отсек, отсек шасси, топливный отсек, хвостовая часть. Топливный отсек располагался между 2-й и 3-й балками. Он был герметичным и отличался от остальных тем, что в качестве обшивки в нем использовались монолитные штампованные панели. Механизация крыла состояла из отклоняемого закрылка, оснащенного системой управления погранслоем (УПС), и элерона с осевой аэродинамической компенсацией и весовой балансировкой. Углы отклонения закрылков: на взлете - 15 град., на посадке - 25 град., а при включенной системе УПС - 25 град. и 45 град., соответственно. Максимальные углы отклонения элеронов - 18,5 град.
Ниша уборки основной стойки.
Хвостовое оперение состояло из киля с рулем направления и цельноповоротного стабилизатора. Киль - однолонжеронный, с подкосной балкой. В нижней части киля установлен контейнер тормозного парашюта ПТ-15 площадью 25 м2, а в верхней части - законцовка из радиопрозрачного материала, между слоями которого располагалась антенна радиостанции, а в задней части - обтекатели антенн систем слепой посадки и госопознавания. Руль направления - однолонжеронный, с весовой балансировкой.
Законцовка из радиопрозрачного материала.
Стабилизатор состоял из двух половин, каждая из которых крепилась к фюзеляжу при помощи полуоси на двух подшипниках. Угол нейтрального положения стабилизатора минус 4е, поперечного "V" - минус 6е. Половины стабилизатора - однолонжеронной конструкции, с подкосной балочкой. На каждой из них установлен противофлаттерный груз.
По бокам кабины располагались воздухозаборники - регулируемые, с вертикальным трехступенчатым клином торможения. На боковой поверхности каждого воздухозаборника имелось по створке дополнительного забора воздуха. Для улучшения работы на больших углах атаки плоскости воздухозаборников отклонены от вертикали на угол 2,5 град.
Фонарь кабины состоял из неподвижного козырька с бронеблоком и сдвижной части из термостойкого оргстекла.
Табличка с описанием самолета.
Общий вид спереди.
Снова носовая стойка...
Опасно-воздухозаборник...
Фонарь одноместной кабины.
Бортовой номер 71.
Створки...
За отсеком оборудования располагался топливный отсек , разделенный перегородками на три бака. Заканчивалась ГЧФ отсеком двигателей . ХЧФ технологически состояла из 3 отсеков и съемного хвостового обтекателя. На ней размещались 4 тормозных щитка суммарной площадью 1,32 м2 с максимальным углом открытия 50 град..
Система управления - необратимая бустерная. Проводка управления стабилизатором и элеронами жесткая, рулем направления - смешанная: от педалей до узла на шп. 31 тросовая, далее - жесткая. Для имитации аэродинамических нагрузок служат пружинные загрузочные механизмы. В систему продольного управления включены: автомат регулирования загрузки АРЗ-1, предназначенный для изменения величины загрузки ручки управления самолетом в зависимости от режима полета, дифференциальный механизм, изменяющий передаточное отношение между ручкой и стабилизатором по нелинейному закону, и механизм триммерного эффекта. Никаких иных средств автоматизации на Су-15 не было, а кнопки автопилота в кабине так и остались незадействованными. Исполнительными органами системы управления являлись бустеры БУ-49 или БУ-220Д.
Внешнее светотехническое оборудование Су-15 включало бортовые аэронавигационные огни БАНО-45 на верхней поверхности крыла, хвостовой огонь ХС-39 на законцовке киля и такие же огни на опорах шасси. При рулежке и на посадке использовались фары ПРФ-4 на нижней поверхности крыла.
Пилон для вооружения...
Общий вид справа.
Шасси - трехопорное с носовой опорой. Амортизация - гидропневматическая, подвеска колес - рычажная. Уборка и выпуск выполнялись гидросистемой, торможение и аварийный выпуск - пневмосистемой. Тормоза - дисковые, с биметаллическими и металлокерамическими элементами.
Передняя опора - самоориентирующаяся (тормозное колесо КТ-61/3 с пневматиком 660x200 мм может поворачиваться на угол до 60s). Для устранения колебаний типа "шимми" стойка оборудована демпфером. Основные опоры оснащены тормозными колесами КТ-117 с пневматиками 880x230 мм.
Общий вид сзади.
Силовая установка включала два турбореактивных двигателя Р-11Ф2С-300 или Р-11Ф2СУ-300 (на самолетах с 11-31 могли устанавливаться Р-13-300, данные, приводимые ниже в скобках, относятся к ним). Тяга одного двигателя на режиме полного форсажа составляла 6175 (6600) кгс при удельном расходе 2,37 (2,25) кг/кг тяги в час, а на максимальном режиме - 3900 (4100) кгс при удельном расходе 0,93 (0,96) кг/кг тяги в час. Р-11Ф2СУ-300 отличался от Р-11Ф2С-300 наличием фланцев отбора воздуха для системы УПС. Расход воздуха на нужды УПС не превышал 2,5 кг/с. Система УПС работала на режимах двигателей ниже форсажных.
Здесь прячется парашют...
Цельноповоротный горизонтальный стабилизатор.
Вид сзади снизу...
Общий вид.
Топливная система состояла из трех фюзеляжных и двух крыльевых баков-отсеков общей емкостью 6860 л (5600 кг). Дополнительно в двух подвесных топливных баках могло размещаться еще 1200 л (980 кг). Топливо - керосин марок Т-1, ТС-1 или РТ Система противопожарной защиты включала: противопожарные перегородки и кожухи, систему сигнализации о пожаре ССП-2И, фреоновый огнетушитель УБШ-6-1 и два распылительных коллектора.
Общий вид слева.
Фото 127.
Хвостовая часть.
Система жизнеобеспечения состояла из кондиционирования воздуха и системы кислородного питания. При полетах на высоте до 10 км и скорости до 900 км/ч стандартное снаряжение пилота составляла кислородная маска КМ-32, защитный шлем ЗШ-3 и вентилируемый комбинезон ВК-3 или ВК-4. При полетах на сверхзвук летчик одевал высотный компенсирующий костюм ВКК-4, ВКК-6 или ВКК-6П, гермошлем ГШ-4МС, ГШ-6М или ГШ-4МП.
Система аварийного покидания с катапультируемым креслом КС-4 обеспечивала безопасное покидание самолета во всем диапазоне высот и скоростей полета, включая разбег и пробег на скоростях выше 140-150 км/ч.
Пилотажно-навигационное оборудование обеспечивало самолетовождение днем и ночью, в простых и сложных метеоусловиях. В его состав входили: курсовая система КСИ-5 с указателем курса УКЛ-2, авиагоризонт АГД-1, указатель высоты ВДИ-30, указатель истинной скорости КУСИ-2500, указатель числа Маха М-2,5, комбинированный прибор ДА-200, указатель перегрузок АМ-10, часы АЧС-1, магнитный жидкостный компас КИ-13 и система сигнализации критического угла атаки. Для определения высотно-скоростных параметров служили анероидно-мембранные приборы, работавшие от основного и аварийного приемников воздушного давления ПВД-7.
Вооружение состояло из 2 ракет "воздух-воздух" средней дальности типа Р-98. Использовались ракеты Р-98Р с радиолокационной и Р-98Т с тепловой ГСН. Кроме того, на Су-15 могли применяться и более старые ракеты типа Р-8М или Р-8М-1, но только при перехвате цели в ЗПС. Пуск ракет мог осуществляться как одиночно, так и залпом, с интервалом 0,5 с. В состав системы вооружения входили: РЛС РП-15М ("Орел-Д58М"), коллиматорный визир К-10Т и балочные держатели БДЗ-59ФК. В строевых частях самолеты оснащались пушечными контейнерами УПК-23-250 с пушкой ГШ-23Л и боекомплектом по 250 снарядов, а также ракетами "воздух-воздух" малой дальности Р-60.
ЛТХ:
Модификация Су-15
Размах крыла, м 8,62
Длина самолета, м 22,07
Высота самолета, м 5,00
Площадь крыла, м2 34,56
Масса , кг
пустого самолета 10220
нормальная взлетная 16520
максимальная взлетная 17094
Тип двигателя ТРДФ Р-11Ф2С-300
Максимальная тяга, кН 2 х 60,80
Максимальная скорость, км/ч:
у земли 1200
на высоте 12000 м 2230
Посадочная скорость, км/ч 350
Практический потолок, м:
у самолетов с коническим обтекателем РЛС 18500
у самолетов с оживальным обтекателем 17000
Практическая дальность, км 1550
Длина разбега с ПТБ, м 1650
Макс. эксплуатационная перегрузка 6.5
Экипаж, чел 1
Вооружение: две УР класса воздух-воздух средней дальности с полуактивной радиолокационной и ИК системами
наведения Р-98 или Р-8М