AgustaWestland AW101 - вертолет средней грузоподъемности, используемый как в военных так и в гражданских целях. Первоначально вертолет разрабатывался совместно компаниями Westland Helicopters (Великобритания) и Agusta (Италия), точнее их совместным предприятием EH Industries Limited (EHI), и имел индекс EH101. Позже после слияния разработчиков и образования AgustaWestland вертолет получил новое обозначение AW101. В вооружённых силах Великобритании, Дании и Португалии, для AgustaWestland AW101 используется так же наименование Merlin. В США лицезионная версия AW101 имеет обозначение VH-71 Kestrel.
Впервые вертолёт поднялся в воздух 9 октября 1987 года. В 1997 году был заключён первый контракт на серийное производство вертолётов для английской армии. Всего вертолет или его модификации производились в четырёх странах Великобритании, Италии, США и Японии.
Музей вертолетов,Великобритания. все,что у меня есть по AW101 Как всегда использую информацию с сайтов
http://www.airwar.ruhttp://ru.wikipedia.org/wikiи других источников найденных мною в инете и литературе.
Наш вертолет это 1988 года выпуска AgustaWestland EH101 C/N 50003/PP3 G-EHIL военный номер ZH647 RAF. Те это третий предсерийный экземпляр.
Немного истории:
построен как EH-101 компанией Augusta Westland в 1988 году.Свой первый полет он совершил 30 сентября 1988 года.
поступил на службу в Royal Air Force с s/n ZH647.
после демобилизации попал к частному лицу с c/r G-EHIL.
а позже 26 ноября 1999 года подарен Helicopter Museum, Weston-Super-Mare, Somerset-North, England.
В 1977 году, британское Ministry of Defence опубликовало требования к противолодочному вертолету(ASW)для замены вертолетов Westland Sea King в Royal Navy. Westland Helicopters приготовил предложение, обозначенное как WG.34, для трехдвигательного вертолета с такими же размерами как Sea King; WG.34 получил большую автономность и большую дальность чем его предшественник. В то же время, итальянский флот (Marina Militare) тоже начал рассматривать возможность замены своего флота Sea King, который был построен итальянской компанией Agusta; Westland и Agusta вскоре начали переговоры о совместной разработке преемника Sea King.
В итоге Agusta и Westland приняли окончательное решение о совместной работе над проектом и организовали новую совместную компанию EH Industries Limited (EHI) для этой цели. 12 июня 1981 года, правительство UK подтвердило свое участие в проекте,и выделило начальный бюджет в £20 миллионов для разработки 9 предсерийных образцов. Основным договором,который обеспечил финансирование разработки EH101,стал подписанный британским и итальянскими правительствами в 1984 году. На Парижском авиашоу в 1985 году, Agusta показала макет транспортной версии нового вертолета. Первый прототип совершил полет 9 октября 1987 года.
В 1987 году, Канада также выбрала EH101 для замены своих поисковых и противолодочных Sea Kings;третий двигатель EH101 и увеличенная автономность по сравнению с Sikorsky Seahawk,его дальность и антиобледенительная система ,сделали его очень полезным и нужным для работы в северной атлантике. Первые EH101, из которых до 50 бортов были заказаны для замены Canadian Armed Forces (CAF) Sea Kings, стали предметом серьезной политической борьбы между Conservative и Liberal партиями. Критики утверждали,что в условиях окончания холодной войны это дорогое и ненужное приобретение. Предлагалось продлить жизнь флоту из Sikorsky CH-124 Sea King и Boeing Vertol CH-113 Labrador. И в итоге новое либеральное канадское правительство отменило заказ в 1993 году,выплатив $470 миллионов неустойки.
Несколько предсерийных вертолетов было собрано в течении конца 1980х и начала 1990х. Летные испытания были приостановлены на шесть месяцев после крушения второго предсерийного вертолета 21 января 1993 года. 6 июня 1993 года, первый EH101 полетел с двигателями Rolls-Royce/Turbomeca RTM322. Девять прототипов было построено для изучения военных и гражданских приложений вертолета, включая конфигурацию "heliliner"(как авиалайнер,но на вертолете). В феврале 1995 года,Великобритания официально разместила свой первый заказ на 22 EH101;за ним быстро последовал итальянский заказ на 16 EH101 в октябре 1995. Заказы на EH101 шли не без проблем,RAF продекларировал свое желание перейти на флот полностью состоящий из Chinook;и вроде Boeing предложил какие то очень выгодные условия на Chinook. В итоге поставки в RAF начались только в 1997;а поставки в RN стартовали в 1998 году.
В 2005 году,команда AgustaWestland и Lockheed Martin была выбрана в качестве победителей конкурса US VXX на замену президентского борта номер один (Marine One)для United States Marine Corps. Вариант AW101, получивший обозначение VH-71 Kestrel, производился в США и приступил к стадии летных испытаний. Однако программа столкнулась со значительным перерасходом средств и политической оппозицией,что привело к тому,что закупки были отменены в июне 2009 года. Отдельно Marine Corps провели изучение возможности принятия EH101 как запасного для Bell-Boeing V-22 Osprey в течении 1990 годов.
После слияния Westland и Agusta с образованием AgustaWestland в 2000 году,не было никакой необходимости в отдельной компании EHI; и EH101 прошел формальный ребрендинг как AW101 в 2007 году. В 2008 году, объем заказов на AW101 превысил возможности производства на ближайшие пять лет. В апреле 2009 года,более чем 180 AW101 были проданы по всему миру;и общий налет этих бортов превысил 170,000 тысяч летных часов.
7 июня 2010 года было объявлено,что Boeing приобрел у AgustaWestland лицензию и права на производство локализованного варианта AW101 для США,получившего обозначение Boeing 101.
AW101 Merlin вроде использует традиционные конструкции вертолета,но при этом широко использует новые технологии в создании и разработке лопастей винта,систем авионики,широкое использование композитных материалов. Фюзеляж имеет модульную конструкцию из специального алюминиево-литиевого сплава,легкого и прочного. AW101 рассчитан на эксплуатацию в экстремальных погодных условиях; он оснащен антиобледенительной системой и способен работать в диапазоне температур от −45 до +50 °C. Вертолетные системы позволяют AW101 висеть неподвижно при боковом ветре до 74 km/h (40 kn).
Активная система контроля вибрации,позволяет увеличить на 80% комфорт экипажа и миниминизировать накопление усталости в структурах фюзеляжа.Кабина оснащена бронированными сиденьями для экипажа,которые позволяют выдерживать удар вертолета на скоростях до 10 m/s. В кабине сдвоенная система управления,при этом для управления вертолетом вполне достаточно одного пилота. Авионика включает в себя шесть цветных дисплеев и опциональный дисплей; цифровая карта и forward looking infrared (FLIR) могут быть также установлены
AW101 оснащен тремя турбовальными двигателями. Rolls-Royce/Turbomeca RTM322 и General Electric CT7 это два доступных для установки варианта двигателей. Rolls-Royce RTM322 был специально разработан для AW101;впоследствии он был принят для вертолетов WAH-64 Apache и NHIndustries NH90.Около 80% AW101 используют двигатели RTM322.
Двигатель вращает основной винт диаметром 18.59 метра с пятью лопастями. Лопасти винта построены из carbon/glass с сотами nomex и пены rohacell,и окаймлены сандвичем из титанового сплава. Эти лопасти являются развитием лопастей BERP использовавшихся на Westland Lynx. Конструкция лопастей улучшает аэродинамическую эффективность на концах лопастей и уменьшают шум. Разработан новый винт BERP IV его установка увеличивает максимальный взлетный вес AW101.
Каждый двигатель имеет отдельный топливный бак на 1,074 litre (276 US Gallon, 230 Imperial Gallon)топлива с двойными топливными помпами . Опчионально можно установить еще два дополнительных бака,откуда топливо в полете можно переливать в основные баки. AW101 может также быть оборудован системой для дозаправки в воздухе. Также есть среди опций самовосстанавливающиеся баки.Кроме всего процего можно установить на входе в двигатель сепаратор мелких частиц для работы в пыльных регионах.
Westland и IBM организовали в 1991 году консорциум для комплексной интеграции систем вертолета. AW101 оснащен сетью,которая объединяет все системы вертолета и системы для выполнения миссий и позволяют облегчить работу пилотов и позволить вертолету выполнять широкий круг задач. Цифровая система автоматического полетного контроля(AFCS) используется в AW101. AFCS делает возможной работу автопилота по четырем осям (pitch, roll, yaw и collective)плюс работает как система стабилизации. AFCS производится компанией Smiths Aerospace,это двойная дуплексная система использует два летных компьютера для обеспечения избыточности и отказоустойчивости.
Навигационная система AW101 включает GPS приемник и инерциальную навигационную систему, VOR,ILS, TACAN, и automatic direction finding(а что это?). Mk1 и Mk3 оборудованы Doppler velocity system (DVS) которая позволяет получать точную скорость относительно земли; DVS также связан в AFCS как часть системы автостабилизации.Для безопасности вертолет оборудован системами предупреждения о препятствиях,системой предупреждения столкновения с землей, traffic collision avoidance system (TCAS),а также голосовым и полетным регистратором данных.
AW101 оборудован специальным радаром для поиска и обнаружения Blue Kestrel способным сканировать 360 градусов и обнаруживать мелкие мишени на дальности до 25 морских миль. Датские EH101 оснащены поисковым и погодным радаром RDR-1600.
AW101 обычно управляется экипажем из трех человек:пилот,наблюдатель и оператор. Пилот может летать все основные миссии только используя умный автопилот. Все члены экипажа имеют персональный доступ к бортовым компьютерам и тактической информации.
Фюзеляж имеет объем в 31.91 кубических метра (1,127 cu ft) а размеры грузового отсека 6.5 м (21 ft) в длину, 2.3 м (7 ft 7 in)в ширину и 1.91м (6 ft 3 in)в высоту.Военные версии AW101 позволяют разместить до 24 сидящих или 45 стоящих бойцов и их оснащение. Альтернативная загрузка включает медицинскую команду и 16 лежачих раненых и грузовые паллеты.
Рампа имеет размеры 1.91 на 2.3 метра (6 ft 3 in × 7 ft 7 in),вертолет может нести 3,050 килограмм (6,720 lb)груза в кабине,что позволяет перевозить транспорт типа Land Rover. Внешняя подвеска позволяет нести до 5,440 килограмм (11,990 lb) используя полуавтоматическую систему (SACRU). Спасательная лебедка может быть установлена над грузовой дверью. Опционально может быть на задней рампе установлена грузовая лебедка.
Ну а дальше просто смотрим на фотографии: редуктор вертолета,рассчитанный на передачу порядка 6000 лс на винт.
Редуктор и лопасть.
Перечень материалов,использовавшихся для постройки вертолета.
Хвостовая балка.
Общий вид сзади.
Тут должна быть грузовая рампа.
Фото 27.
Верхняя часть кабины пилотов.
Что это случилось с лобовым стеклом?
Датчики
Зеркало заднего вида.
Воздухозаборник одного из двигателей.
Модификации:
предсерийные варианты
PP1 - построенный Westland основной прототип, первый полет 9 октября 1987.
PP2 - построенный Agusta основной итальянский прототип,первый полет 26 ноября 1987 года и использовался для палубных испытаний,но был разрушен 21 января 1993 года из-за неисправности тормоза винта.
PP3 - построенный Westland и первый гражданский Heliliner, использовался для испытаний на вибрации двигателей и холодовых тестов в Канаде. Судя по всему это и есть наш борт.
PP4 - построенный Westland прототип для британского флота, потерян в инциденте 7 апреля 1995.
PP5 - построенный Westland вертолет для разработки авионики Merlin.
PP6 - построенный Agusta вертолет для разработки варианта для Итальянского флота,первый полет 26 апреля 1989.
PP7 - построенный Agusta военно-транспортный вертолет с задней загрузочной рампой.
PP8 - построенный Westland-гражданский прототип.
PP9 - построенный Agusta военно-транспортный прототип с рампой.
Model 110 вариант ASW/ASuW для Italian Navy, 8 построено. Оснащались двигателями T-700-GE-T6A1. Установлен радар Eliradar APS-784 и сонар Honeywell HELRAS. Вооружены торпедами или противокорабельными ракетами Marte.
Model 111 вариант ASW/ASuW для Royal Navy, получивший обозначение Merlin HM1 у покупателя. Оснащен двигателями RTM322 и радаром Blue Kestrel,сонаром Thomson Marconi FLASH и Orange Reaper ESM. 44 построено.
Model 112 вертолет раннего предупреждения для Italian Navy с таким же фюзеляжем как у Model 110 но с радаром Eliradar HEW-784 в большом надфюзеляжном обтекателе. 4 построено.
Series 200 предложенный военно-транспортный вариант без рампы.
Series 300 Heliliner предложенный гражданский транспорт без рампы. В 2000, British International Helicopters провели испытания с PP8; которые не привели к коммерческому результату.
Series 310 предложенная версия Heliliner с полным набором оборудования для работы с нефтяных платформ. не выпускался.
Model 410 транспортный вариант для Italian Navy со складывающимся винтом и хвостовой балкой. 4 построено.
Model 411 транспортный вариант для Royal Air Force,обозначенный как Merlin HC3 покупателем, 22 построено.
Model 413 вертолет для Italian Navy special forces и десанта с продвинутой авионикой.
Model 500 предложенный гражданский транспортный вариант с задней рампой.
Model 510 гражданский транспортный вариант с задней рампой, 2 построено. Один использовался для Tokyo Metropolitan Police Agency и один для поддержки US101(а что это?).
Model 511 военный вертолет поиска и спасения для канадских военных, получивший обозначение CH-149 Cormorant от покупателей.
Model 512 Merlin Joint Supporter для Royal Danish Air Force. 8 приобретены для поиска и спасения (512 SAR) и 6 как тактический транспорт (512 TTT). Шесть транспортов было продано RAF (как Merlin HC3As) и заменены шестью вновь построенными Merlin.
Model 514 вертолет поиска и спасения для Portuguese Air Force, 6 построено.
Model 515 вариант для спасения рыбаков для Portuguese Air Force, 2 построено.
Model 516 военный вертолет поиска и спасения для Portuguese Air Force, 4 построено.
Model 518 транспортный и противоминный варианты для Japanese Maritime Self-Defense Force, 2 построено.
Model 519 президентский вертолет для United States Marine Corps как VH-71 Kestrel, были построены 4 испытательных машины и пять серийных.
Model 611 боевой вариант для поиска и спасения для итальянских ввс. 15 заказано.
Model 612 норвежский вариант для поиска и спасения, служил в Air Force. 16 заказано с возможностью увеличения на 6 больше.
Merlin HM1 обозначение Royal Navy для Model 111.
Merlin HM2 переоборудованные с новой авионикой 30 HM1 для Royal Navy.
Merlin HC3 обозначение Royal Air Force для Model 411.
Merlin HC3A обозначение Royal Air Force для шести ранее Royal Danish Air Force Model 512 модернизированных до британских стандартов.
Merlin HC3i используемые Royal Navy семь HC3 как промежуточная мера до полного апгрейда до HC4.
Merlin HC4/4A конверсия 25 RAF HC3/3A для использования RN ,первый полет в ноябре 2016.Кокпит HM2,складной хвост и лопасти для использования на флоте.
Merlin ASaC5 планируемая конверсия 8 RN HM1 для использования на авианосце в качестве раннего предупреждения.
CH-148 Petrel противолодочный вертолет корабельного базирования для Канады. 35 заказано для канадских военных,позже уменьшен до 28 и прекращен в 1993.
CH-149 Chimo вертолет поиска и спасения для Канады. 15 заказано канадскими военными,но позже отмененный.
CH-149 Cormorant вертолет поиска и спасения для Канады, 15 заказано и поставлено.
Lockheed Martin VH-71 Kestrel не получивший развития вариант для USMC который должен был служить в качестве президентского вертолета
SH-101A итальянское военное обозначение для варианта MP с 2012 года.
EH-101A итальянское военное обозначение для варианта AEW с 2012 года.
UH-101A итальянское военное обозначение для варианта ASH с 2012 года.
HH-101A итальянское военное обозначение для варианта CSAR.
ЛТХ:
Модификация AW.101
Диаметр главного винта, м 18.60
Диаметр хвостового винта, м 4.00
Длина,м 22.80
Высота ,м 4.55
Масса, кг
пустого 7100
максимальная взлетная 15600
Тип двигателя 3 ГТД General Electric T700-GE-T6A1
Мощность, кВт
взлетная 3 х 1884
продолжительная 3 х 1522
Максимальная скорость, км/ч 309
Крейсерская скорость, км/ч 278
Практическая дальность, км 1853
Дальность действия, км 850-1300
Продолжительность полета, ч 5
Практический потолок, м 4575
Статический потолок, м
Экипаж, чел 2
Полезная нагрузка: 30 солдат сидя или 45 солдат стоя или 16 носилок или 3050 кг груза в кабине или 5443 кг на подвеске
Вооружение: один 12.7-мм пулемет
возможна подвеска НУР, УР, ПТУР на 2 узлах подвески