CH-53 Sea Stallion - тяжёлый транспортный вертолёт. Построен компанией «Sikorsky Aero Engineering Corporation». Впервые поднялся в воздух 14 октября 1964 г. Поставки начались в сентябре 1965 г. Всего было построено 522 вертолёта всех модификаций (412 в США и 110 по лицензии в Германии).
Первоначально он создавался для использования корпусом морской пехоты США ,но в итоге получил распространение в Германии,Иране,Израиле,и Мексике. ВВС сша использовали HH-53 "Super Jolly Green Giant" в эпоху завершения вьетнамской войны и после нее, модифицировав большинство из этих вертолетов в MH-53 Pave Low(для бреющего полета с отслеживанием рельефа местности).
Вы удивитесь,но это один из первых вертолётов, на котором были продемонстрированы бочка и мёртвая петля.
этот же пост,но с маленькими картинками Naval museum, Pensacola FlКак всегда использую информацию с сайтов
http://www.airwar.ruhttp://ru.wikipedia.org/wikiи других источников найденных мною в инете и литературе.
В 1960, корпус морской пехоты начал искать замену своим поршневым вертолетам
HR2S . 27 января 1961, морская пехота объединила свои усилия с другими родами войск для создания "Tri-Service VTOL transport",и эти исследования вылились в создание Vought-Hiller-Ryan XC-142A tiltwing.
общий вид слева
Получалась очень интересная машина,но корпус морской пехоты вышел из работы, когда понял,что не получит машину в расчетные сроки. Несмотря на то,что XC-142A, была для своего времени очень инновационная разработка,но она так никогда и не попала в производство:-((.
В марте 1962, бюро ВМФ по морскому оружию, действуя от имени морских пехотинцев, разработало требования к "экспериментальному тяжелому вертолету/ HH(X)".Спецификация включала грузоподъемность в 3,600 kg с дальностью действия в 190 km со скоростью в 280 km/h. HH(X) должен был быть использован,как наступательный транспорт , эвакуация поврежденных самолетов,войсковой транспорт и медицинский. В роли транспорта наступления,он должен заниматься перевозкой тяжелого вооружения ,а не войск.
общий вид справа
В ответ, Boeing Vertol предложил модифицированную версию CH-47 Chinook; Kaman Aircraft предложил модификацию британского вертолета British Fairey Rotodyne ; и Sikorsky предложил увеличенную версию S-61R, с двумя двигателями General Electric T64 turboshafts и динамической системой от S-64, и назвал это все "S-65".
Фюзеляж цельнометаллический, типа полумонокок. Нижняя часть фюзеляжа герметизирована для обеспечения посадки на воду. Боковые обтекатели обеспечивают дополнительную плавучесть и увеличивают поперечную остойчивость вертолета в воде. В грузовой кабине размерами 3.14х2.23х1.38м пол рассчитан на нагрузку 1460кг/м. В кабине размещается в десантном варианте 38 десантников с вооружением, в санитарном варианте - 24 раненых на носилках и 4 санитара. Вделанные в пол крепежные кольца рассчитаны на усилия 2270, 4535 и 3070кг. Погрузочная рампа с гидравлическим приводом рассчитана на нагрузку 1360кг. В кабине имеются две электрические грузовые лебедки с дистанционным управлением грузоподъемностью по 900кг и буксировочная - грузоподъемностью 3175кг с системой управления скоростью подъема груза. В задней части кабины расположена штанга для буксировки трала. Штанга рассчитана на нагрузку до 3070кг.
Предложение фирмы Kaman быстро умерло,как только Британское правительство сократило поддержку программы Rotodyne . Соревнование между Boeing Vertol и Sikorsky было интенсивным,но Sikorsky все поставил на победу и в итоге был заключен контракт в июле 1962.
Кабина экипажа трехместная, с расположенными рядом сиденьями летчиков. Предусмотрена установка бронирования для защиты экипажа и основных агрегатов.
Морские пехотинцы первоначально хотели купить четыре опытных образца ,но столкнулись с финансовыми проблемами. Sikorsky, был настроен решительно,постарался сократить расходы и предложил обойтись двумя опытными образцами. В итоге было заключено соглашение в сентябре 1962 и Sikorsky обязался построить меньше чем за 10 млн долларов два прототипа "YCH-53A" , а также макет и образец для наземных испытаний.
Программа разработки шла не очень гладко, из-за нехватки технических ресурсов плюс различные проблемы с поставщиками и правительством, но эти проблемы постепенно преодолевались. Также возникла проблема с U.S. секретарем обороны Robert S. McNamara который считал,что надо использовать Чинук,для унификации техники между родами войск, но руководство пехотинцев убедило оффис McNamarы что Chinook для удовлетворения всем требованиям потребует серьезных и дорогостоящих модификаций.
лобовое стекло
После преодоления всех препятствий первый YCH-53A совершил свой первый вылет на заводе Сикорского в Stratford, Connecticut, 14 октября 1964, приблизительно на четыре месяца позже графика. Пехотинцы уже разместили первоначальный контракт на 16 вертолетов в сентябре. Летные испытания прошли более гладко,чем ожидалось и это помогло наверстать упущенное время. Вертолет получил военное обозначение CH-53A и имя "Sea Stallion". Поставки заводских Ch-53 начались в 1966.
кабина
CH-53A прибыли во Вьетнам в январе 1967 и оказались очень полезными. 141 CH-53A были потсроены, включая два прототипа. Флот сша приобрел 15 CH-53A у морской пехоты в 1971 для систем противоминной защиты(AMCM) . Эти вертолеты имели более мощный двигатель T64-GE-413 turboshafts и получили обозначение "RH-53A"
ВВС сша заказали HH-53B в сентябре 1966 и совершили они первый полет 15 марта 1967. Им добавили систему дозаправки, сбрасываемые топливные баки спасательную лебедку и модифицированный двигатель T64-GE-3 .ВВС использовали HH-53B для службы поиска и спасения (CSAR). HH-53C это модифицированный вариант CSAR с маленьким в 1,700 L баком для улучшения рабочих характеристик. Он также получил более сильную защиту и современные средства связи. Он также использовался ВВС для общих транспортных работ.
Рулевой винт четырехлопастный, диаметром 4.88м, с шарнирным креплением лопастей. Концевая часть хвостовой балки, на которой установлен рулевой винт, складывающаяся. В конструкции рулевого винта использованы титановые сплавы.
Подъем больших грузов в тропическом климате потребовал более мощных двигателей, так что пехотинцы решили приобрести модификацию, "CH-53D", с новыми двигателями, вначале T64-GE-412 а позже T64-GE-413. CH-53D также включал модифицированную трансмиссию для более мощного двигателя, и переделанный интерьер кабины для размещения 55 пехотинцев..
Несущий винт шестилопастный, с шарнирным креплением лопастей, имеет совмещенные вертикальные и горизонтальные шарниры, снабжен гидравлической системой складывания лопастей. Ступица втулки выполнена из титанового сплава. Лопасти цельнометаллические, из алюминиевого сплава, прямоугольной формы в плане. Хорда лопасти 0.66м, окружная скорость концов лопастей 203м/с.
Первый полет CH-53D состоялся 27 января 1969. CH-53D служил вместе с CH-53A остаток войны во Вьетнаме. Была разработана ВИП версия "VH-53D" и использовалась для полетов предзидента. Флот также приобрел CH-53D . Они назывались "RH-53D" и имели на борту два пулемета 0.50 BMG (12.7 mm) Browning для подрыва мин. Флот получил 30 RH-53D в начале 1973.
левый двигатель
В течении 1980х, парк CH-53 израильских ввс был модернизирован израильской авиационной промышленностью. Проект закончился только в 1997 году - улучшил авионику CH-53 , живучесть и продлил их жизнь еще на пару десятилетий.
В 1989, некоторые из CH-53A были переданы из корпуса морской пехоты в ввс для учебных целей,они стали называться "TH-53As". TH-53A были лишены большинства боевого оснащения.
Двигатели установлены на фюзеляже в отдельных гондолах. Воздухозаборники боковые, снабжены пылезащитными устройствами. Боковые панели гондол откидываются на шарнирах, образуя платформы для обслуживания. Валы двигателей выходят под углом к центральному редуктору и отсеку вспомогательных агрегатов. Выхлопные сопла двигателей отклонены наружу под углом 24". Для защиты от песка установлены фильтры, предотвращающие на 90% проникновение в двигатель частиц, имеющих диаметр более 20 микрон.
правый двигатель,без защитного пылефильтра
Трансмиссия состоит из редукторов двигателей, промежуточных редукторов, угловых редукторов, главного редуктора, вала и редуктора вспомогательной силовой установки, вала и углового редуктора рулевого колеса. В системе трансмиссии используются титановые сплавы. Масса трансмиссии 124кг.
Топливная система включает два протектированных бака общей емкостью 2350л, расположенные в боковых обтекателях, и две помпы, находящиеся непосредственно у двигателей.
Вертолет,который экспонируется на открытой стоянке музея морской авиации в Пенсаколе ,это CH-53A он имеет номер BuNo 153715 и был поврежден ракетной атакой северовьетнамцев на авиабазу у горы Марбл ,южный вьетнам.Экипаж вертолета дал ему имя "Patches".
основные шасси: Шасси. Трехопорное, убирающееся, со сдвоенными колесами на опорах: передняя опора убирается назад в фюзеляж, задние опоры убираются вперед, в отсеки в боковых обтекателях. Колея шасси 3.96м, база шасси 8м.
** кабина современного варианта
Электронное оборудование включает две радиостанции, радионавигационную систему TACAN AN/ARN-52, радиолокационный опознавательный передатчик, радиолокационный высотомер AN/ARN-117. Предусмотрена установка комплексной системы бортового оборудования IHAS.
** кабина
Электросистема состоит из двух изолированных цепей, одна из которых питается от генератора переменного тока, создающего напряжение 115-120В, а вторая цепь питается от генератора постоянного тока с напряжением 28В. Генераторы приводятся от главного редуктора несущего винта.
** схема
YCH-53A победитель конкурса среди вертолетов НН(Х), к марту 1966г. было построено два опытных образца СН-53А; первый полет совершен 14 октября 1964г. вторым экземпляром, оснащенным двумя турбовальными двигателями Т64-GE-6.
CH-53A первый серийный вариант поставки начались в сентябре 1965г.; ускоренное развертывание в Юго-Восточной Азии произошло после усовершенствований фильтров воздухозаборника двигателя, усиления оборонительного вооружения, брони для экипажа и увеличения грузоподъемности внешних подвесок; выбранные двигатели T64-GE-1 были модифицированы для длительной работы на максимальной мощности; начиная с 34 вертолета у машин под фюзеляжем устанавливалось крепление для буксировки обнаружителя мин.
RH-53A 15 экземпляров, предназначенных специально для противоминных операций; они были переоснащены турбовальными двигателями T64-GE-413; на задней аппарели укреплена прямоугольная рама для буксировки минного трала, а зеркала обзора задней полусферы крепились с каждой стороны носовой части.
TH-53A вертолеты СН-53А использовались ВВС с 1989г. для подготовки экипажей машин МН-53.
HH-53B восемь вертолетов, похожих на СН-53А, поставленных в Авиационно-космическую службу спасения и безопасного возвращения ВВС США; заправочная штанга перемещена на правый борт носовой части фюзеляжа, установлены пилоны для навески внешних топливных баков; вооружены тремя вращающимися мини-пушками GAU-2A/B калибра 7,62 мм и оснащены двигателями T64-GE-3, позже замененными на T64-GE-7; последние четыре вертолета НН-53В были модифицированы в стандарт машин МН-53J в конце 80-х гг.
CH-53C 22 вертолета; оснащены "жабрами" и внешними топливными баками, как машины НН-53С; вертолет во многом был похож на этот вариант, но у него отсутствовала заправочная штанга.
HH-53C улучшенный вариант вертолета НН-53В, 44 из которых были построены для Авиационно-космической службы спасения и безопасного возвращения ВВС США; не имел расчалочных стоек перед внешними пилонами и обладал дополнительной броней для экипажа, усовершенствованными радиоприспособлениями для облегчения взаимодействия с заправщиками НС-130; в 1972г. были установлены системы приемников предупреждения о радиолокационном облучении и подавления систем инфракрасного обнаружения.
S-65C-2 (S-65О) экспортный вариант вертолета СН-53С.
S-65-C3 второй и последний экпортный вариант вертолета Н-53, поставлявшийся в Израиль с 1969г.; соответствующие варианту НН-53С. 33 вертолета были дополнены в 1981г. двумя S-65 из Австрии; сохранившиеся машины теперь модернизируются фирмой Israel Aircraft Industries - IAI, которая является филиалом Ассоциации военно-транспортной авиации (MATA Helicopters).
CH-53D улучшенный вариант вертолета СН-53А с новой трансмиссией, обеспечивающей лучшие летные данные в условиях высоких температур и больших высот, поднялся в воздух 27 января 1969г.; построено 124 машины.
RH-53D впервые полетел 27 октября 1972г.; 30 вертолетов (названные Си Стэлион) были специально разработаны для противоминных операций; оснащенный силовой установкой из двух двигателей T64-GE-415, вертолет отличался от варианта RH-53A наличием штанги для дозаправки в воздухе, системой автоматического управления полетом, мощным крюком для перевозки внешнего груза и лебедкой для спасательных операций; вооружен двумя пулеметами калибра 0,5 дюйма.
VH-53D два вертолета СН-53D, поставленных в Корпус морской пехоты США для особо важных персон.
CH-53G вертолеты, построенные по лицензии компанией VFW по заказу армии Германии на 110 экземпляров.
YHH-53H первый вертолет, оснащенный оборудованием "Pave Low I" (для бреющего полета с отслеживанием рельефа местности), был оснащен телевизионной системой обзора при малой освещенности; позже вертолеты были модифицированы к стандарту "Pave Low II" с внешними "жабрами" и топливными баками.
HH-53H восемь вертолетов НН-53С и аппарат YHH-53H, модифицированные к стандарту "Pave Low III"; оснащались ИК-системой FLIR для обнаружения целей, РЛС для отслеживания рельефа местности, инерциальной навигационной системой, компьютерным дисплеем, воспроизводящим карту перемещения, приемником предупреждения о радиолокационном облучении, автоматом сбрасывания дипольных отражателей и сигнальных ракет.
MH-53H модификация вертолета НН-53Н; все машины стандарта "Pave Low III" модифицированы в стандарт МН-53J.
MH-53J модификация 31 вертолета НН-53В, СН-53С, НН-53С и МН-53Н для создания cтандарта "Pave Low III Enhanced"; были установлены шина цифровых данных, улучшенная трансмиссия, двигатели Т64-GE-415 и 453 кг (1000 фунтов) титановой брони; максимальный взлетный вес был увеличен с 19050 до 22680 кг (с 42000 до 50000 фунтов).
YCH-53E два опытных вертолета, оснащенные третьим двигателем Т64-GE-415, увеличившим общую мощность до 9789 кВт (13140 л.с.).
CH-53E трехмоторный транспортный вариант (162 экземпляра); отличается стабилизатором типа "чайка" и наклоненным рулевым винтом.
MH-53E Sea Dragon он сочетает корпус и силовую установку вертолета СН-53Е со способностью поиска мин варианта RH-53D; увеличен запас топлива и установлены два пулемета калибра 0,5 дюйма; большие "жабры" и зеркала для обзора задней полусферы.
VH-53F шесть вертолетов для особо важных персон.
S-80M-1 вариант миноискателя для ВМС Японии.
** общий вид
ЛТХ:
Модификация CH-53C СH-53D
Диаметр главного винта, м 22.02 22.01
Диаметр хвостового винта, м 4.88
Длина,м 20.47
Высота ,м 7.60
Масса, кг
пустого 10691 10740
нормальная взлетная 17344 15227
максимальная взлетная 19051 19100
Внутренние топливо, л 2385
ПТБ, л 2 х 1703
Тип двигателя 2 ГТД General Electric T64-GE-7 2× General Electric T64-GE-413 turboshaft
Мощность, лс 2 х 3980 2x3925
Максимальная скорость, км/ч 315
Крейсерская скорость, км/ч 278
Практическая дальность, км 2075 1640
Дальность действия, км 878 1000
Скороподъемность, м/мин 631 750
Практический потолок, м 6220 5106
Статический потолок, м 3565
Экипаж, чел 2
Полезная нагрузка: до 64 солдат или 13608 кг груза в кабине или 9072 кг на подвеске
2 или 3 7.62-мм шестиствольных пулемета GAU-2B/A Minigun