Еврокоптер Тайгер/Тигр (англ. Eurocopter «Tiger») - разведывательно-ударный вертолёт. Разработан франко-германским консорциумом Eurocopter.Я пытался подобраться к нему поближе,но он все время был облеплен огромным количеством народа!!!
этот же пост,но с маленькими картинками Dubai airshow 2009Как всегда использую информацию с сайтов
http://www.airwar.ruhttp://ru.wikipedia.org/wikiи других источников найденных мною в инете и литературе.
На основе результатов компьютерного моделирования боевой эксплуатации вертолетов и анализа их применения в локальных военных конфликтах, к середине 1980-х годов среди авиационных специалистов США и НАТО распространилось представление, согласно которому выживаемость вертолёта в перспективе будет в большей мере определяться не живучестью конструкции, а уровнем заметности вертолёта в основных физических полях, комплексом используемых средств РЭБ, и совершенством применяемых тактических приёмов.
кабина
Здесь под выживаемостью машины понимается уровень потерь - отношение числа сбитых вертолётов к общему числу произведённых вылетов. Вместе с тем рассмотрение использованных принципов проектирования, конструктивно-компоновочных решений и особенностей вертолётов RAH-66, Eurocopter Tiger и др. не дает оснований говорить об отмене требований обеспечения боевой живучести, скорее речь идет об изменении ранжирования приоритетов и требований.
носовая пушка
Проектирование вертолёта Tiger осуществлялось на основе следующих основных принципов[3].
Снижение заметности (“Do not be seen by the enemy”). Тонкий фюзеляж (ширина кабины 1 м) выполнен из полимерных композиционных материалов (ПКМ), прозрачных для высокочастотного излучения РЛС.
Возможность использования тактических приёмов уклонения при обнаружении радиолокационными, ИК- и акустическими средствами противника (“If seen, do not be hit”). С этой целью вертолёт оснащается различными датчиками и устройствами обнаружения излучений средств ПВО противника. Должны быть реализованы высокие характеристики маневренности, необходиммые для обеспечения энергичного маневра уклонения, способность конструкции выдерживать перегрузки от +3,5 до -0,5.
Способность продолжать полёт при огневом противодействии противника (“If hit, survive and stay in the air”). Продолжение полёта при одиночном поражении конструкции 23-мм ОФЗ снарядом. Комплекс мер обеспечения боевой живучести, включающий наличие бронеперегородки между двигателями, трубчатый приводной вал рулевого винта диаметром 130 мм из ПКМ. Боковые сдвижные бронещитки оператора и пилота, протектированные взрывобезопасные и пожаробезопасные топливные баки.
пушка
Прямое крыло малого удлинения с опущенными законцовками имеет четыре пилона для размещения оружия, топливных баков и контейнеров различного назначения.
подвесное вооружение
боковинка
Расположение членов экипажа - стандартное для ударных вертолётов - тандемом, особенностью вертолета «Тигр» является переднее расположение места пилота, рабочее место оператора - сзади. При этом кресла пилота и оператора смещены в противоположные стороны относительно продольной оси машины для обеспечения лучшего переднего обзора оператора с заднего кресла.
Кабина экипажа с ударопоглощающими бронированными сидениями.
вид слева
Машина имеет гидравлическую автоматическую систему управления и автостабилизации CSAS (Control and Stability Augmentation System) по каналам тангажа, крена и рыскания, объединенную с автопилотом. Электросистема включает два генератора переменного тока по 20 кВА и пару трансформаторно-выпрямительных блоков (300А/29В), а также аккумуляторные батареи. В состав радиоэлектронного оборудования, общего для всех вариантов вертолета, входят две БЦВМ.
Конструкция фюзеляжа на 80% состоит из полимерных композиционных материалов (ПКМ) на основе углеродного волокна и кевлара, 11% приходится на алюминиевые, и 6% на титановые сплавы. Лопасти несущего и рулевого винтов выполнены из ПКМ и сохраняют работоспособность при боевых повреждениях и соударениях с птицами. Молниезащита и стойкость к действию электромагнитного импульса (ЭМИ) обеспечиваются тонкой бронзовой сеткой и медной соединительной фольгой, нанесенными на поверхности фюзеляжа.
Фюзеляж и крыло выполнены из углеродного волокна, а обтекатели из стекловолокна и кевлара. Много внимания разработчики уделили живучести машины в соответствии со стандартами MIL STD-1290. Это сделало конструкцию вертолета достаточно стойкой к попаданиям 23-мм снарядов советских ЗСУ 23-4 "Шилка" и ЗУ 23-2.
вид спереди
Полетная информация для летчика дублируется также обычными приборами. Навигационная подсистема включает в себя доплеровскую РЛС, радиолокационный высотомер, магнитометр, указатели скорости, азимута и сноса. Она обеспечивает автономное определение параметров полета и выдает необходимые данные для CSAS и системы управления оружием. Вертолет оснащен комбинированной системой оповещения об угрозе, работающей как в лазерном, так и в радиолокационном диапазонах.
кабина
Шасси неубирающееся, трехопорное с хвостовым колесом. Его конструкция обеспечивает посадку с вертикальной скоростью 6 м/с.
основная стойка
В состав оборудования входит бортовой обнаружительный комплекс AN/AAR-60 MILDS, предупреждающий экипаж об облучении вертолета РЛС противника, лазерными системами наведения и прицеливания, и о пуске/ атаке ракет. Комплекс разработан германским отделением консорциума EADS. Все системы замыкаются на бортовую ЭВМ, команды которой подаются на автомат сброса противорадиолокационных отражателей и ИК-помеховых устройств фирмы MBDA. На вертолете установлены средства РЭБ EloKa. Минимизированы характеристики заметности вертолета в оптическом, радиолокационном, ИК и акустическом диапазонах.
Живучесть конструкции и бортовых систем вертолета обеспечивает возможность продолжения полета при поражении одиночным 23-мм ОФЗ снарядом.
общий вид слева
Силовая установка состоит из двух турбовальных ГТД MTR 390, специально разработанных для этого вертолета фирмой "MTU Турбомека"; двигатели установлены рядом, имеют боковые воздухозаборники, сопла отклонены вверх и снабжены устройствами для уменьшения ИК излучения. ГТД имеют модульную конструкцию, двухступенчатый центральный компрессор, кольцевую камеру сгорания с обратным протеканием, одноступенчатую турбину газогенератора и двухступенчатую свободную турбину. Взлетная мощность 958кВт, максимальная продолжительная мощность 873кВт. Длина двигателя 1.08м, ширина 0.44м, высота 0.68м, сухая масса 169кг.
двигатель
кабина и окошечко
кабина
Несущий винт четырехлопастный с бесшарнирным креплением лопастей, выполнен из КМ. Втулка состоит из титановой ступицы и двух крестообразных пластин из КМ, скрепленных болтами. В конструкции втулки отсутствуют горизонтальные и вертикальные шарниры и имеется только по два конических радиальных эластомерных подшипника в осевых шарнирах. Такая конструкция втулки обеспечивает быструю установку надвтулочного прицела и характеризуется компактностью, прочностью, низким аэродинамическим сопротивлением, очень небольшим количеством частей и легкостью технического обслуживания. Лопасти прямоугольной формы в плане, с суживающимися и отогнутыми вниз концевыми частями. Для лопастей разработаны усовершенствованные аэродинамические профили, обеспечивающие улучшение летных характеристик на 10% по сравнению с обычными профилями. Конструкция несущего винта, имеющего эквивалентный радиус ГШ около 10%, обеспечивает повышение маневренности при выполнении противотанковых операций на режиме бреющего полета в экстремальных условиях.
основной винт
Для ударов по бронированным целям экипаж располагает обзорной ИК-системой ночного видения у летчика, нашлемными прицелами и индикаторами обстановки, отображающими информацию на лобовом стекле. Надвтулочный прицел для оператора имеет оптический и ИК-каналы с различными зонами обзора. В состав РЭО входит также лазерный дальномер-целеуказатель.
оружие на подвеске
Управляемые ракеты:
ракеты «воздух-земля»: по 4 × HOT или Trigat или AGM-114 на внутренних узлах
ракеты «воздух-воздух»: по 2 × Mistral или Stinger на внешних узлах
Неуправляемые ракеты: блоки по 22 на внутренних и по 12 ракет на внешних узлах
Трансмиссия. Главный редуктор двухступенчатый, первая ступень имеет шестерни со спиральными зубьями, вторая - с цилиндрическим, с геликоидальным зацеплением. Обеспечивается возможность работы без смазки в течение 30 мин, совместимость с надвтулочным прицелом и способность противостоять попаданию пуль калибром 12.7мм. Главный редуктор установлен на опорах, снабженных устройствами для уменьшения вибраций.
двигатель
Для уменьшения заметности вертолета в инфракрасном диапазоне сопла двигателей оборудованы устройствами для смешивания выхлопных газов с воздухом. В случае отказа одного из двигателей продолжение полета возможно посредством вывода другого двигателя на чрезвычайный режим.
что это?
Вертикальное оперение стреловидное необычайно развитое: состоит из пары килей, один из которых расположен под хвостовой балкой, и двух вертикальных поверхностей на концах прямого стабилизатора. Килю придан несимметричный профиль, а поверхности установлены под углом, что позволяет разгрузить рулевой винт в полете.
хвостовой винт
Рулевой винт диаметром 2.7м, трехлопастный, типа "сферифлекс", выполненный из КМ, установлен с правой стороны киля. Лопасти прямоугольной формы в плане, с несимметричным аэродинамическим профилем и стреловидной законцовкой. Вдоль носка лопасти установлена никелевая противоэррозионная накладка. Втулка изготовлена из титана и имеет сферические эластомерные подшипники и эластомерные демпферы.
вид сзади
Топливная система дублированная, снабжена протектированными баками объемом в 1360 л.Топливные баки оборудованы системой предотвращения взрыва газовоздушной смеси в надтопливном пространстве.
вид справа
фронт
пушка
лобовое стекло
общий вид,всегда куча народу
А теперь подробнее история создания данного вертолета:
В 1973 г. итальянская фирма "Аугуста" и германский концерн "Мессершмитт-Бельков-Блом" (далее МББ) приступили к совместному проектированию легкого противотанкового вертолета. Одновременно французская фирма "Аэроспасьяль" вела разработку нового многоцелевого вертолета для армии.
на предварительный
Однако к 1975 г. итало-германский проект столкнулся с трудностями как технического, так и финансового характера. Спустя три года итальянская сторона расторгла соглашение, приступив к самостоятельному конструированию машины А-129 "Мангуста", а 70% от доли германских затрат компенсировали сухопутные войска Италии. В период возникших трений между "Аугустой" и "МББ" правительство ФРГ предложило Франции приступить к совместному производству противотанкового вертолета. Французская сторона дала добро и в 1977 г. специалисты фирм "Аэроспасьяль" и "МББ" начали совместные исследования.
экипаж,они нас тоже фотографировали
В ходе их выявились разногласия в решении технических задач. Поскольку для Франции характерен мягкий климат с большим количеством солнечных дней, то командованию Armee de l'Air хотелось бы получить относительно легкую и простую по конструкции машину с одним двигателем, достаточно дешевую в производстве, т.к. французы предполагали поставлять ее на экспорт в страны третьего мира. На территории ФРГ преобладает более холодная и влажная погода с большим количеством туманов и осадков. Поэтому германские Bundesluftwaffe делали ставку на всепогодный вертолет, способный действовать в сложных метеоусловиях. К тому же французская сторона была не прочь сэкономить и потому одновременно рассматривала варианты многоцелевых вертолетов, немецкая же ориентировалась на сугубо одноцелевой - предназначенный для уничтожения танков. И это понятно: "под носом" у ФРГ была сосредоточена мощная советская бронированная группировка. Для реализации программы образовался консорциум "Еврокоптер" с филиалом в Париже. С немецкой стороны ответственность за разработку возлагалась на федеральное управление по оборонной технике и закупкам систем оружия.
Чтобы перевести работы в единое русло и уменьшить финансовые затраты в 1984 г. принимается решение создать на базе одной конструкции три разных вертолета. Многоцелевой вариант НАР (Helicoptere d'Appui Protection) как и противотанковый HAC-3G (Helicoptere Anti-Char) предназначались для армии Франции, а всепогодный противотанковый PAH-2 (Panzerpabwehr-Hubschrauder) для армии ФРГ. Стоимость проекта оценивалась в 2,36 млрд. дол. Затраты обеих сторон определялись в равных долях. В ходе реализации этой программы французы намеревались получить 75 вертолетов НАР и 140 HAC-3G, а немцы - 212 всепогодных противотанковых РАН-2.
Вооружение вертолетов соответствовало назначению. Обе французские машины несли по четыре УР "воздух-воздух" с ИК ГСН "Мистраль" и перспективную 30-мм пушку GIAT FV-30781 с боезапасом в 450 (на варианте НАР) и 150 снарядов (на модели НАС). Помимо этого на первом предусматривалась установка пары блоков с 60-мм НУР SNEB (по 12 снарядов в каждом), а на втором восемь ПТУР "Хот-2", а в перспективе и самонаводящихся ПТУР третьего поколения "Тригат". Германский образец имел то же основное вооружение, что и французский противотанковый, но для самообороны предполагалось использовать четыре американские УР с ИК ГСН "Стингер". В состав бортового РЭО всех трех вариантов планировалось включить обзорную систему "Флир", работавшую в ИК-диапазоне, и лазерный дальномер-целеуказатель, совмещенный с прицельной системой, и ТВ-камеру.
один садится,другой взлетает
Поставку вертолетов в варианте НАР французам планировали начать в 1997 г. Противотанковые вертолеты с ПТУР "Toy" должны были поступить на вооружение в 1998 г., а первые восемь боевых машин с ПТУР "Тригат" - в конце 1999 г. Однако большая стоимость программы (трех вариантов) в середине 1986 г. заставила специалистов произвести переоценку требований к боевым машинам и их характеристикам. Около года реализация проекта находилась под угрозой и на Западе весьма скептически оценивали перспективы "Еврокоптера". Но после утверждения новых предложенных проектов "лед тронулся" и 13 ноября 1987 г. стороны приняли решение о разработке в 90-х гг. вертолета под обозначением "Тигр".
понеслось
В марте 1988 г. с целью уменьшения стоимости проектирования обе стороны объединили французскую и немецкую противотанковую модели в один проект САТН (Comman Anti-Tank Helicopter - единый противотанковый вертолет). Программу САТН оценили в 1,1 млрд. дол. При этом планер и силовая установка соответствовали варианту PAH-2. Однако вместо американской системы обнаружения и целеуказания TADS/PNVS фирмы "Мартин-Мариетта" на вертолете решили установить европейский комплект оборудования МЕР, в который входили подвтулочный прицел, обзорная система и система управления огнем. Тогда же французская армия подтвердила свою заинтересованность в получении вертолета непосредственной огневой поддержки.
27 апреля 1991 г. РТ-1 "Тигр" впервые поднялся в воздух. В ходе испытаний производилась комплексная оценка летных характеристик, подсистем планера, втулок несущего и рулевого винтов, двигателей, топливной и гидравлической систем, а также бортового РЭО. Вертолет продемонстрировал хорошую устойчивость, что позволило отказаться от планировавшейся установки системы стабилизации (SAS) - вертикальных поверхностей на концах стабилизатора, которые предназначались для повышения поперечной устойчивости и демпфирования колебаний в канале рысканья.
Развал Советского Союза в 1991 г. и вывод российских войск из Германии негативно отразились на судьбе проекта. "Русский медведь" уже не находился у "границ фатерланда" и министр обороны ФРГ Д.Столтенберг "с легким сердцем" сократил предполагаемое к закупке число противотанковых вертолетов PAH-2 с 212 до 138 машин. Объединение двух Германий потребовало немалых затрат и часть средств, правительство изъяло из военного бюджета. Это, с одной стороны, уменьшило ассигнования на нужды "медных касок" на 1,26 млрд. дол., а с другой, заставило руководство консорциума начать поиск потенциальных покупателей. Кроме того, сокращение Германией числа закупаемых вертолетов замедлило темп выполнения программ разработки и подготовки к серийному производству.
Тем временем в июне 1992 г. в Оттонбруке (ФРГ) завершилась сборка второго опытного вертолета РТ-2, который предназначался для испытаний бортового РЭО, как и находившийся в постройке РТ-3, а в ноябре того же года появился и первый опытный вертолет огневой поддержки для французской армии, получивший к этому времени наименование "Жерфо" (кочет). Для экономии времени и средств французские специалисты одновременно с летными испытаниями этой машины вели отработку системы вооружения и части РЭО для нее на вертолетах "Пума". Так, одной из первых была испытана 30-мм автоматическая пушка GIAT АМ-30781 и прицельная система, работающая в оптическом и ИК-диапазонах.
Успешные испытания "Жерфо" произвели определенное впечатление на немецких специалистов и 17 ноября 1992 г. командование армейской авиации заявило, что планы закупки всепогодных противотанковых PAH-2 отнюдь не окончательны и вполне могут быть скорректированы в пользу варианта "Жерфо". Начало нового 1993 г. оказалось далеко нерадостным для правления консорциума, т.к. спустя несколько недель после Рождественских каникул правительство ФРГ урезало до 78 количество закупаемых вертолетов PAH-2. На этом фоне заключение контракта на разработку ПТУР третьего поколения "Тригат", едва ли могло улучшить настроение разработчикам. Программа вновь, в который раз, оказалась под угрозой.
Однако 29 мая армейское командование Франции и ФРГ подписали соглашение, в котором участие Германии в разработке вертолета "Тигр" было подтверждено. Ложкой дегтя в бочке меда для "Еврокоптера" были сроки поступления вертолетов на вооружение, отодвинутые на 2000 г. Это создало некоторые сложности коммерческого характера, поскольку экспортные поставки намечалось начать в 1998 г. А первым покупателем должна была стать Великобритания. Одновременно в совместном соглашении ставилась задача выработать новые тактико-технические требования к "Тигру", который теперь под обозначением UHV-2 предполагалось использовать в качестве многоцелевого вертолета поддержки. На нем планировалось установить перспективные ПТУР "Тригат" и 27-мм автоматическую пушку "Маузер", размещенную в подфюзеляжном контейнере. Модернизации подлежал и комплект датчиков системы обнаружения и обзора, а также компьютер боевой информационно-управляющей системы.
В 1994 г. прошли испытания третьей опытной машины РТ-3. Они выявили: большие изгибающие моменты несущего винта (который был усилен), чрезмерную чувствительность дуплексной автоматической системы управления полетом, повышенные вибрации в кабине экипажа и хвостовой балке. В результате было уменьшено передаточное число в системе регулирования шагом лопастей, а форма обтекателя редуктора была модифицирована с целью стабилизации обтекающего потока и уменьшения вибрации. Был отработан также "быстрый" запуск турбовальных ГТД MTU MTR-390, разработанных британской "Роллс-Ройс" и французской "Турбомека". В частности, скорректировали программу управления форсунками и первыми ступенями компрессоров.
В середине 90-х гг. потенциальные покупатели не утратили интереса к "Тигру". Так, правительство Германии подтвердило свое первоначальное намерение получить 212 боевых вертолетов. Ими планируется вооружить четыре батальона: по одному на каждую из трех аэромобильных бригад, один остается в качестве отдельного. В 1995 г. министерство обороны Франции заказало 14 "Тигров" для проведения войсковых испытаний и одновременно закупило основные запчасти на общую сумму в 153 млн. дол. В том же году были собраны экспериментальные машины РТ-4 и РТ-5 в вариантах НАР и PAH-2/НАС соответственно. Их использовали для полномасштабных испытаний вооружения. Неоднократные задержки с реализацией программы "Тигра" привели к тому, что поступление этих вертолетов на оснащение войск ожидается не ранее 1998-1999 гг. Правление консорциума также пока не получило подтверждение Германии о приобретении этих машин после 2005 г.
Ухудшились перспективы и на мировом рынке оружия. Первоначально заинтересованность проявили Великобритания, пожелавшая приобрести 125 вертолетов, Испания - 60 и Нидерланды - 40. Однако англичане и голландцы, разочарованные результатами испытаний, вскоре переориентировались на более мощный американский AH-64A "Апач". В странах третьего мира следует ожидать серьезной конкуренции со стороны российских Ми-28 и Ка-50, имеющих несомненное превосходство перед франко-германской разработкой почти по всему комплексу летно-технических и боевых характеристик. А, кроме того, оба российских вертолета уже находятся в серийном производстве и, что немаловажно, гораздо дешевле "Тигра".
полет на другой день
и пьяницы с глазами кроликов,на нас задумчиво глядят... а что это за дырявые перчатки у оператора?
все смотрят
Наш вертолет принадлежит Армии Франции,имеет регистрационный номер F-ZKBS (ранее BHE) серийный номер 2019 . Правильное название модели: EC665 Tiger HAP-1 !!!
кто первый?
в путь
вначале повисеть и показать себя
далее пилотаж
Министерство обороны ФРГ признало европейские вертолеты огневой поддержки "Тигр" (Eurocopter Tiger) непригодными для использования. Об этом сообщает газета Die Welt со ссылкой на служебное заявление ведомства.
Вертолеты производства европейской компании EADS предназначались для вооружения немецкого контингента в Афганистане. Однако, как говорится в материалах внутренней переписки Минобороны, их поставки будут отложены в связи с многочисленными дефектами и недоработками.
Как сообщает AFP, партия из 80 вертолетов "Тигр" производства Eurocopter, дочернего предприятия EADS, была заказана в 1999 году. 67 из них должны были быть поставлены к 2009 году. Между тем, по словам представителя Минобороны, к настоящему времени ведомство получило лишь 11 вертолетов, причем в связи с "серьезными дефектами" все они были признаны непригодными.
Eurocopter выступила с заявлением, в котором сообщила, что работы по устранению неполадок ведутся ускоренными темпами. Ожидается, что первые боеспособные вертолеты Tiger поступят в распоряжение бундесвера не раньше 2012 года.
Стоимость единицы 39 млн долларов США
довольные зрители
Модификации :
НАС Tigre - многоцелевой ударный вертолет с основной противотанковой задачей для армии Франции.
HAP Gerfaut - ударный вертолет огневой поддержки для армии Франции.
PAH-2 Tiger (Panzerabwehrhubschrauber 2) - противотанковый вертолет второго поколения для армии ФРГ.
ууупс
Экипаж: 2 (пилот и оператор вооружения)
Длина: 15,8 м
Длина фюзеляжа: 15,0 м (с пушкой)
Диаметр несущего винта: 13,0 м
Диаметр рулевого винта: 2,7 м
Максимальная ширина фюзеляжа: 4,53 м (с пилонами)
Высота: 4,32 м (с хвостовым винтом)
Площадь, ометаемая несущим винтом: 132,7 м²
База шасси: 7,65 м
Колея шасси: 2,38 м
Масса пустого: 4200 кг
Нормальная взлётная масса: 5300 - 6100 кг (в зависимости от миссии)
Максимальная взлётная масса: 6100 кг
Масса топлива во внутренних баках: 1080 кг (+ 555 кг в ПТБ)
Объём топливных баков: 1360 л (+ 2 × 350 л ПТБ)
Силовая установка: 2 × турбовальных MTU/Turbomeca/Rolls-Royce MTR390
Мощность двигателей: 2 × 1285 л. с. (2 × 958 кВт (взлётная))
Лётные характеристики
Максимально допустимая скорость: 322 км/ч
Максимальная скорость: 278 км/ч
Крейсерская скорость: 230 км/ч
Практическая дальность: 800 км
Перегоночная дальность: 1280 км (с ПТБ)
Продолжительность полёта: 2 ча 50 мин
с максимальным запасом топлива: 3 ч 25 мин
Статический потолок: 3500 м (вне влияния земли)
Скороподъёмность: 11,5 м/с
Вертикальная скороподъёмность: 6,4 м/с
Нагрузка на диск: 45,2 кг/м² (при максимальной взлётной массе)
самолеты ждут перерыва
Вооружение
Стрелково-пушечное: 1 × 30 мм пушка Giat AM-30781 с 450 п.
Точки подвески: 4
Управляемые ракеты:
ракеты «воздух-земля»: по 4 × HOT или Trigat или AGM-114 на внутренних узлах
ракеты «воздух-воздух»: по 2 × Mistral или Stinger на внешних узлах
Неуправляемые ракеты: блоки по 22 на внутренних и по 12 ракет на внешних узлах
Дополнительное вооружение: 12,7 мм пулемёты с 250 патронами или ПТБ на внутренних узлах