В процессе прогулки по стоянке, я набрел на ЛМС-901 Байкал, который целый отряд сотрудников УЗГА готовил к демонстрации.
ЛМС-901 «Байкал» - российский лёгкий многоцелевой турбовинтовой однодвигательный самолёт. «Байкал» предназначен для замены устаревшего Ан-2!!! Проект разработан Уральским заводом гражданской авиации (УЗГА) (контракт на разработку заключила дочерняя компания УЗГА «Байкал-Инжиниринг») и Московским авиационным институтом, по заданию и при поддержке Минпромторга, в рамках государственной программы по развитию малой авиации. Запуск серийного производства ЛМС-901 планируется начать с 2024 года, в Комсомольске-на-Амуре. Пока существует только один экземпляр, который мы и видим. Он же должен полететь до конца 2021 года!!!
МАКС-2021 Летом 2019 года Министерство промышленности и торговли объявило конкурс на разработку лёгкого многофункционального самолёта на девять пассажиров, отказавшись от практически готового к серийному производству цельнокомпозитного ТВС-2ДТС, разработанного в Сибирском научно-исследовательском институте авиации им. Чаплыгина. Победителем конкурса было объявлено ООО «Байкал-инжиниринг» - дочернее предприятие Уральского завода гражданской авиации.
К сожалению и в авиации многие вещи происходят не исходя из здравого смысла, а лишь из-за того, что кто-то зарабатывает деньги используя свои связи лучше других. Бродя вокруг самолета я успел задать ряд вопросов сотрудникам завода и похоже кому то из представителей конструкторского корпуса...
По условиям договора, заключённого с победителем конкурса, разработчик должен был к концу 2020 года передать на статические испытания первый прототип самолёта ЛМС-901 «Байкал», которые проходят в МАИ. Здесь же был собран опытный самолёт, который демонстрировался на МАКС-2021 и будет проходить сертификационные испытания.
Во всем этом меня изначально раздражала формулировка: должен заменить Ан-2!!! Поскольку я считаю Ан-2 величайшим самолетом в своем классе, то очень болезненно отношусь к таким заявлениям. Это же должно значить, что при сохранении всех его характеристик, какие то сделали лучше? А что можно сделать лучше у Ан-2? Скорость, дальность и грузоподъемность? Взлетно-посадочные характеристики при переходе с биплана на моноплан можно только ухудшить!!!
Главный конструктор УЗГА по самолётостроению Вадим Дёмин сказал, что на первом этапе на ЛМС-901 будет устанавливаться двигатель General Electric H80-200, это обновленный Walter M601 чешского производства. Такой же ставится на Л-410, ЛМС-901 получит модификацию для однодвигательных самолётов. В дальнейшем импортный двигатель должен быть заменён на отечественный ВК-800. Также на первом этапе будет применяться импортное БРЭО типа Garmin или Honeywell с последующей заменой на российское оборудование, и тот же винт Hartzell четырёхлопастной, диаметром 2,6 метра. На втором этапе планируется установка отечественного воздушного винта.
Те этот самолет на 9 человек будет приводиться 800 сильным двигателем? Уверен, что это очень мало...
В соответствии с ТЗ, взлётно-посадочные характеристики ЛМС должны быть не хуже, чем у Ан-2. За счёт того, что самолёт меньше, легче и имеет более высокое аэродинамическое качество, чем Ан-2, скорость на высоте 3000 метров на максимальном продолжительном режиме работы двигателя составит 300 км/час.
Скорость может и да, а вот посадочная скорость по этим же аэродинамическим причинам будет около 150 километров в час по словам спецов УЗГА. И где здесь не хуже, чем Ан-2? Ан-2 может садиться на скорости под 75 км в час... на парашютировании. Что позволяло ему садиться на очень короткие площадки с большими препятствиями. На что мне спецы сказали, что сейчас проще строить новые хорошие площадки, чем держать Ан-2 или самолеты с его ВПХ... Те помашем ручкой всем неподготовленным площадкам на которые мог летать Ан-2.
Самолёт преимущественно будет эксплуатироваться на грунтовых аэродромах, поэтому требования к прочности грунта у него такие же, как у Ан-2. В базовом варианте с колёсами 720 мм ЛМС-901 может эксплуатироваться на грунтовых ВПП с несущей способностью 4 кг на квадратный сантиметр. С колесами 880 мм прочность грунта может быть не менее 3,5 кг/см². Шасси для ЛМС-901 будет поставлять НАО «Гидромаш».
Может и на грунтовых, но какой длины... А как быть с песчанными аэродромами, которых масса по побережью Кольского полуострова и вообще вдоль Северного ледовитого?
Незначительно большая посадочная скорость по сравнению с Ан-2, как указывают разработчики ЛМС-901, выбрана из условия обеспечения возможности посадки с большим боковым ветром за счёт увеличенной нагрузки на крыло. При этом значительная энерговооружённость и наличие реверса воздушного винта позволяют иметь дистанцию разбега/пробега близкую к Ан-2.
Тут явно передергивание, увеличенная посадочная скорость следует из аэродинамической схемы. И Ан-2 при большом боковом ветре мог сесть поперек полосы. А вот например использование реверса самолетом с хвостовым колесом вещь очень опасная и может привести к циркулю.
Шасси самолёта трёхстоечное, неубирающееся, выполнено по схеме с хвостовой опорой. Основным преимуществом такого шасси является возможность совершать взлёт/посадку с плохо подготовленных аэродромов. Для улучшения характеристик устойчивости при выполнении разбега и пробега при поднятом хвостовом колесе планируется установка системы стабилизации курсовой устойчивости с помощью дифференциального торможения.
Как выяснили, это самолет не собираются эксплуатировать на плохих аэродромах, зато схема с хвостовым колесом потребует пилотов с гораздо более высокой квалификацией, тк полеты на самолетах с такой схемой всегда сложнее...
Хвостовая опора - пневмогидравлическая, выполнена по полурычажной схеме. Для свободного ориентирования хвостового колеса при движении по земле в процессе рулёжки своим ходом или буксировании наземными средствами стойка имеет возможность поворота на 360 град. Хвостовое колесо размером 400х150 мм представляет собой пневматик низкого давления.
Схема с хвостовым колесом может быть оправдана только в том случае, если самолет планируют поставить на лыжи, но еще раз отмечу, тогда он будет способен садиться на этих лыжах на укатанную площадку, а не просто с подбором тк скорости у него для этого высоки.
Ещё одно отличие от Ан-2 - расположение входной двери. Она находится в хвостовой части фюзеляжа, где пол ориентирован в одной плоскости с поверхностью земли на стоянке и под углом в полёте. По мнению разработчиков, это будет более удобно для пассажиров, при входе они попадают на ровный горизонтальный пол, а затем уже продвигаются вверх по салону на свои места. Также такая компоновка позволяет производить механизированную погрузку.
Погрузку чего? Местные перевозки это всегда большое количество багажа, а здесь в салоне нет места для него. Единственное свободное место в салоне, это сзади около этой самой двери. А тогда мы получаем серьезный риск задней центровки, которая приводит к катастрофе...
Высота салона ЛМС-901 - 160 см - такая же, как у Л-410, это почти на 20 см меньше, чем в Ан-2. Учитывая средний рост взрослого человека, габариты самолёта, компоновку салона и наклон пола кабины на стоянке, нельзя сказать, что пробираться к своему креслу будет удобно. Основной вариант компоновки салона - пассажирский на девять кресел: четыре вдоль левого борта, пять - вдоль правого.
Какая уж тут замена Ан-2...
ФАП-128 обязывает пилота одномоторного самолёта строить маршрут таким образом, чтобы при отказе двигателя иметь возможность совершить вынужденную посадку. Чтобы обойти эти ограничения, в УЗГА планируют использовать гибридную силовую установку. Рассматриваются варианты размещения дополнительной силовой установки (ДСУ) - двух малоразмерных электродвигателей со складывающимися винтами на консолях крыла или установить электромотор на свободную турбину под капотом, чтобы, в случае отказа маршевого двигателя, вращать свободную турбину вместе с воздушным винтом.
Два электромотора ДСУ по 100 КВт и аккумуляторные батареи массой 200 килограмм дают возможность совершать полёт в течение примерно 45 минут. Для электромотора, интегрированного в двигатель, будет необходимо провести полный цикл испытаний.
Это вообще какая то фантастика. Они считают, что 200 лс смогут удержать этот самолет в воздухе без снижения с полной загрузкой?
Кроме того, чтобы обойти ограничения ФАП-128 по пассажировместимости на самолёте в качестве спасательного средства будет использован парашют, который обеспечит безопасность в случае аварийной ситуации и позволит увеличить количество пассажиров с девяти до 14.
И сколько будет весить такая парашютная система на 4-5 тонн общего веса? И снова какой то бред.
Самолёт ЛМС-901 «Байкал» будут собирать на Дальнем Востоке: серийное производство начнётся не в Екатеринбурге, как планировалось ранее, а в Комсомольске-на-Амуре. Испытания самолёта пройдут на аэродроме Дзёмги. В соответствии с техническим заданием, цена «Байкала» не должна превышать 120 млн рублей в ценах 2020 года, стоимость лётного часа без учёта лизинга - 40 тысяч рублей.
А вообще самолет напоминает уменьшенную версию Т-101 Грач. И неудивительно, тк создавала его та же группа конструкторов, что работала и над Грачом...
Двери кабины пилотов открываются по движению. Это значит при работе двигателя их нельзя открыва тк более не закроешь? В этом был какой то глубокий смысл?
Вот та самая дверь для пассажиров и груза. И вот только сюда и можно положить багаж, тк в самом салоне для этого места просто нет.
Штурвал самолета.
Приборное оборудование отечественное...
Интересно бы узнать аргументы за такое необычное крыло...
Общий вид слева.
На колесах обтекатели. На вопрос: а как летать на неподготовленные площадки с такими обтекателями, ответ был прост: обтекатели нужны для получения максимальных летных характеристик, а потом их снимем. Те опять профанация:-(((
А это вам спуск на парашюте. только основные катастрофы на взлете и посадке, когда эта система спасти не может, но вес съест.
Сюда поместят самолет завтра, на время МАКСа.
Но в любом случае ждем первого полета. Пусть появится еще один отечественный самолет. Жалко только, что появляется он за счет каннибализма других. Пусть расцветают сто цветов, пусть соперничают сто школ (百花齐放、百家争鸣)
Общий вид спереди.
И слева...
Площадка для самолета...
Лётно-технические характеристики (ЛТХ):
Размах крыла 16,54 метра
Длина 12,18
Высота 3,7
Площадь крыла 28,734 м²
Удлинение крыла 8,98
н.к. 7,25
Масса пустого 2040 кг
Максимальная взлётная масса 4800 кг
Пассажировместимость 9
Макс. скорость Н=3000 м, км/ч 300
Макс. дальность, км 3000
Расчётная дальность с нагрузкой 2000 кг, км 1500
Дистанция разбега/пробега 220/190 м
Посадочная скорость 95 км/ч
Если вспомню еще чего из бесед, то дополню...