Model 72 Grizzly это экспериментальный композитный самолет короткого взлета и посадки с тандемным крылом. С помощью этого самолета Берт Рутан продолжил борьбу за право на жизнь своей любимой схемы утка!!! Поскольку предыдущие его самолеты ну никак не отличались краткостью взлета и посадки,то он решил доказать обратное,для чего эту схему слегка модернизировал. То что вы увидите и есть уникальный самолет сделанный в единственном экземпляре.
этот же пост,но с большими картинками Ошкош 2011 Как всегда использую информацию с сайтов
http://www.airwar.ruhttp://ru.wikipedia.org/wikiи других источников найденных мною в инете и литературе.
Схема утка, да еще полностью из композитных материалов вполне характерна для Рутана,но дальше начинались различия:Оба крыла были сдвинуты вперед и имели соединения между собой в которых располагались топливные баки.На всех четырех крыльях имелются закрылки Фаулера (Закрылки Фаулера - это наиболее сложное и эффективное устройство. Они, отклоняясь, перемещаются вниз и назад, увеличивая и площадь крыла, и его кривизну. Тяжелые самолеты обычно оснащаются закрылками Фаулера.)Они увеличивают площадь крыльев на 45 квадратных футов и позволяют обеспечить великолепные характеристики короткого взлета и посадки этому самолету. Форма крыльев Grizzly была впервые разработана на специальном аэродинамическом компьютере фирмы Рутана.Это было первое, что на нем рассчитали.
В конструкции Grizzly использовался фибергласс и углепластик, все это подкреплялось специальными сэндвичами с жесткой основой.Крылья Grizzly служили экспериментальной площадкой для изучения и сравнения различных решений по материалам и структуре.Например правое крыло было сделано из сэндвич панелей и полым внутри, а левое имело полностью заполненный центр ,сделанный по технологии впервые примененной на VariEze. Интересно,что полное крыло не только требовало меньше времени для постройки,но и было также легче и крепче,чем пустотелое крыло.
Топливо размещено в месте соединения крыльев,что удаляло его от экипажа и уменьшало пожарную опасность.
К августу 1980 года ,сотрудники Rutan Aircraft Factory (RAF) построили самолет в ангаре,который был закрыт для постронних глаз. Model 72 не был предназначен для какого то конкретного рынка.Не планировалось получать сертификат на этот самолет. Grizzly был исключительно исследовательский проект,для изучения возможностей схемы утка для коротких взлетов и посадок,для самолетов категории STOL. Рутан и его сотрудники рассчитывали собрать во время испытания нового самолета данные,которые позволят расширить возможные применения самолетов с такой схемой.
Бэрт боялся,что этот интересный самолет могут по ошибке принять за какую то домашнюю самоделку.Поэтому проект Grizzly держался в большом секрете,в то время,как новый планер Solitaire, находился в центре внимания. 'Griz',как сотрудники Scaled ласково называли его,совершил свой первый полет 22 января 1982 года, под управлением Mike Melvill.Самолет вел себя настолько хорошо,что полет длился 2,6 часа за которые он успел пройти все требуемые тесты, мало того: Melvill оказался в состоянии уже на первом полете выпустить полностью закрылки,что не всегда возможно для самолетов обычных конфигураций.
Кроме всего прочего Рутан решил устроить в самолете кабину трансформер. У него были очень своеобразные взгляды на подобные самолеты. В нормальном состоянии салон перевозивший 4 человек мог превратиться в спальню для двух с кроватью длиной 195 сантиметров. на мой взгляд разумнее поставить палатку, хотя как знать!!!
Кстати заметить, закрылки Фаулера были впервые установлены на самолете с тандемным крылом. Кроме всего прочего самолет был оснащен шасси с округлыми стойками и сдвоенными колесами это было сделано для посадки на неподготовленные площадки. Колеса имели шины низкого давления. У самолета были выпуклые стекла фонаря для лучшей видимости вниз.Он был оснащен винтом виш Hartzell F7666A-4Q и 180 сильным двигателем Lycoming IO-360B. Пустой Grizzly весил 1,473 фунтов,а максимальный взлетный вес был 2,500 фунтов.
Grizzly был уникальным самолетом ,нынче это зовется Three-Surface Aircraft(самолет с тремя поверхностями) (или TSA)с активной системой управления (также известен как close-coupled canard TSA).Проще говоря,такая конфигурация добавляла схеме утка обычный хвост и соединяла между собой передние горизонтальные плоскости. Такая схема самолета давала определенные преимущества : дополнительную подъемную силу в передней части самолета(снимает возможность сваливания),улучшает вращательные характеристики самолета,позволяет сократить взлетную и посадочную дистанции,позволяет брать больше полезной нагрузки на крыло того же размера.Возможные недостатки типичной TSA конфигурации это дополнительное трение обшивки(что это значит я не понял если честно, хотя могу догадаться,что нагрузка на фюзеляж прикладывается в 3 местах, что заставляет более строго относиться к надежности его,возможно более высокий вес самолета,и особенно изменение стабильности и аэроэластических характеристик. Рутан принял это все во внимание когда представлял Grizzly в 1982 году,в то время это был первый самолет схемы TSA который проторил путь для более поздних Grumman X-29 и
Piaggio Avanti.
Интересно, а зачем тут так все тряпочкой перевязано?
То что самолет не пошел в серию вовсе не означало провал этой задумки.Зато он стал демонстрацией одного из трех оригинальных патентов Рутана,"a wide-chord flap suspension system "(US Patent Number 4614320). Хотя все же провал самолета как буш самолета имел место!!!
Получается, что здесь нет ни амортизаторов, ни даже резиночек!Можно получше разглядеть закрылки Фаулера.
Самолет испытывали в его внедорожной конфигурации с четырьмя основными колесами низкого давления,для посадки на мягкие и неподготовленные площадки.Позже предполагалось оснастить его новым типом амфибийной поплавковой системы для полетов как с воды ,так и твердых площадок.Идея этой системы была в том,чтобы осуществлять посадки на воду и на землю не убирая колеса и не выпуская их и рулить по воде без обычного водного руля.Испытания этой системы сильно зависели от успехов первоначальных испытаний самолета,но к сожалению так и не были реализованы. "В связи с более высоким приоритетом Solitaire и некоторыми другими обязательствами мы не считаем программу оснащения Grizzly амфибийными поплавками сейчас возможной", говорил Рутан в начале 1982 года. "Grizzly никогда не имел и не будет иметь для нас высокого приоритета"
Учитывая ограниченный успех 'Griz',точнее успех одних задач и провал общей концепции для потребителя, завод сосредоточился на производстве Solitaire и Long-EZ . Опыт приобретенный в испытаниях Grizzly был использован для создания Model 133 ATTT .
Берт Рутан сформулировал результаты программы Grizzly следующим образом: "Это не было хорошей идеей,он никогда не был хорошим буш самолетом.Буш самолет должен быть высокопланом,а не низкопланом и он не должен иметь закрылки в двух или трех футах от земли ,которые будут стричь кусты.Для меня это был эксперимент с целью показать,что можно достичь большой подъемной силы на тандемном крыле и возможность сделать из самолета дом на крыльях. Мне нужно было потратить больше сил и энергии на аляске на выяснение действительно необходимых требований к буш самолету."
После завершения испытаний Grizzly и Solitaire , Burt в 1997 году подарил свой самолет музею EAA AirVenture .
датчик уровня топлива, топлива здесь совсем мало, тк дальность всего 148 километров, это означает порядка 30-40 минут полета, двигатель в экономичном режиме кушает всего 40 литров в час , вот и получается не более 30 литров. Я не совсем понимаю как он смог в первом полете летать 2,6 часа? Какая то тут нестыковка.
Кстати во многих самолетах того и ранее времени за топливом надо было поглядывать наружу. как у вас со зрением? Не ошибетесь?
кабина, других фотографий кабины я не нашел, поэтому пока довольствуемся малым, но и так видно, что дорогая авионика отсутствует. Может быть вытащили от греха подальше? Но на летающем самолете так редко делают.
против солнца после дождя
готов к старту
хвост, может кто поможет найти более подробные параметры этого самолета, или они сознательно скрываются потому как не оказались впечатляюще хорошими?
Наш самолет имеет номер N80RA , серийный номер (c/n 001) Построен был только один экземпляр:-(((
двигатель и винт почти такие же, как на моем мушкетере:-)))
Тут можно поглядеть как самолет выглядит в воздухе. Даже не знаю, летает ли он сейчас или просто выставляется в музее. В этот раз самолеты Рутана были явлены в таком количестве на свет в связи с днями памяти Берт Рутана на Ошкоше 2011.
**
В июне 1982 года Burt работал с FAA для получения разрешения Grizzly работать в качестве буксира для своих новых планеров Solitaire во время их тестовых полетов. Burt занял место пилота буксируемого планера и они отправились в FAA немного покружиться вокруг них,тк FAA еще никогда не сертифицировали один экспериментальный самолет в качестве буксировщика другого экспериментального самолета. В итоге добро было получено. Grizzly буксировал Solitaire во многих полетах,а первый из них был 23 июня, 1982 года .
Вот некоторые его параметры:
Двигатель: 1 x 180лс на 2,700rpm 4-cylinder Avco Lycoming IO-360-B1E
Первый полет: 22 января 1982
Вес пустого: 1,473.6фунтов
Полный вес: 2,500фунтов
Пропеллер: Hartzell F7666A-4Q ,ВИШ
Скорость сваливания: 40mph
Практическая дальность: 148 километров
а теперь посмотрим на планер,который он таскал. Он также принадлежит музею FAA и был выставлен на всеобщее обозрение.
Rutan Model 77 Solitaire это американский, одноместный,моторный планер схемы утка ,со средним расположением крыла,разработанный Рутаном для конкурса 1982 года "Sailplane Homebuilders Association Design" для планеров построенных в домашних условиях. Solitaire был объявлен победителем конкурса, а его необычный дизайн привлек большое внимание.В течении какого то времени в 1980е планер был доступен для покупателей и как кит и в собранном виде.
Подобно многим самолетам разработки Rutan ,Solitaire использует схему утка,с горизонтальным стабилизатором в передней части планера и рулем направления в хвосте. У пилота между ног располагался электро-гидравлически поднимаемый бензиновый двигатель.Он имел электрический стартер для запуска двигателя в воздухе.Кроме всего прочего он мог взлетать и самостоятельно,без буксировщика.Планер построен из фибергласса.
Крыло длиной 12.7 m имеет в середине крыла изгиб для получения эффекта схемы утка. Внутренняя часть крыла длиной 2.3 m имеет кручение на 2 градуса меньше чем внешняя часть крыла.Крыло оборудовано очень эффективными выдвигающимися спойлерами.
Конфигурация утка устроена так,что передняя плоскость срывается раньше основного крыла,что делает схему неспособной свалиться или попасть в штопор.Это однако не означает,что самолет теряет возможность маневрировать на больших вертикальных скоростях снижения.
Первоначально на планере стоял двигатель Zenoah G-25 который имел 22 лс ,но позже он был заменен на двигатель Robin , а еще позже на 20 сильный Cuyuna 215. Также использовался двигатель KFM 107e мощностью 22 лс.
После начала производства, за два месяца после представления планера в 1982 году было продано 50-60 планеров. В марте 2011 известно 7 Solitaires зарегистрированных в сша и один из них в музее EAA AirVenture.
Цена единицы :US$7000-9000 (цена на кит в 1983 году)
нос, здесь мы видим створки откуда поднимается двигатель
ЛТХ
Экипаж: один
Размах крыла:12.70 m
Площадь крыла:9.517 m2
Удлинение крыла: 20,78
Профиль крыла: Roncz 517 (основное), Roncz 515 (tip), Roncz 1052 (утка)
Вес пустого: 172 kg
Полный вес: 281 kg
Запас топлива: 19 литров
Двигатель: 1 × Cuyuna 215 , 20 лс
Винт: 2-лопастной
Качество: 32:1
Спуск: 0.76 m/s
Нагрузка на крыло: 29.5 kg/m²