Локхид S-3 «Викинг» (англ. Lockheed S-3 Viking) - американский палубный противолодочный самолет.Производился компанией Lockheed Martin, было построено 187 машин. Первый прототип совершил пробный полёт 21 января 1972 года. Серийное производство продолжалось 1971 по 1978 годы. S-3 Viking стоял на вооружении американского флота с 1974 года. Снят с вооружения в 2009 году. Стоимость в ценах 1974 года - 27 000 000 $. Наш же самолет S-3B это модернизированная версия с усовершенствованной авионикой, AN/APS-137 установлен обратный локатор с синтезированной аппертурой, Joint Tactical Information Distribution System(объединенная система распространения тактической информации),добавлена возможность запуска AGM-84 Harpoon ,первый полет 13 сентября 1984 года, 119 самолетов было конвертировано из S-3A.
этот же пост,но с маленькими картинками Ошкош 2011Как всегда использую информацию с сайтов
http://www.airwar.ruhttp://ru.wikipedia.org/wikiи других источников найденных мною в инете и литературе.
Как же меняет гражданская окраска военные самолеты.Когда этот борт появился на площади Аэрошелл на Ошкош 2011,то мне и в голову не пришло подумать о родстве его с Викингами. Зато сразу возникла масса вопросов о предназначении этого самолета без окон:-))) Да и зачем складные крылья гражданскому самолету?
Но потихоньку все выяснилось: S-3B Viking попал в парк исследовательских самолетов лаборатории Glenn в 2008 году, инженеры из NASA GRC, Boeing и Navy объединили свои усилия для превращения S-3B в современный исследовательский самолет NASA. S-3B Viking оснащен необходимым оборудованием для проведения научных и летно-испытательных миссий,таких например,как экологический мониторинг,тестирование систем спутниковой связи и исследование вопросов авиационной безопасности . Он может летать до высоты 40,000 футов со скоростью более 500 миль в час.
До этого это был заштатный противолодочный самолет U.S. Navy aircraft. Складывающиеся крылья выдают его способность к базированию на авианосцах!!! Один из важных вопросов летной безопасности,который собираются изучать: обледенение двигателя.
Самолет пришел на Ошкош под управлением пилота и главы Воздушных операций лаборатории Glenn- Alan Micklewright, летного инженера-исследователя Jim Griner, и Crew Chief S-3B Don Gorman.
Самолет не проводил демонстрационных полетов.Его можно было увидеть в воздухе только по прибытию и отбытию домой.Я этот момент благополучно профукал:-(((
Самолет занимался изучением качества воды в Великих озерах,это была совместная работа Glenn, и National Oceanic и Atmospheric Administration а также Ohio Aerospace Institute.В будущем самолет может быть использован для проверки связи с беспилотными летательными аппаратами,ну и как писалось раньше: изучению обледенения двигателя. GRL имеет большую историю исследования обледенения самолетов, у них есть специальный ледяная исследовательская труба для этих целей и флот исследовательских самолетов,которые регулярно проводят полеты в опасных зимних условиях для этой цели.Центр помогает развивать революционные методы защиты самолетов от обледенения и тренировки пилотов для полетов в таких условиях.
Теперь немного об истории этих самолетов: модель S-3A Viking - была основой палубной авиации ВМФ США, поэтому модернизация этих машин для увеличения их ударной мощи имеела огромное значение и проводилась практически непрерывно.
В 1980 году фирма "Локхид" с целью продления срока эксплуатации и увеличения эффективности применения "Викинга" сумела получить контракт на создание новой модификации в рамках программы WSIP.
складное крыло
двигатель General Electric TF34-400B
К концу 1985 года модернизированы первые два самолета (они получили обозначение S-3B). Два переоборудованных самолета были переданы ВМФ США для тестирования, а в апреле 1988 г. фирма Lockheed получила заказ на выпуск комплектов оборудования для модернизации всех S-3A до стандарта S-3B. Поставки оборудования были завершены к августу 1992 года.S-3A снят с вооружения в 2009 году.
С 1987 года идет модифицирование всех самолетов с темпом работ три машины в месяц. На "Викингах" устанавливаются новые системы РЭБ (разбрасыватель ИК-ловушек, дипольных отражателей, постановка активных помех) и РЛС, дальность действия которых в два раза больше прежних.
Но главное - теперь S-3B вооружены противокорабельными ракетами "Гарпун", которые позволяют самолетам атаковать непогруженные подводные лодки и корабли противника без захода в зону ПВО.
Самолет S-3B оснащен РЛС APS-116 модернизированной до стандарта APS-137(V), противокорабельными ракетами AGM-84 Harpoon, модернизированной системой радиоэлектронного подавления ALR-76, новой телеметрической системой контроля за гидроакустическими буями, тактической системой IBM UYS-1 и ТРДД TF34-GE-400A/B.
основная стойка шасси
В недалеком будущем самолеты "Викинг" планируется заменить противолодочной модификацией аппарата U-22 "Оспри".
хвост
видно,что верхняя часть хвостового оперения также может быть сложена,что уменьшает общую высоту самолета на метр с лишним!!!
законцовка крыла,что это за датчики или это просто места для установки требуемых датчиков?
кабина,для исследователей не очень большие иллюминаторы по сравнению с великолепным остеклением кабины пилотов
Наш самолет это Lockheed S3B C/N 160607 регистрационный номер N601NA. Его также называют NASA Viking. Он такой сейчас один!!!
Вообще насколько я понял,НАСА интенсивно предлагает свой флот сторонним исследователям на возмездной основе.Это что? У них нет своих идей для использования самолетов или это такой инкубатор для других исследовательских групп не имеющих такого флота?
Установленное оборудование на борту:
Метеорологическое:
Измеритель капель
- FSSP
- OAP-200X 1-DC
- OAP-260X 1-DC
- OAP-2DC-Grey
Изучение состава воды
- CSIRO-King
- Nevzorov LWC/TWC
Детектор льда
Измеритель темпаратуры
- полной, статической, точки росы
Фото и видео:
Крыльевые стерео камеры
Хвостовая камера
Надкрыльевая камера
Полный набор датчиков для измерения всевозможных параметров самолета
ЛТХ S-3B Viking
Экипаж: 4 (1-2 пилота, 3-2 исследователя)
Длина: 16,26 м
сложенного: 15,06 м
Размах крыла: 20,93 м
сложенного: 9,0 м
Высота: 6,93 м
сложенного: 4,65 м
Площадь крыла: 55,56 м²
База шасси: 5,72 м
Колея шасси: 4,19 м
Двигателя: два General Electric TF34-400B
Диапазон скоростей: 120-420 узлов
Макс дальность 2,300 Nautical miles
Продолжительность полета 6.0 часов
Высота 40,000 футов
Электрическая мощность для оборудования:115 Volts AC 60 Hz: 21 KVA
115 Volts AC 400 Hz: 33 amps
28 Volts DC: 500 amps
Внешняя вместимость: два подкрыльевых держателя
два (2) внешних крепления датчика на крыле
два (2) обогреваемых бомболюка
Размеры приблизительно: ширина 70 длина 225 и высота 62,5 см
Внутренняя вместимость: отсек авионики
Размеры: ширина 187,5 длина 225 высота 90 см
Масса пустого: 12 060 кг
Нормальная взлётная масса: 20 390 кг
Максимальная взлётная масса: 23 830 кг
Объём топливных баков: 7 317 л (+ 2 × 1 136 л ПТБ)
Масса топлива во внутренних баках: 5 961 кг (+ 1 851 кг в ПТБ)
Максимальная скорость:
у земли: 795 км/ч
на высоте 6 100 м: 828 км/ч
Крейсерская скорость: 641 км/ч
Скорость сваливания: 145-191 км/ч (в зависимости от массы)
Боевой радиус: 1 530 км
Практическая дальность: 5 121 км (без ПТБ без боевой нагрузки)
Перегоночная дальность: 6 238 км (с ПТБ без боевой нагрузки)
Практический потолок: 12 470 м (сертифицирован на 40000 футов)
Скороподъёмность: 22,6 м/с (без ПТБ без боевой нагрузки с полным запасом топлива)
Нагрузка на крыло: 367 кг/м² (при нормальной взлётной массе)
Тяговооружённость: 0,41 (при нормальной взлётной массе)
Длина разбега: 549-692 м (в зависимости от взлётной массы)
при нормальной взлётной массе: 674 м
Длина пробега: 579-652 м (в зависимости от посадочной массы)
Подвесные топливные баки: 2 × 1 136 л Aero 1B
Ну под занавес схема подобного самолета: