Bristol Fairchild Bolingbroke это морской патрульный и учебный самолет, использовавшимся Королевскими ВВС Канады во время Второй мировой войны. Построенный Fairchild-Canada, он был лицензионной версией бомбардировщика Bristol Blenheim Mk IV. Всего было построено 626 Bolingbroke.
Bristol Blenheim, по названию города в Великобритании - британский скоростной лёгкий бомбардировщик. Разработан и производился предприятием Bristol Aeroplane Company и широко использовался с первых дней Второй мировой войны. Серийный выпуск был начат в 1937 году и составил 4422 самолёта.
Первый британский самолёт с цельнометаллической обшивкой и один из первых получивший убирающееся шасси, закрылки, пулемётную турель с электроприводом и винты изменяемого шага, а в варианте ночного истребителя - радар.
Музей РАФ и РАФ-2: ч1 Музей РАФ и РАФ-2 ч2 все, что у меня есть по Bristol Blenheim Как всегда использую информацию с сайтов
http://www.airwar.ruhttp://ru.wikipedia.org/wikiи других источников найденных мною в инете и литературе.
Наш самолет это Bristol/Fairchild Bolingbroke IVT с заводским номером 10001. Был построен в 1937 году в Канаде по лицензии как Bristol/Fairchild Bolingbroke IV-T 10001/L8756. Списан 15 мая 1946 года. Продан за 200 долларов в частные руки. Музей в 1966 году купил этот самолет за те же 200 долларов... В 1978 году завершена реставрация самолета. Он был отреставрирован как Blenheim и покрашен как L8756 "XD-E" служивший в 139 Squadron RAF.
Здесь полная история этого самолета.
Всего было построено 457 Bolingbroke IV-T, по меньшей мере 35 из них сохранилось в разной степени сохранности, свыше 20 из них в Канаде. Они сохранились благодаря тому, что после списания в 1946-47 годах попали во владение к различным фермерским хозяйствам.
В 1937 году правительство Канады заключило контракт на лицензионное производство Blenheim Mk IV в компании Fairchild под обозначением Bolingbroke. Внешне канадские Bolingbroke ничем не отличались от своих английских "родственников", но на части машин было установлено американское оборудование и приборы.
Первая из четырех модификаций Bolingbroke, получившая обозначение Mk I, была выпущена в 1939 году в количестве 18 самолетов (серийные номера 702 - 719). Машина была оснащена двигателями Bristol Mercury VIII мощностью 840 л.с. Поставки нового самолета Королевским ВВС Канады (RCAF) начались 15 ноября 1939 года - первую машину передали 8-й эскадрилье, базировавшейся в Сиднее, Новая Шотландия, занимавшейся противолодочным патрулированием в Атлантике.
Многие из первых серийных Bolingbroke Mk I были использованы Fairchild для опытно-конструкторских работ. Самолеты 702 и 717 переделали в прототипы Bolingbroke Mk III, оснастив их поплавками Эдо. Поплавки крепились к фюзеляжу, крылу и узлам установки основных стоек шасси с помощью обтекаемых стоек. Хотя испытания этих машин прошли успешно, заказа на серийное производство Bolingbroke Mk III не последовало, и в 1942 году самолетам вернули обычное шасси.
Бомбардировщик 712 был восстановлен после аварии и под обозначением Bolingbroke Mk II использовался для испытаний американских приборов и оборудования, а самолеты 712 и 718 получили сдвоенное управление и превратились в учебно-тренировочные.
Следующая серия из 151 самолета (серийные номера 9001 - 9151) с обозначением Bolingbroke Mk IV была оснащена двигателями Bristol Mercury XV мощностью 905 л.с. и американскими приборами и оборудованием. Поставки Bolingbroke Mk IV ВВС Канады начались в январе 1941 года. На часть самолетов этой партии (9005, 9010 - 9023) установили американские двигатели Pratt-Wittney "Wasp Junior" мощностью 825 л.с. с винтами Hamilton Standart - это делалось в качестве страховки на случай перебоев с поставками двигателей Bristol Mercury. Но поскольку такого не случилось, больше американские двигатели на самолеты не устанавливали. Чтобы отличать эти машины, для них ввели новое обозначение - Bolingbroke Mk IV-W.
Еще один бомбардировщик (9074) получил двигатель Wright Cyclone Gr-1820-G3B мощностью 900 л.с. и обозначение Bolingbroke Mk IV-C. Поскольку установка нового двигателя никак не сказалась на летных характеристиках машины, работы в этом направлении прекратили. Некоторое количество Mk IV позднего выпуска было оснащено двигателями Bristol Mercury XX. На самолете 9086 прошло испытания лыжное шасси, в дальнейшем широко использовавшееся на канадских Bolingbroke.
Последней модификацией Bolingbroke стал учебный Mk IV-T, строившийся в 1942-43 годах. Большинство самолетов этого типа было оснащено двигателями Bristol Mercury XV. Эта модификация стала самой массовой - ВВС Канады получили 457 самолетов, а еще 51 машину не успели достроить.
Bolingbroke использовались только канадскими ВВС и только в Канаде и на Алеутских островах. Первой их получила 8-я (разведывательно-бомбардировочная) эскадрилья, за которой последовали другие подразделения. Прежде всего Bolingbroke использовались для противолодочного патрулирования над Атлантикой и Тихим океаном.
Две эскадрильи ВВС Канады были переданы объединенным американо-канадским силам, защищавшим Алеутские острова и западное побережье Аляски от нападений японцев. 115-я эскадрилья прибыла на Алеуты в апреле 1942 года и занималась противолодочным патрулированием и разведкой. В июне 1942 года на островах были развернуты двенадцать Bolingbroke Mk IV 8-й эскадрильи. Самолеты вылетели с базы Си Айленд и, преодолев 1600 км, 3 июня приземлились на острове Якутат. По прибытии на машинах закрасили красные круги на кокардах, чтобы не путать их с японскими знаками национальной принадлежности "Хиномару". Позднее самолеты получили дополнительные опознавательные знаки в виде синей полосы шириной 35-см в хвостовой части фюзеляжа. Отвратительная погода на алеутских островах оказалась худшим врагом, чем японцы, и много Bolingbroke было потеряно в густых аляскинских туманах. Обычная боевая нагрузка самолета состояла из трех 136-кг глубинных бомб, и две машины всегда находились на аэродроме в полной готовности к вылету. 8-я эскадрилья совместно с ВМС США уничтожила одну японскую подводную лодку. Bolingbroke, пилотируемый флайт-сержантом П.М.Г. Томасом, атаковал и повредил субмарину, после чего подоспевшие боевые корабли отправили ее на дно.
Большая часть Bolingbroke никогда не принимала участия в боевых действиях. Они использовались для подготовки экипажей и технического персонала в рамках программы тренинга стран Британского Содружества. Часть машин, получивших хорошо заметную окраску, использовалась в качестве буксировщиков мишеней для обучения воздушных стрелков и зенитчиков.
Модификации:
Bolingbroke Mk I двухдвигательный морской патрульный бомбардировщик, оснащенный двумя радиальными поршневыми двигателями Bristol Mercury VIII, с британским оборудованием. 18 построено.
Bolingbroke Mk II конвертация пятого Mk I с американским оборудованием - прототип Mk IV.
Bolingbroke Mk III поплавковая конверсия шестнадцатого Bolingbroke Mk I, с двумя поплавками Edo.
Bolingbroke Mk IV двухдвигательный морской патрульный бомбардировщик, оснащенный антиобледенительной системой и шлюпкой, тпкже получивший канадское и американское оборудование, оснащен двумя радиальными поршневыми двигателями Bristol Mercury XV, 134 построено.
Bolingbroke Mk IVW подверсия Mk IV оснащенного двумя радиальными поршневыми двигателями 825 hp (615 kW) Pratt & Whitney SB4G Twin Wasp Junior на случай нехватки двигателей Mercury. Mk IVW данные оказались хуже Mk IV и поставки британских двигателей сохранились, поэтому вернулись к Mk IV после постройки 15 самолетов.
Bolingbroke Mk IVC версия Mk IV с 900 hp (671 kW) двигателями Wright R-1820 Cyclone не требующими бензина с высоким октановым числом. Один построен.
Bolingbroke Mk IVT многоцелевой учебный самолет. Всего 350 построено с двигателями Mercury XV, далее последовали 107 оснащенных низкооктановыми двигателями Mercury XX, всего построено 457, и еще 51 отмененных. Шесть Mk IVT были конвертированы с двойным управлением. Позже 89 были конвертированы в буксировщик мишеней Mk IVTT Target Tug.
ЛТХ:
Модификация Blenheim Mk IV
Размах крыла, м 17.17
Длина, м 12.98
Высота, м 3.00
Площадь крыла, м2 43.57
Масса, кг
пустого самолета 4441
нормальная взлетная 6803
Тип двигателя 2 ПД Bristol Mercury ХV
Мощность, л.с. 2 х 920
Максимальная скорость , км/ч 428
Крейсерская скорость , км/ч 319
Практическая дальность, км 2350
Скороподъемность, м/мин 412
Практический потолок, м 8310
Экипаж, чел 3
Вооружение: пять 7,7-мм пулеметов (1 в левой консоли крыла, 2 в надфюзеляжной турели с механическим управлением и 2 с дистанционным управлением на опоре под носовой частью для обстрела задней полусферы);
до 454 кг бомб в бомбовом отсеке и 145 кг на внешних подвесках.