А теперь по горячим следам постараемся разглядеть вертолет изнутри. В
музее вертолетов в Великобритании есть такая возможность. Правда стоит отметить ,что это не совсем стандартный вертолет,но уж размеры вы почувствовать сможете...Распечатаем еще одну шкатулку: начнем повествование об экспонатах музея вертолетов.
Музей вертолетов,Великобритания. Airshow China 2012 ч.4:Changhe Z-8 Музей в Ле Бурже ч.23: Super Frelon SA 321 China airshow-2014:Changhe Z-8KA он же лицензионная копия SA.321 Super-Frelon Как всегда использую информацию с сайтов
http://www.airwar.ruhttp://ru.wikipedia.org/wikiи других источников найденных мною в инете и литературе.
Итак это у нас SA 321F - коммерческая версия для авиалиний,оснащен тремя двигателями Turbomeca IIIC-6,для перевозки от 34 до 37 пассажиров(я насчитал 29 кресел).
Немного о нашем вертолете:
Sud SA-321F Super Frelon "Hermes" регистрационный номер F-OCMF / 335 (cn 116).Построен в 1967; списан в 1979; попал в музей в 1991.Прототип гражданской версии ,использовался для испытаний Aerospatiale. Был передан на два года в эксплуатацию авиакомпании Olympic в конце 1960х. Предыдущие регистрации: F-BTRP, F-WKQC, F-OCZV, F-RAFR, F-BMHC и F-WMHC. Сейчас вертолет полностью отреставрирован в конфигурации и цветовой схеме греческой авиакомпании.
15 июля 1968 г. началась опытная эксплуатация SA.321F, организованная греческой фирмой "Олимпик Эйруэйз" при содействии известного миллиардера Аристотеля Онассиса. Наш "Супер Фрелон" с/н 116, получивший новую регистрацию F-OCMF и собственное имя "Гермес", использовался на линии, связывавшей греческие острова Скиатос, Микинос, Хиос и Санторин,но оказался экономически невыгодным и в 1969 году был возвращен производителю.С 1970 года в течение нескольких лет этот вертолет использовался в авиагруппе GLAM (Groupe de Liaisons Aeriennes Ministerielles), базирующейся в Виллакубле и обслуживающей французские правительственные перевозки. Затем машину вернули производителю, и она, сменив в который раз регистрацию на F-BTRP, применялась в опытных и служебных целях.После этого его отправили на пенсию и он доживал свой век на земле на юге Франции в местечке Marignane. В 1991 году его подарили музею.
Sud Aviation позиционировал свой вертолет как конкурент соответствующих модификаций американских машин
S-61 и Vertol-107(гражданская версия Ch-46). При этом основной упор делался на надежность новой машины, способной продолжать полет при одном неработающем двигателе.
Гражданским вариантом морского вертолета стала модификация SA.321F. Ее полномасштабный макет был представлен на авиасалоне в Ле Бурже в 1965 году. Первая машина SA.321F поднялась в воздух 7 апреля 1967 г. Заказчикам предлагались три варианта компоновки салона - два чисто пассажирских (на 34 и 37 мест) и грузопассажирский (на 14 мест).
Заходим внутрь вертолета
Кормовая дверь и грузовая аппарель отсутствуют - возможностью перевозки крупногабаритных грузов пожертвовали ради установки туалетной кабины.
Cалон на 29 кресел.В конце салона есть полноценный туалет.
вверху багажные полки. Размеры кабины 7 х 1.83 х 1.9м.Салон уже чем на Ми-8.
аварийный выход с другой стороны
вход в кабину
Система управления бустерная, с дублированной гидросистемой. Управление несущим винтом жесткое, управление рулевым винтом смешанного типа. Управление включает электрические триммеры и автопилот с серводемпферами, обеспечивающий устойчивость вертолета относительно трех осей, выдерживание заранее предусматриваемой высоты, выполнение разворотов, автоматический выход на режим висения и полет на режиме висения
просторно и удобно
В январе 1968 г. SA.321F прошел климатические испытания в Норвегии, а впоследствии принял участие в обеспечении проведения зимних Олимпийских игр в Гренобле. В условиях высокой температуры машину испытывали в Испании.
верхняя панель
рабочее место КВСа
оборудование на входе в кабину
главный выход
поплавок,но немного другой формы нежели у современных китайских клонов
вверху открыты двигательные отсеки
тут же нам показывают эволюцию лопастей от цельнометаллических,которые использовали на этом вертолете,до полностью композитных на современных тяжелых вертолетах в том числе.
вот их комли
а в поплавке багажник?
основной винт
сравните размеры с Робинсоном-22
Все модификации можно разделить на две группы: амфибийные - оборудованные поплавками и сухопутные - по образцу первого прототипа. Наша версия морская.
В общем же следует отметить, что гражданский "Супер Фрелон" не оправдал маркетинговых надежд фирмы. Удалось продать очень мало таких вертолетов.
вид сзади
На военных версиях в носовой части кабины располагался характерный обтекатель РЛС, за который его прозвали "Пиноккио". На гражданской он отсутствует.
хвостовое оперение,этот вертолет прототип модификации 321F,поэтому и номер 1. Рулевой винт диаметром 4м, пятилопастный, имеет горизонтальные и осевые шарниры.
это для охлаждения?
Несущий винт шестилопастный, с шарнирным креплением лопастей.
судя по всему здесь стоит Turbomeca Turmo IIIC-6. Три двигателя расположены горизонтально над фюзеляжем: два установлены перед редуктором несущего винта, имеют осевые воздухозаборники, а третий, установленный за редуктором несущего винта, имеет боковой воздухозаборник. Запуск, система питания, смазка и вентиляция каждого двигателя автономны. Масса оборудованного двигателя 297кг.
а мы вновь забираемся в кабину,но уже с другим объективом,который позволяет поближе рассмотреть приборную панель. Тут радио и радионавигация? Где управление автопилотом не нашел,но скорее всего именно на этой панели?
приборы контроля двигателей
пилотажно-навигационные приборы,а зачем им акселерометр,да еще с таким диапазоном?
приборная панель второго пилота
отличная ручка циклика
приборная панель КВСа
его циклик
Сейчас в морской авиации Франции числится около полутора десятков "супер фрелонов", но в летном состоянии поддерживаются лишь шесть из них.
ЛТХ:
Модификация SA-321G
Диаметр главного винта, м 18.90
Диаметр хвостового винта, м 4.00
Длина,м 19.40
Высота ,м 6.76
Масса, кг
пустого 6863
максимальная взлетная 12500
Внутренние топливо, л 3975 + опционально 1000
ПТБ, л 2 х 500
Тип двигателя 3 ГТД Turbomeca Turmo IIIC7
Мощность, кВт 3 х 1201
Максимальная скорость, км/ч 275
Крейсерская скорость, км/ч 248
Практическая дальность, км 1355
Дальность действия, км 1200
Продолжительность полета, ч 4
Скороподъемность, м/мин 300
Практический потолок, м 3100
Статический потолок, м 1950
Экипаж, чел 1-2 + 3 оператора в ПЛ варианте
Полезная нагрузка: 27 пассажиров или 5000 кг груза в кабине или на подвеске
Фото 1.
Фото 2.
Фото 3.