В конце весны 2013 года мне удалось побывать на НПО Взлет и рассмотреть Ми-10К.Это один из последник Ми-10К,которые были на ходу и интенсивно работали. В свое время за 400 тыс уе этот вертолет был продан некоей бизнесвумен,которая собиралась с ним работать на крупных стройках дорог и жд трасс или еще чего. Но вот после вроде покупки бизнеследи исчезла и с тех пор вертолет тихо умирает на стоянке в НПО Взлет. Местные специалисты говорят,что его без проблем можно поднять в воздух. Думаю не совсем без проблем (лопасти хвостового винта деревянные и явно требуют замены) ,но все же можно,хоть и стоить это будет немало. Альбатрос Аэро,где вы:-))) Первым делом посмотрим на вертолет изнутри. Мы уже рассматривали
вертолет в музее Монино,но там его состояние было другим и немного другая модификация.
Модификация, Ми-10К, была разработана специально для строительно-монтажных работ. Первый полёт состоялся в июне 1965 года, в 1967 году Ми-10К летал на авиашоу в Париже, а производство началось только в 1975 году (всего в 1975-1976 гг. было выпущено 17 машин, и 4 переоборудовано из базовых Ми-10). Конструкторы полностью отказались от гидрозахватов и внешней платформы, уменьшили высоту шасси, что снизило вес и лобовое сопротивление. Вместо не оправдавших себя телекамер для управления вертолётом при погрузке-разгрузке Ми-10К был оборудован второй, подвесной кабиной лётчика с круговым обзором и третьим комплектом рычагов управления. «Коротконогие» Ми-10К эксплуатируются на строительстве высотных объектов по сей день.
Интересные авиационные события. Музей ВВС Монино ч.29 : год 2013 Ми-10-вертолет кран.реестр Ми-10 Как всегда использую информацию с сайтов
http://www.airwar.ruhttp://ru.wikipedia.org/wikiи других источников найденных мною в инете и литературе.
Немного об этом вертолете: Ми-10К,бортовой номер: RA-04127,s/n: 2290,дата выпуска:19 июня 1976 г.
в эксплуатации: с 19 июля 1977 г.,первый полет: 1976 г. Завод изготовитель Росвертол,наработка 2331ч, 3496 циклов (ППР - 426ч, 760 циклов)
Первый прототип Ми-10К переделали на опытном производстве милевской фирмы из третьего серийного вертолета 5680202К. Руководил работами ведущий конструктор А. Х. Серман. Машину оснастили новым шасси и БРЭО, топливными баками меньшей длины, предприняли ряд дополнительных мер по снижению массы конструкции. В итоге пустой Ми-10К стал более, чем на полторы тонны легче своего длинноногого предшественника. Однако грузоподъемность вертолета при этом немного снизилась.
рабочее место борт инженера
боковая панель
общий вид на рабочее место борт инженера
верхняя боковая панель
приборы контроля двигателя
рабочее место штурмана? или борт радиста?
тут все оборудование на месте
общий вид от носа кабины
Фото 10.
общий вид центральной приборной панели
рабочее место КВСа
шаг газ
циклик
пилотажно-навигационные приборы КВСа
автопилот,и прочее. А зачем здесь еще один горизонт?
система согласования управления с подвесной кабиной
вид вниз
пилотажно-навигационные приборы 2 го пилота
переход на резервную гидросистему
верхняя панель приборов
пожарные краны?
таблицы
общий вид на рабочее место второго пилота
штурмана-радиста?
общий вид рабочего места пилотов
вид снизу
и здесь эта педалька!!! для чего она?
под креслом КВСа
педальный узел с ремнями
остекление со стороны КВСа
общий вид правой части кабины
Фото 33.
различные ракурсы
общий вид левой части кабины
люк на крышу
Его модернизированная система внешней тросовой подвески была рассчитана максимум на 11, 8 т. Работать с большой концентрированной нагрузкой не позволяла прочность конструкции. Под носовой частью Ми-10К, на месте шахты аварийного покидания, разместили хорошо остекленную дополнительную кабину, в которой находилось развернутое против полета рабочее место.
люк в подвесную кабину
вид из подвесной кабины
потолок пилотской кабины
При проведении строительно-монтажных и погрузочных работ в нее переходил пилот-оператор, который управлял вертолетом, прекрасно наблюдая груз и место его установки.
опускаемся вниз
правая сторона
шаг газ,те оператор мог управлять вертолетом отсюда?
согласование управления
вид с рабочего места оператора
полное управление
Выпуск Ми-10К начался в Ростове 23 марта 1974 г. В процессе подготовки к нему была доработана система управления вертолета и увеличена подвесная кабина, а в следующем году на Ми-10К внедрили системы гашения вибраций и колебаний груза на внешней подвеске.
еще один взгляд вверх
общий вид сверху
еще более общий
вход в вертолет
идем дальше в салон
почти все пространство занимают топливные баки
вид на кабину,емкость каждого 1200 литров
вот он целиком
особенно радуют чертежные номера,это зачем?
идем дальше
управление лебедкой
сама система,на внешней подвеске может нести 11800 кг.
вид от хвоста
Ми-10К было построено 17 экземпляров (в 1976 г. сдали 7 и в 1977 г. - 10). Известно также, что ростовчане переделали два длинноногих вертолета в кашки
внутри все аскетично и просто
внешние баки в качестве внутренних:-))
люк
вид на кабину
а мы идем дальше
вид от двери в хвостовую балку
хвостовая балка
ближе
В Аэрофлот Ми-10К стали поступать в середине 1970-х гг. Они использовались только тремя летными отрядами: 223-м, расположенным в Ухте (Коми АССР), 255-м, находившимся в Тюмени, и подразделением из подмосковного Мячиково. Большинство выпущенных летающих кранов распределили между ухтинцами и сибиряками (примерно по 7-8 машин). Кроме того, как минимум один такой вертолет попал в краснодарский ВНИИ ПАНХ.
оборудование
По свидетельству длительное время работавшего в Ухте В. Митина, среди всех имевшихся там милевских машин десятка выделялась особой трудностью в эксплуатации. Вибрация колотила Ми-10К, в полете иногда вываливались приборные доски, лопались шпангоуты, проваливался гидроблок. Порой казалось, что довести машину до ума не удастся. Однако благодаря хорошему взаимодействию МВЗ, ростовского завода и эксплуатантов, вертолет довольно быстро превратился в достаточно надежный воздушный кран. И хотя в крейсерском полете вибрация оставалась значительной, на висении ее уровень был существенно снижен, что позволило очень успешно использовать Ми-10К на различных стройках.
обратно в салон,иллюминаторы
блокировка двери
желтые трубопроводы это же топливные?
всякое внутреннее оборудование не до конца мне понятное
ручная лебедка?
Себестоимость монтажных работ с применением Ми-10К оказалась в 1, 5 раза ниже, чем с использованием Ми-6.
На месте 223-го и 255-го отрядов возникли авиакомпании Комиавиатранс и Тюменьавиатранс. Чтобы выжить в сложных условиях, технику стали сдавать в аренду. Так, в 1992 г. тюменский Ми-10К оказался в распоряжении компании Skytech, штаб-квартира которой расположена в Брюсселе. Обзавелась летающим краном и российская фирма Взлет, созданная при НПО ГосНИИ Аэронавигация(это и есть наш вертолет).
В 1999 г. этот вертолет, которым управлял экипаж С. В. Петухова, совершил перелет из подмосковного Солнцево в Ростов-на-Дону, где с его помощью установили на колокольню кафедрального собора огромный позолоченный купол.
Первоначально для Ми-10К были установлены следующие ресурсы: до 1-го капитально-восстановительного ремонта - 1000 ч (3 года), назначенный - 8000 ч (15 лет). Затем сроки продлевались, но и они стали истекать. Чтобы продолжить эксплуатацию Ми-10К, необходимо проведение определенных работ, в том числе замены ряда агрегатов (лопастей несущего винта, редукторов, двигателей). Однако изыскать возможности для финансирования этих мероприятий российским авиакомпаниям оказалось весьма сложно, и с 2000 г. десятки начали утилизировать.
23 декабря на этом Ми-10К заменили лопасти несущего винта. Машина снова приобрела рабочую форму, и в 2001 г. с ее помощью были установлены детали многотонной вытяжной вентиляции на крыше здания Центральной избирательной комиссии в Москве.
Фото 84.
любопытно как заправляли эти баки? через входную дверь? и какова система перекачки топлива?
вид на кабину
заглянем вверх,вал на рулевой винт?
Фото 88.
Фото 89.
Фото 90.
Фото 91.
сам черт ногу сломит,как с этим справлялись механики?
ну и возвращаясь в кабину с другим объективом,смотрим на панели приборов без искажений
Фото 94.
Фото 95.
Фото 96.
Фото 97.
Фото 98.
общий вид приборной панели
циклик
шаг газ
блокировка?
включение фар
пожарные краны
Фото 105.
Фото 106.
Фото 107.
циклик крупнее
блокиратор окна
кобура для ракетницы,у каждого рабочего места аптечка
спинка кресла
Фото 112.
люк наверх
Фото 114.
Люди,которые помогли нам посетить этот вертолет. К сожалению я потерял запись об их именах и фамилиях и мейлы. Если кто знает,то подскажите и я подпишу и вышлю им фотографии.
Фото 116.
Фото 117.
в вертолете нашли немного документации
готовились к полету:-)))
еще
Фото 121.
ЛТХ:
Модификация Ми-10К
Диаметр главного винта, м 35.00
Диаметр хвостового винта, м 6.30
Длина,м 32.86
Высота ,м 7.80
Масса, кг
пустого 24450
нормальная взлетная 37000
максимальная взлетная 38000
Внутренние топливо, л 6340 + опционально 1920
Тип двигателя 2 ГТД Авиадвигатель (Соловьев) Д-25ВФ
Мощность, кВт 2 х 4847
Максимальная скорость, км/ч 256
Крейсерская скорость, км/ч 228
Практическая дальность, км 770
Радиус действия, км 350
Практический потолок, м 4750
Статический потолок, м 3000
Экипаж, чел 3-4
Полезная нагрузка: 3000 кг груза или 11800 кг на внешней подвеске