Музей РАФ-2: легкий аргентинский штурмовик FMA IA 58 Pucará

Nov 17, 2017 09:20

FMA IA 58 Pucará (от кечуа Pukara - «крепость») - аргентинский лёгкий штурмовик. Разработан по заказу ВВС Аргентины инженерами кордовского Института аэротехники во главе авиаконструктором Эктором Руисом. Предназначен для использования в контрпартизанской войне. Серийно производится с 1974 года по 1993. Состоит на вооружении ВВС Аргентины и других стран мира. Всего было построено 110 самолетов.
Этот турбовинтовой самолет с прямым крылом,напоминающий двухмоторные истребители времен второй мировой войны, стал первой серийной боевой машиной, разработанной и строившейся в Латинской Америке.


Музей РАФ и РАФ-2
все,что у меня есть по IA58 Pucara
 Как всегда использую информацию с сайтов
http://www.airwar.ru
http://ru.wikipedia.org/wiki
и других источников найденных мною в инете и литературе.

FMA IA 58 PUCARA A-515/ZD485/9245M и серийный 018.
Полная история самолета здесь.


Наш самолет один из захваченных.
После победы в войне с Аргентиной,англичанам достались одиннадцать самолетов Pucarás (4 в летном состоянии). Шесть в итоге вывезли в Великобританию:
A-515 (ZD485) - Royal Air Force Museum Cosford.
A-517 - В частных руках. Возможно на Channel Islands.
A-522 (8768M) - North East Aircraft Museum (на хранении от Fleet Air Arm Museum, Yeovilton).
A-528 (8769M) - Norfolk and Suffolk Aviation Museum (на хранении от Museum of Army Flying, Middle Wallop).
A-533 (ZD486) - Boscombe Down Aviation Collection (только кокпит).
A-549 (ZD487) - Imperial War Museum Duxford.
Получается это второй FMA IA 58 Pucará который попался мне на глаза.


В августе 1966 года на аргентинской компании DINEFA (впоследствии - FAMA), старейшем в Латинской Америке государственном авиастроительном предприятии, расположенном в городе Кордова, под руководством Гектора Е. Руиса (Hector E. Ruiz) началась разработка легкого турбовинтового ударного самолета, предназначенного для противопартизанских действий. Кубинская революция не давала спокойно спать латиноамериканским президентам и создание специализированного вооружения для применения в грядущих "конфликтах малой интенсивности" стало весьма актуальным для латиноамериканских военных.


Компания "DINEFA" уже имела опыт создания боевых самолетов с газотурбинной силовой установкой. В 1947 году там был построен реактивный истребитель I.Ae.27 Pulqui, спроектированный известным французским конструктором Э. Девуатином, а 1950 году Курт Танк - бывший технический директор Focke-Wulf - построил истребитель I.A.M.E.53 Pulqui 2 - весьма передовой для своего времени самолет, развивший на испытаниях максимальную скорость 1045 км/ч.


Штурмовик, при проектировании получивший рабочее обозначение А-Х2, предполагалось оснастить двумя ТВД. На формирование его облика большое влияние оказал американский многоцелевой самолет Bronco, также создававшийся для борьбы с повстанцами в джунглях. Первоначально Руис тоже избрал для своей машины двухбалочную схему, но затем вернулся к более консервативной компоновке с нормальным фюзеляжем, низкорасположенным прямым крылом и Т-образным оперением. Ключевыми требованиями аргентинских военных к самолету являлись хорошие взлетно-посадочные характеристики (потребная длина ВПП - не более 400 м) и высокая маневренность на малой высоте, обеспечивающая атаку малоразмерных, хорошо замаскированных целей и уклонение от зенитного огня.


Для отработки аэродинамики нового штурмовика был построен пилотируемый макет-планер, совершивший первый полет 26 декабря 1967 года. В ходе испытаний в планер вносились многочисленные изменения, в частности, из одноместного он превратился в двухместный, изменилась форма мотогондол, ставших более длинными, а также конфигурация киля.


Создателями самолета рассматривалось несколько вариантов силовых установок с ТВД мощностью в пределах 800-1200 л.с. Летом 1968 года компания остановила выбор на двигателе Garrett TPE331-U-303 (904 л.с), под который в августе 1968 года и началась постройка первой опытной машины, АХ-01. Однако этот двигатель не полностью удовлетворял разработчиков и начались переговоры с Pratt Whitney (Канада) о закупке ТВД РТ6А. Но вскоре "переговорный процесс" был нарушен энергичным вмешательством французской компании Turbomeca, предложившей свой двигатель Aztazou XVIG (978 л.с), специально доработанный под аргентинские требования. В относительно короткий срок (11 месяцев) фирма "FMA" откорректировала проект самолета под ТВД Turbomeca Aztazou.


Штурмовик имел простую, рациональную и технологичную конструкцию. Многочисленные легкосъемные панели обшивки облегчали наземное обслуживание. Опущенный вниз нос самолета обеспечивал экипажу отличный обзор. Высокие стойки шасси позволяли подвешивать под крылом и фюзеляжем разнообразную бомбовую нагрузку, а пневматики с низким давлением допускали возможность эксплуатации с грунтовых аэродромов. В сентябре 1968 года началась постройка опытной машины АХ-02 с новой силовой установкой. Самолет получил уже обозначение ВВС IA-58 и "имя собственное" "Дельфин", в дальнейшем замененное на Pucará (каменные укрепления на вершинах господствующих над местностью гор, возводившиеся в средние века индейцами-инками).


Первый полет опытного АХ-01 (с ТВД TPE331-U-303), пилотируемого шеф-пилотом фирмы М. Старком, состоялся 20 августа 1969 года, а 6 сентября в воздух поднялся АХ-02 с двигателями Turbomeca Aztazou. Весной 1973 года к испытаниям подключился и третий опытный АХ-03. Этому самолету довелось совершить перелет протяженностью 14 000 км с четырьмя посадками из Кордовы в Париж, где он достойно представил аргентинское авиастроение на международном авиационном салоне в Ле-Бурже. На посетителей выставки большое впечатление произвели показательные полеты на малой высоте, продемонстрировавшие отличные маневренные характеристики штурмовика.
Первый серийный штурмовик FMA IA 58A Pucará, собранный в Кордове, совершил первый полет 8 ноября 1974 года. ВВС Аргентины закупили 108 самолетов IA 58A Pucará. В 1986 году последний серийный штурмовик этого типа выкатили из ворот сборочного цеха и передали ВВС Аргентины в 1988 году.


В ходе англо-аргентинской войны на нескольких самолетах Pucará самого раннего выпуска было демонтировано заднее катапультное кресло (во время боевых вылетов в состав экипажа входил, как правило, лишь летчик), а вместо него установили дополнительный топливный бак. При этом остекление задней кабины закрашивалось.
Штурмовик заинтересовал ВВС ряда стран "Третьего мира" - Венесуэллы, Египта, Ирака, Мавритании, Марокко и Центрально-Африканской республики, но лишь с Мавританией переговоры продвинулись достаточно далеко, но так и не завершились подписанием контракта. Венесуэлла намеревалась заказать 24 самолетов IA-58, однако в дальнейшем предпочла американский самолет Bronco. Аналогичное решение приняло и Правительство Марокко.


Единственными зарубежными покупателями аргентинского штурмовика стали Уругвай, ВВС которого приобрели шесть IA-58A, заменивших "противопартизанские" самолеты Т-6 и Р-51, а также Колумбия, закупившая в декабре 1989 года три штурмовика, ранее находившихся на вооружении ВВС Аргентины (в 1986 году правительство Аргентины приняло решение о продаже на экспорт 40 самолетов Pucará, однако кроме Колумбии никто ими не заинтересовался).
15 мая 1979 года совершил первый полет опытный самолет IA-58B (АХ-05) с усовершенствованным БРЭО и новым вооружением (две 30-миллиметровые пушки DEFA, установленные в носовой части фюзеляжа). В 1980 году в воздух поднялся штурмовик IA-66 (АХ-06), в целом подобный самолету IA-58C, но оснащенный более мощными двигателями Garrett TPE331-11-601W (2 х 1000 л.с.) с трехлопастными винтами Dowty Rotol, в дальнейшем замененными на четырехлопастные винты McCauley.


Самолет активно предлагался на экспорт. Однако к началу 1990 годов стало ясно, что машина морально устарела и работы по ней постепенно свернули. ВВС Аргентины сосредоточили свои усилия на перспективном штурмовике и учебно-тренировочном самолете IA-63 Pampa, который сегодня рассматривается как замена Pucará.
В 1976 году самолеты Pucará, лишь начав поступать на вооружение, были задействованы по своему прямому назначению. Базируясь на аэродроме в Кордове, они нанесли ряд ракетно-бомбовых ударов по повстанцам, объявившимся в районе города Тукуман (северо-запад страны). Штурмовики действовали на удалении 500 км от аэродрома базирования. Их пилотировали инструкторы летной школы ВВС, успевшие к тому времени освоить новую технику (экипаж самолета составлял, как правило, один человек).


"Звездным часом" Pucará стала англо-аргентинская война 1982 года. К началу боевых действий Аргентина располагала, в общей сложности, 45 самолетами Pucará. 24 из них были перебазированы на Фолклендские острова. Кроме них, на нескольких островных аэродромах, из которых лишь аэродром в Порт-Стенли имел асфальтовое покрытие ВПП длиной 1300 м, базировались самолеты Aermacchi MB-339A, Turbo-mentor и Short SC.7 Skyvan, а также вертолеты UH-1 "Iroquois", SA.330 "Puma" и CH-47 "Chinook". На Фолклендах штурмовики предусмотрительно перекрасили в зелено-коричневый "островной" камуфляж.
Всего в ходе боевых действий самолеты Pucará совершили 186 боевых вылетов. Их основным вооружением были НАР, показавшие относительно низкую эффективность. Как правило, на борту самолета находился лишь один человек.
Шесть самолетов "Пукара" было выведено из строя на земле английскими коммандос, один - сбит огнем из легкого стрелкового оружия, один - ПЗРК "Стингер" и еще один - истребителем Sea Harrier. Девять самолетов было повреждено или уничтожено на аэродроме кассетными бомбами с самолетов Sea Harrier и Harrier, а также артиллерийским огнем британских кораблей. Пять относительно целых штурмовиков были захвачены англичанами после капитуляции аргентинского гарнизона на Фолклендах. В 1983 году их доставили в Англию для изучения. Один из самолетов был облетан в испытательном центре Боскомб Даун. Следствием этого стало появление в Великобритании концепции легкого маневренного дозвукового фронтового истребителя SABA (Small Agile Battlefield Aircraft), предназначенного для перехвата и уничтожения вертолетов противника, непосредственной поддержки войск, противопартизанских действий, воздушной разведки и целеуказания. Работы по программе SABA, в свою очередь, стимулировали появление подобных программ и в других странах (в частности, в Польше).


Самолет IA-58A Pucará выполнен по нормальной аэродинамической схеме с низкорасположенным прямым крылом и Т-образным оперением.
Двухлонжеронное крыло, изготовлено, в основном, из алюминиевых сплавов. Концевые части имеют положительное поперечное V=7 и обратную стреловидность по задней кромке. На каждой консоли имеется два щелевых закрылка (по обеим сторонам мотогондол) с гидравлическим приводом и элероны.
Фюзеляж, выполненный по схеме полумонокок, состоит из передней, центральной и хвостовой секций. Его верхняя носовая часть может откидываться вверх для облегчения доступа к отсеку БРЭО.
Оперение - Т-образное. Стабилизатор имеет двухлонжеронную конструкцию. Задняя часть руля высоты выполнена из магниевого сплава.
Самолет имеет бронирование, защищающее кабину снизу от огня оружия калибром 7,62 мм на дистанции до 150 м.


Шасси - трехопорное, с носовым колесом. Оно обеспечивает возможность эксплуатации самолета с аэродромов, имеющих травяное покрытие. Основные опоры убираются посредством гидравлического привода в мотогондолы поворотом вперед и имеют двухколесные тележки с дисковыми тормозами. Носовая опора с одним колесом убирается в фюзеляж поворотом вперед.
Топливо размещается в двух фюзеляжных топливных баках фирмы АМС (772 л) и двух крыльевых баках АМС (508 л). Заправка всех баков осуществляется через горловину, расположенную за кабиной. Имеется два расходных бака, обеспечивающих полет в течение 30 мин. Возможна подвеска трех ПТБ (два под крылом и один под фюзеляжем) емкостью по 318 или 1100 л.


Экипаж, состоящий из летчика и штурмана-наблюдателя, размещается по схеме тандем в катапультных креслах Martin Baker АР06А, обеспечивающих возможность покидания самолета на стоянке. Кресло второго летчика установлено с превышением 250 мм. Кабина не герметизирована. Козырек фонаря выполнен из бронестекла, обеспечивающего защиту от пуль винтовочного калибра на дистанции не ближе 150 м. Остальное остекление изготовлено из плексигласа.
Самолет оснащен двумя ТВД Turbomeca Aztazou XVIG (2 х 978 л. с.) с трехлопастными металлическими винтами изменяемого шага. Для увеличения тяги на взлетном режиме имеется система впрыска воды. На воздухозаборниках установлена электрическая противообледенительная система.


Модификации:
AX-02 Delfin: прототип
AX-04: прототип торпедоносец.
IA-58A Pucará: двухместный противопартизанский самолет,штурмовик. Основная серийная версия.
IA-58B Pucará Bravo: модифицированный двухместный противопартизанский самолет, с более длинной передней частью фюзеляжа, позволяющему заменить 20 mm пушки Hispano на две пушки 30 mm DEFA,и с более современной авионикой. Один прототип был конвертирован из IA-58A, первый полет 15 мая 1979 года.
IA-58C Pucará Charlie: одноместная версия,построенная с учетом опыта полученного в Фолклендской войне,с возможностью противокорабельных противовертолетных миссий. Передняя кабина убрана и вместо нее добавлена 30 mm пушка DEFA, и способность нести под крыльями ракеты воздух-воздух Matra R550 Magic и воздух-земля Martin Pescador. Усиленное бронирование, и более современные системы EW. Единственный прототип был конвертирован, первый полет 30 декабря 1985 года.
IA-58D Pucará Delta: текущая программа модернизации имеющихся IA-58A, новая авионика и 950 shp двигатели PT6A-62 Pratt & Whitney.
IA-66: модификация IA-58A оснащенная двумя 1,000-сильными (746-kW) Garrett TPE331-11-601W двигателями. Один прототип конвертирован из IA-58A и полетел в 1980.


ЛТХ:
Модификация IA-58A
Размах крыла, м 14.50
Длина самолета,м 14.253
Высота самолета,м 5.362
Площадь крыла,м2 30.30
Масса, кг
пустого самолета 4020
нормальная взлетная 5300
максимальная взлетная 6800
Топливо, кг
внутренние топливо 1300
ПТБ 1359 (1 х 1100(318) и 2 х 318 л)
Тип двигателя 2 ТВД Turbomeca Aztazou XVIG
Мощность, л.с. 2 x 1022
Максимальная скорость, км/ч 750
Крейсерская скорость, км/ч 480
Практическая дальность, км 2305
Боевой радиус действия, км 225-650
Максимальная скороподъемность, м/мин 1080
Практический потолок, м 10000
Макс. эксплуатационная перегрузка 6
Экипаж, чел 2
Вооружение: две 20-мм пушки Hispano-Suiza DCA-804 c 270 патронами на пушку и четыре 7.62-мм пулемета FN M2-30 c 900 патронами на пулемет
Боевая нагрузка - 1620 кг на 3 узлах подвески
2 УР воздух-земля Martin Pescador, или
4х 400-кг или 500-кг бомб, или 8х 250-кг бомб, или 12х 120-кг бомб, или 6 гранатометов Alkan 530, или 3 напалмовых бака, или 3 ПУ LAU 19x68-мм или Matra F1 36х68-мм НУР или 6 ПУ19х70-мм НУР.

ia58 pucara, raf, 2014, музей, fma, раф

Previous post Next post
Up