Sud-Ouest Ariel это французский двухместный легкий вертолет разработанный и построенный Sud-Ouest позже Sud Aviation. Основной винт вертолета вращался своеобразными реактивными двигателями имеющими камеру сгорания на законцовках лопастей(так называемый cold-jet propulsion system).Наш вертолет это вторая модель Sud-Ouest SO.1110 Ariel II C/N 01 регистрационный номер F-WFRQ . Нечто подобное мы
уже рассматривали.
Авиационный музей в Ле Бурже. Вертолет Dragonfly против В-7 (музей ВВС Монино ангар 8 ч.15) Как всегда использую информацию с сайтов
http://www.airwar.ruhttp://ru.wikipedia.org/wikiи других источников найденных мною в инете и литературе.
Компания решила заняться разработкой простого вертолета и для этого выбрала очень оригинальную схему. По полым лопастям к камере сгорания на законцовках лопастей подавался воздух от компрессора,где он смешивался с топливом и поджигался.
S.O.1100 Ariel I F-WFKM совершил свой первый полет в 1947 году, это был легкий цельнометаллический вертолет с закрытой двухместной кабиной. В движение он приводился поршневым двигателем Mathis G8 который вращал компрессор Turbomeca. Воздух низкого давления отбирался от компрессора и проходя через лопасти,попадал в камеру сгорания на законцовках лопастей,где воздух смешивался с топливом и поджигался,эта реактивная струя и приводила винт во вращение. Ariel имел короткую хвостовую балку с одним вертикальными стабилизаторами. 23 марта 1949 взлетела улучшенная версия вертолета S.O.1110 Ariel II, он был копией Ariel I за исключением того,что вертикальных стабилизаторов было уже два и хвостовая балка была длиннее. Это и был наш вертолет.
Испытания проходили успешно,но тем не менее блок двигатель-компрессор был тяжелым.Поэтому он был заменен на более легкий 205kW(275 лс) единую турбину-компрессор Turbomeca Artouste
Этим окончательным вариантом стал S.O.1120 Ariel III.Благодаря не только меньшему весу,но и меньшему размеру этой комбинированной системы,удалось разместить на борту еще одно место для пассажира. Другое отличие было снова в хвостовом оперении,в отличии от Ariel II у него хвостовое оперение состояло как и у классического самолета из горизонтального и вертикального оперения,дополненного возможностью использовать воздух из турбины для контроля направления.
На малых скоростях наш вертолет использовал остаточную тягу от компрессора для контроля рыскания и направления, в то время как при более высоких скоростях, использовались горизонтальное хвостовое оперение
Вертолет «SO-1120» "Ариэль" III F-WFUY совершил свой первый полет 18 апреля 1951 году. Вертолет имел взлетный вес 1250 кг, крейсерскую скорость 135 км/ч, дальность полета 250 км, диаметр несущего винта 10,8 м и длину 8,25 м.
все вертолеты имели трехколесное шасси с носовым колесом.
под фюзеляжем я так понимаю располагается воздухозаборник для поршневого двигателя и компрессора. Любопытно конечнотбыло бы разглядеть основной винт и систему управления,но я когда фотографировал не представлял,что это за оригинальный борт и посему недоработал. Надеюсь в следующий раз поехать туда уже более осмысленно.
Ariel так и не производился серийно,но зато его опыт был использован в создании Sud-Ouest Djinn.Опыт, полученный на экспериментальных вертолетах Ariel привел к убеждению, что реактивный привод несущего винта вертолета можно обеспечить струями сжатого воздуха, истекающими из сопел на концах лопастей, избежав дополнительного веса горючего и систем зажигания, как в аппаратах Ariel.
Модификации:
S.O.1100 Ariel I двухместный экспериментальный вертолет с поршневым двигателем приводящим в действие компрессор,который вращал винт
S.O.1110 Ariel II улучшенный вариант с измененными хвостовыми поверхностями.
S.O.1120 Ariel III улучшенная трехместная модификация с комбинацией турбина-компрессор
всех было построено по одному экспериментальному варианту
ЛТХ (Ariel II)
Экипаж: два
Длина: 7.15 m (23 ft 5 in)
Диаметр основного ротора: 10.80 m (35 ft 5¼ in)
Вес пустого: 725 kg (1,598 lb)
Полный вес: 1080 kg (2380 lb)
Двигатель: 1 × Mathis G8 поршневой двигатель вращающий компрессор, 220 kW (164 hp)
Макс скорость: 170 km/h (105 mph)
Дальность: 300 km (186 miles)