На входе в парк Победы в Саратове, нас встречает наверное единственный боле-менее сохранившийся самолет. Видимо потому, что стоит на постаменте и до него не добираются шаловливые ручки посетителей...Як-38 (внутреннее обозначение: изделие ВМ, заводское обозначение: изделие 86, по кодификации НАТО: Forger-A - «Фальшивомонетчик», «Фальсификатор» или «Кузнец») - советский палубный штурмовик, первый в СССР серийный самолёт вертикального взлёта и посадки. При его постройке использовались данные, полученные при разработке и испытаниях опытного самолёта Як-36. Самолёт был оснащён одним подъёмно-маршевым двигателем Р-28 и двумя подъёмными двигателями РД-38, расположенными за кабиной лётчика. Также на нём была установлена уникальная система автоматического катапультирования лётчика (САК) при аварийных ситуациях (в частности, отказе двигателей или струйного управления) на малых скоростях и режиме висения (более ни один самолёт отечественной авиации не имеет систему полностью автоматического покидания, решающую за лётчика).
Всего был построен 231 самолёт Як-38 различных модификаций в 1974-1989 годах. Серийный выпуск машины осуществлялся на Саратовском авиазаводе. Самолёты в составе авиагрупп могли базироваться на авианесущих крейсерах проекта 1143 («Киев», «Минск», «Новороссийск», «Баку»).
Музей Дальней авиации в Энгельсе и парк Победы в Саратове. все, что у меня есть по як-38 Как всегда использую информацию с сайтов
http://www.airwar.ruhttp://ru.wikipedia.org/wikiи других источников найденных мною в инете и литературе.
Наш борт, это Як-38 бортовой 71. Построен 13 июля 1977 года на заводе САЗ. Заводской номер: 7977861706107, серийный (порядковый) номер: 05-03. На хранении как минимум с 1991 года. Списан 24 февраля 1999 года.
Сборка завершена 13 июля 1977 года. Использовался для испытаний на ЛИС САЗ, вероятно в то время не имел бортового номера. После списания в 1999 году установлен как памятник в Парке Победы в Саратове. Нанесён бортовой 71, который предположительно указывает на год первого полёта Як-36М - 1971-й.
Кабина частично комплектна, данных о комплектности силовой установки нет.
Серийный и заводской номера подтверждены официальным документом.
Здесь у него пара НУР УВ-16-57, а что еще?
Самолет судя по всему недавно грубо покрашен...
Фонарь не закрыт от солнца...
Носовая стойка.
Вооружение под крылом.
ПВД
Общий вид самолета.
Список летчиков-испытателей Як-38.
Работники завода:
Работа Василий Григорьевич заслуженный летчик-испытатель СССР, герой России
Исаев Анатолий Михайлович заслуженный летчик-испытатель СССР
Абакумов Владимир Михайлович заслуженный летчик-испытатель России
Мин Обороны военное представительство 541
Широченко Иван Иванович военный летчик-испытатель 1 класса, полковник
Московцев Анатолий Степанович военный летчик-испытатель 1 класса, полковник
Основные стойки.
Выходное отверстие двигателя.
Общий вид самолета.
Птицы не оставляют своим вниманием борт...
Левая консоль крыла.
Хвостовое оперение.
Общий вид сзади.
Крупнее спина.
Складываемая консоль.
Хвостовая часть.
ЛТХ:
Модификация Як-38
Размах крыла , м
полный 7.02
со сложенными крыльями 4.45
Длина, м 16.37
Высота, м 4.25
Площадь крыла, м2 18.41
Масса, кг
пустого снаряженного самолета 7020
нормальная взлетная (ВВП) 10300
топлива 2750
Тип двигателя
подъемно-маршевый 1 ТРД Р-27В-300
подъемные 2 ТРД РД-36-35ФВР
Тяга, кгс
подъемно-маршевый 1 х 6100
подъемные 2 х 3050
Максимальная скорость, км/ч
на высоте 1100
на уровне моря 1210
Практическая дальность, км
нормальная 680
при вертикальном взлете 500
Боевой радиус действия, км 250 -370
Максимальная скороподъемность, м/мин 4500
Практический потолок, м 11000
Макс. эксплуатационная перегрузка 6
Экипаж, чел 1
Вооружение: На 4-х внешних подвесках - максимально - 1500 кг боевой нагрузки, при ВВП -1000 кг
2 УР воздух-воздух Р-3 или 4 Р-60, или ПКР Х-23,
или 2 Р-60 и 2 500 кг. бомбы,
или 2х 500 кг бомбы и 2 НУР УВ-16-57 (55-мм),
или 2 Р-60 и 2 контейнера УПК-23 с 23-мм
двуствольной пушкой ГШ-23Л.