Двухместный учебно-тренировочный самолет Morane-Saulnier M.S.230 категории Et.2 для промежуточной подготовки был наиболее востребованным французским самолетом этого класса в межвоенные годы( с первой, по вторую мировые).
этот же пост,но с большими картинками Авиационный музей в Ле Бурже. Музей в Ла Ферте Алаис.Как всегда использую информацию с сайтов
http://www.airwar.ruhttp://ru.wikipedia.org/wikiи других источников найденных мною в инете и литературе.
Опытный экземпляр впервые поднялся в воздух в феврале 1929 г. и представлял собой прочный подкосный моноплан схемы парасоль с фюзеляжем круглого поперечного сечения и ширококолейным шасси с раздельными стойками.
общий вид спереди
Ученик размещался в открытой кабине под вырезом в задней кромке крыла, а инструктор сразу позади него.
За первоначальным заказом на 500 машин для Военно-воздушных сил Франции последовали новые военные контракты плюс заказы от французских ВМС, гражданских летных школ и частных лиц.
Экспортные варианты M.S.233 и M.S.236 строились компаниями OGMA (Португалия) и SABCA (Бельгия) соответственно.
двигатель
Самолет, кроме учебно-тренировочных, выполнял многие другие задачи, включавшие связь, наблюдение, стрелковую подготовку, буксировку мишеней и планеров, а также высший пилотаж.
вид снизу
F-AZAK принадлежал к маленькой партии из пяти машин, оснащенных радиальным двигателем Salmson 9Aba мощностью 280 л. с. (209 кВт).
Те это MS.237? серийный номер 403
основная стойка
Кстати в группе родоначальнице Патруль де Франс: военная пилотажная группа Патруль д'Этамп , созданной в 1933 году лейтенантом Amouroux, до 1938 года использовались три MS.230 .
вид слева
крупнее
вид справа
видно, что на этом летающем экземпляре переднее место курсанта закрыто и приборов, которые можно будет увидеть на самолете из ле бурже, нет
крупнее
кабина
приборная панель, и ведь летали без всяких изысков типа горизонта:-)))
общий вид
сверху
тахометр?
а теперь такой же самолет из музея в ле бурже, он имеет регистрационный номер F-DGMQ, серийный номер 1048, в мае 1976 он еще летал. MS.230 Et2
к сожалению информации об этом типе самолета совсем немного:-(((
брюшко
крупнее
вид сбоку
Модификации :
MS.229 два экземпляра, построенные в 1931г. для швейцарских Военно-воздушных сил; аналогичны самолетам M.S.230, но с V-образными 8-цилиндровыми двигателями Hispano-Suiza 8Ac. Один из них был переделан в 1932г. под звездообразный двигатель Wright 9Qa.
MS.230 построено свыше 1100 самолетов; будучи главным учебно-тренировочным самолетом Военно-воздушных сил Франции, эти аппараты использовались также ВМС этой страны и большим числом хорошо известных частных пилотов; одна машина летала с двигателем Lоrraine 9Nb Algol Junior.
MS.231 шесть самолетов, построенных в 1930 году с двигателем Lоrraine 7Mb мощностью 240 л.с.
снизу
MS.232 экспериментальный вариант с дизельным мотором Clerget 9Ca мощностью 200 л.с.
MS.233 оснащенные двигателями Gnome-Rhone 5Ba или 5Bc мощностью 230 л.с. Шесть самолетов были построены во Франции и 16 по лицензии в Португалии.
MS.234 оснащен двигателем Hispano-Suiza 9Qa мощностью 250л.с. Построено два самолета.
MS.234/2 переделан из гоночного варианта M.S.130, имел двигатель Hispano-Suiza 9Qb мощностью 230л.с. с капотом NACA; в 1933г. оснащен мотором 9Qa, после чего получил обозначение M.S.234 No. 2.
табличка
MS.235 единственный экземпляр летал в 1930г. с двигателем Gnome-Rhone 7Kb мощностью 300 л.с..
MS.235H поплавковый вариант M.S.235.
MS.236 девятнадцать самолетов, построенных бельгийской компанией SABCA. Были оснащены двигателями Armstrong Siddeley Lynx 4C мощностью 215 л.с. Первый самолет поднялся в воздух в июле 1932 года.
MS.237 пять машин, построенных для частных лиц; оснащены двигателями Salmson 9Aba мощностью 280 л.с. Первый аппарат появился в 1934г.
MS.330 прототип с металлическим фюзеляжем
MS.550 модификация 230 го в серию не пошел
кабина
ЛТХ:
Модификация MS.230
Размах крыла, м 10.70
Длина, м 6.98
Высота, м 2.80
Площадь крыла, м2 19.70
Масса, кг
пустого самолета 829
нормальная взлетная 1150
Тип двигателя 1 ПД Salmson 9Ab
Мощность, л.с. 1 х 230
Максимальная скорость, км/ч 200
Крейсерская скорость, км/ч 168
Практическая дальность, км
Скороподъемность, м/мин 287
Практический потолок, м 5000
Экипаж, чел 2