Hawker Tempest - британский одноместный истребитель, дальнейшее развитие Hawker Typhoon. Один из самых мощных истребителей времён Второй мировой войны. Построено 1702 самолета. Всего в музеях вы можете увидеть четыре самолета:три Tempest II и один Tempest 5. Два в музеях Великобритании,один в Индии и один в США. Еще три борта Tempest II на хранении и пять бортов(три II и два 5) на реставрации.
А мы посмотрим самолеты из музея РАФ в Хендоне. Здесь выставлены оба самолета.
Первый это Hawker Tempest Mk.II с номером PR536
и второй это Hawker Tempest Mk.5/TT с номером NV778,единственный сохранившийся этой модификации.
Музей РАФ и РАФ-2сайт о Hawker Tempest Как всегда использую информацию с сайтов
http://www.airwar.ruhttp://ru.wikipedia.org/wikiи других источников найденных мною в инете и литературе.
В дальнем углу,среди других самолетов....Hawker Tempest Mk.II PR536
полная история этого самолета тут Первоначально Tempest вел родословную от проекта Р.1012 -Typhoon с радиаторами в переднем кромке крыла. У Р.1012 крыло было старое, с относительной толщиной около 20%. Это ограничивало скоростные качества самолета, и главный конструктор Sydney Camm сделал следующий шаг, решив внедрить новое тонкое(ламинарное), как у Spitfire, крыло с относительной толщиной 14,5% у корня. Это крыло инженеры Hawker спроектировали еще в 1940 году.
Проектом Typhoon II предусматривалось объединить это крыло с фюзеляжем Typhoon I, мотором ЕС.107 (впоследствии Sabre IV) и узкими радиаторами в крыле. Министерство авиационной промышленности одобрило проект в марте 1941 года и выдало на эту машину официальное задание F.10/41. 18 ноября министерство заказало два опытных экземпляра Typhoon II.
В начале 1942 года машину переименовали в Tempest -слишком сильно она отличалась от Typhoon. Даже фюзеляж не удалось сохранить в первозданном виде: в нем установили дополнительный бензобак, вместивший горючее из уменьшившихся крыльевых баков. За счет этого длина самолета возросла. Одновременно с переименованием заказ увеличили до шести экземпляров: один с двигателем Napier Sabre IV ( Tempest I HM599), два с Bristol Centaurus ( Tempest II LA602 и LA607), один с Rolls-Royce Griffon IIB (Tempest III LA610) и один с Griffon 61(Tempest IV LA614) и один с Napier Sabre II ( Tempest V,HM595 задуманный как резервный вариант на случай неудачи с Sabre IV). Не дожидаясь готовности хотя бы одного из них, в августе 1942 года Hawker уже получила заказ на 400 самолетов.
Как это обычно бывает, первым изготовили именно запасной Tempest V. И 2 сентября 1942 года Philip Lucas поднял его в воздух. На Tempest V стояло новое крыло и, соответственно, видоизмененный фюзеляж. Результаты испытаний вынудили спустя два месяца увеличить стабилизатор и ввести форкиль, ставшие характерными чертами всех последующих серийных Tempest.
Опытный Tempest I поднялся в воздух лишь 24 февраля 1943 года. Самолет продемонстрировал более высокую скорость, чем Tempest V, -750 км/ч. Но доводка мотора Sabre IV затянулась, и фирма Napier прекратила роботу по этой модификации, бросив все силы на новую модель V.
Вместо Tempest I решили строить в серии Tempest V. 21 июня 1943 года на первой серийной пятерке взлетел испытатель Bill Humble. Серийные самолеты имели уже не автомобильные двери, о фонарь - пузырь с обычной сдвижной секцией. Первые 100 истребителей, названные серией 1, имели длинноствольные пушки Hispano Мк. II с боезапасом 200 снарядов на на ствол (у Typhoon приходилось по 140 снарядов на одну пушку). Стволы пушек немного выступали из крыла. Позднее, на серии 2, смонтировали пушки Hispano Mk.V, с более короткими стволами. Внесли и еще ряд мелких изменений. Еще позже вместо двигателя Sabre IIА стали ставить IIВ или IIС.
В августе-декабре 1943 года первые серийные Tempest V проходили войсковые испытания в Боскомб-Даун. При этом, учитывая опыт использования Typhoon, опробовали различные наружные подвески -баки, фугасные бомбы по 227 и 454 кг, улучшенные ракеты и новинку - напалмовые бомбы. В апреле 1944 года истребитель сочли пригодным к боевому использованию, и первые 50 бортов направили в Ньючерч, где началась переподготовка 3 и 486 эскадрилий. К этому времени успели выпустить около 250 машин. В июне к ним добавили 56, сменившую Typhoon, Созданное из этих эскадрилий крыло (150) возглавил Р. Бьюмонт, принимавший ранее участие в испытаниях Tempest.
Радиус действия позволял Tempest наносить удары непосредственно из Ньючерча. Первые боевые вылеты состоялись за несколько дней до высадки союзников в Нормандии. 8 июня над районом высадки Tempest без потерь сбили четыре BM109G и еще два повредили (первый самолет уничтожил Р. Бьюмонт).
Но после сравнительно короткого периода применения Tempest у линии фронта их переключают на перехват самолетов-снарядов V-1. Tempest,как самый быстроходный английский истребитель (он летал быстрее реактивного Meteor), уничтожал их эффективнее других. С июня 1944 года Tempest начали регулярное патрулирование Ла-Манша. К сентябрю они уничтожили уже 638 V-1 (некоторые источники говорят даже о 800). К этому времени в охоте за ракетами участвовали пять эскадрилий Tempest. Одна из них, 501, специализировалась на ночном перехвате: на ее счету 61 V-1. Эта эскадрилья единственная, оставшаяся в Англии до начала 1945 года. Все остальные были переброшены на континент начиная с августа 1944 года.
Tempest к концу войны использовались как многоцелевые машины: сопровождали бомбардировщики, бомбили и обстреливали наземные цели, прикрывали аэродромы, а также участвовали в рейдах по завоеванию превосходства в воздухе. Tempest V сохранялись в оккупационных силах в Гермонии до лета 1946 года. После войны часть излишних Tempest V переделали в буксировщики мишеней ТТ.5: под левым крылом поставили лебедку. Первый такой самолет Hawker сдал в мае 1947 года, в июне 1948 года он попал в руки испытателей RAF.
Завод в Лэнгли начал эту работу в декабре 1948 года и закончил в мае 1952 года. Эти самолеты эксплуатировались в школах и но полигонах до июля 1955 г.
Tempest VI являлся специальной модификацией для эксплуатации в жарком климате. На нем стоял мотор Sabre V мощностью 2340 л.с, увеличенный радиатор и дополнительный фильтр перед всасывающим патрубком карбюратора (заборники перенесли в крыло). В переднюю кромку правого крыла вмонтировали дополнительный маслорадиатор. Первый опытный экземпляр поднялся в воздух 9 мая 1944 года, а с декабря начал проходить испытания в Хартуме (Судан). Было заказана серия из 300 таких машин, фактически построили 142 - война кончилась. После войны эти машины получили пять эскадрилий на Ближнем Востоке и четыре в Германии. Tempest VI базировались в Ираке, на Кипре, в Адене и Палестине. Они участвовали в нескольких локальных стычках в Ираке, а затем прикрывали вывод британских войск из Огадена (в Эфиопии} и Палестины. В последнем случае имел место воздушный бой между истребителями израильских ВВС и Tempest VI, сопровождавшими английский самолет-разведчик. Один Tempest VI был сбит и три повреждены. Последние Tempest VI сняли с вооружения весной 1950 года.
Tempest II стал результатом программы по поиску альтернативного двигателя.
Bristol Centaurus опробовали еще на Tornado. С учетом этого опыта сконструировали Tempest с мотором Bristol Centaurus IV. Его образец впервые взлетел 28 июня 1943 года (пилотировал Philip Lucas). Машина получилась довольно удачной, и фирме Gloster передали заказ на 300 истребителей, о потом еще добавили столько же. Но Gloster был перегружен контрактами на Meteor и передал заказ Bristol.
Тем временем испытания продолжались. Вскрылись опасные вибрации от моторов, но их подавили внедрением резиновых башмаков. 18 сентября приступил к полетам второй экземпляр Tempest II. На нем по очереди ставили двигатели модификаций IV, V, XII и XVIII, подбирая наилучший. В апреле-октябре 1945 года в Хартуме испытывали три истребителя, оценивая возможность службы в жарком климате.
Bristol выпустило первый серийный Tempest II (с Bristol Centaurus V) на своем заводе в Уэстон-Сюпер-Мэр в сентябре 1944 года. 4 октября его подняли в воздух. Самолетами Tempest II хотели укомплектовать авиационное крыло, предназначенное для Дальневосточного театра военных действий. Когда подготавливали первую эскадрилью (54), война уже кончилась, и ее разместили в Германии. Еще четыре в Индии. 33 эскадрилью в 1949 году отправили в Гонконг.
В Германии Tempest II дожили до 1948 года. С 1947 года самолеты переоснащались двигателями Bristol Centaurus VI.
Так же, как и у Typhoon, несколько модификаций Tempest существовали в единичных экземплярах. На одной машине поставили кольцевой радиатор, а потом дополнили его большим коком с центральным отверстием. В Боскомб-Даун в 1945 году испытывали самолет с контейнерами 40-мм пушек Vikkers Р под крылом. Каждая пушка имела по 38 снарядов.
Выпуск Hawker Tempest закончили в июне 1947 года.
Tempest Mk.II
Двигатель:
тип Bristol Centaurus V
мощность, л.с. 2520
Размах крыла, м
Длина самолета, м 10,49
Высота самолета, м 4,42
Площадь крыла, кв. м
Масса, кг:
пустого самолета 4040
взлетная 5360
максимальная взлетная 6240
Максимальная скорость, км/ч / на высоте, м 645/0
710/4360
Время набора высоты 4572 м, мин 4'30"
Практический потолок, м 11430
Дальность полета, км (с ПТБ) 1295 (2640)
Ну и второй самолет из этого музея: Hawker Tempest Mk.5/TT с номером NV778 (буксировщик мишеней)
полная история борта тут В какой-то степени наследниками Hawker Tempest можно считать послевоенные истребители Hawker Fury и Hawker Sea Fury, работа над которыми проводилась постепенно облегчая Tempest.
После окончания Второй мировой войны Tempest с вооружения не сняли, и география их базирования была очень обширна. В Германии RAF организовали в Силте учебную авиационную школу, где Tempest буксировали мишени.
В 1946 году Tempest выбрали в качестве основного истребителя индийских ВВС. Самолеты были взяты из консервации, подвергнуты тщательному контролю и проданы. Перед отправкой с них сняли магистрали и краны для использования подвесных баков - индийцы сочли их излишними. Затем несколько партий они приобрели напрямую у фирмы.
Первоначально переданные из эскадрилий RAF самолеты оставались с английскими опознавательными знаками и серийными номерами. Лишь с получением Индией независимости на истребители нанесли местные опознавательные знаки. В 1947 году правительство страны заказало дополнительную партию из 89 самолетов Tempest II, которые также передавались из строевых частей Великобритании. В общей сложности в Индии служили 233 Tempest II, которыми оснастили 7 эскадрилий. С ноября 1946 года по конец 1953 года они эксплуатировались в боевых частях, а затем еще несколько лет как учебные.
После разделения в августе 1947 года страны на Пакистан и Индийский союз, пришлось делить и самолеты. Пакистанские машины соответствовали стандартному варианту с мотором Bristol Centaurus V и подвесными баками. Первые 24 самолета прибыли в сентябре 1947 года. Всего пакистанцы приобрели 80 истребителей этого типа. Основой пакистанских ВВС стали три эскадрильи Tempest II - 1, 5 и 9. Различия в вероисповедании двух вновь образованных стран привели в октябре 1947 года к военному конфликту. С обеих сторон боевая авиация была представлена в основном Tempest. На спорных территориях штатов Джамму и Кашмир Tempest применяли весь свой арсенал из бомб, ракет и пушек. Победителей в конфликте не было.
Пакистанские Tempest находились на вооружении до 1954 года, а последний Tempest II в Пакистане списали в 1958 году. Индийские ВВС отказались от своих Tempest на год раньше. На смену им пришел реактивный Hunter, созданный также конструкторами фирмы Hawker.
Модификации:
Typhoon Mk II : оригинальное обозначение Hawker Tempest.
Tempest Mk I : прототип оснащенный поршневым двигателем Napier Sabre IV с масяным охлаждением и радиаторами расположенными в крыле для уменьшения сопротивления, один самолет.
Tempest Mk III : прототип оснащенный поршневым двигателем Rolls-Royce Griffon.
Tempest Mk IV : прототип Tempest Mk III ремоторизированный двигателем Rolls-Royce Griffon 61.
Tempest Mk V : одноместный истребитель, истребитель-бомбардировщик, оснащен поршневым двигателем Napier Sabre II, 801 построено в Langley.
Ранние серии Tempest Mk V : первые 100 серийных самолетов были оснащены четырьмя пушками 20 mm (.79 in) Mark II Hispano и использовали некоторые компоненты от Typhoon.
Средние и поздние серии Tempest Mk V : остальные 701 самолетов были оснащены четырьмя пушками 20 mm Mark V Hispano и другими изменениями.
Tempest TT Mk 5 : после второй мировой войны большое количество Tempest Mk V были конвертированы в буксировщики мишеней.
Tempest F Mk II : одноместный истребитель для RAF, оснащенный радиальным поршневым двигателем Bristol, 402 построено компанией Hawker в Langley и 50 компанией Bristol Aeroplane Company, Banwell.
Tempest FB Mk II : одноместный истребитель-бомбардировщик с подкрыльевыми пилонами для бомб и ракет.
Tempest F Mk VI : одноместный истребитель для RAF с двигателем Sabre V (2,340 hp), 142 построено.
ЛТХ Tempest V обр. 1944 года.
Экипаж: 1 пилот
Длина: 10,26 м
Размах крыла: 13,716 м
Высота: 4,9 м
Площадь крыла: 28,06 м²
Масса пустого: 4082 кг
Нормальная взлётная масса: 5216 кг
Максимальная взлётная масса: 6187 кг
Силовая установка: 1 × жидкостного охлаждения Napier Sabre IIA, B или С
Мощность двигателей: 1 × 2180 л. с. (1 × 1625 кВт)
Воздушный винт: 4 лопастной Rotol или de Havilland
Максимальная скорость: 702 км/ч на высоте 5639 м
Практическая дальность: 1191 км
с ПТБ: 2462 км
Практический потолок: 11125 м
Время набора высоты: 4572 м за 5 мин
Нагрузка на крыло: 218,7 кг/м²
Тяговооружённость: 259 Вт/кг
Длина разбега: 370 м
Вооружение
Стрелково-пушечное: 4 × 20 мм пушки Hispano Mk.II или Mk.V с 800 патр. в крыле
Неуправляемые ракеты: 8 × 76,2 мм ракет RP-3 с боеголовкой массой 27 кг
Бомбы: 2 × 454 кг бомбы или 2 × 170 л зажигательных бака с напалмом
Подвесные топливные баки: 2 × 341 л