За последнее время у меня накопились фотографии DHC-1 Chipmunk из различных музеев. Об этом самолете я уже рассказывал. Здесь мы посмотрим историю конкретных бортов...
Начнем с того, что De Havilland Canada DHC-1 Chipmunk это канадский лёгкий двухместный самолёт для первоначального обучения пилотов. Разработан и серийно производился компанией De Havilland Canada, а также по лицензии в Великобритании и Португалии. Широко эксплуатировался в лётных училищах ВВС различных стран, в первую очередь - Канады и Великобритании. Серийный выпуск продолжался с 1947 по 1956 год, всего выпущено 1283 единицы (с учётом всех модификаций и лицензионного выпуска). К 2011 году в лётно-пригодном состоянии находились порядка 500 самолётов. Те очень и очень востребованы до сих пор.... Итак, что у нас есть?
Музей РАФ DHC-1 Chipmunk T.10
Музей РАФ DHC-1 Chipmunk T.10
Museo do Aire(Лиссабон) DHC-1 Chipmunk T.20
National air and space museum, Steven f udvar-hazy center, 2018 год DHC-1A Super Chipmunk
Музей люфтваффе в Берлине Chipmunk T.10
Музей РАФ и РАФ-2 ч1 Музей РАФ и РАФ-2 ч2 Museo do Aire (Лиссабон) National air and space museum, Steven f udvar-hazy center,2018 год. Национальный Аэрокосмический музей в Вашингтоне Музей люфтваффе в Берлине (Militärhistorisches Museum der Bundeswehr - Flugplatz Berlin-Gatow). все,что у меня есть по DHC-1 Chipmunk Как всегда использую информацию с сайтов
http://www.airwar.ruhttp://ru.wikipedia.org/wikiи других источников найденных мною в инете и литературе.
Первый самолет это DHC-1 Chipmunk T.10 с регистрационным номером ‘WP962’ и заводским c/n C1/0809.
Построен самолет в 1952 году.
Это один из двух Chipmunks конвертированных в 1996 году для протяженных полетов, для участия в 1996 году в Operation Northern Circle и в 1997 году в Exercise Northern Venture. В мае 1997 года они совершили рекордный кругосветный перелет с BN-2 Islander в качестве самолета сопровождения и поддержки.
Списан в 1998 году, в 2000 году он поступил в экспозицию Bomber Command Hall в RAF Museum, Hendon, London, UK.
Полная история самолета.
Внешне трудно понять, что же здесь было модернизировано.
Жалко у нас в стране нет ни одного такого самолета.
Табличка с описанием самолета.
Заглянем на правую сторону.
А это это черное над кабиной? Зеркало?
В задней кабине похоже дополнительный топливный бак?
А мы переходим ко второму самолету DHC-1 Chipmunk T.10 с регистрационным номером WP912/8467M
Полная история самолета.
Выглядит он не так свежо...
На нем свой первый полет в 1952 году совершил герцог Эдинбургский.
Крупнее
И наконец Португалия, Museo do Aire(Лиссабон) DHC-1 Chipmunk T.20 с регистрационным номером 1309, заводским номером C1/0346. Прошлый гражданский CS-AZR. 10 самолетов этой модели были куплены Португалией в 1951 году для замены устаревших Tiger Moth. А в следующем году на местном заводе OGMA были собраны еще 66 самолетов. Первые Чипмунки были списаны со службы лишь в 1989 году и были проданы частным клубам. А вот версия с более свежим двигателем Mk20 все еще трудится в Академии ВВС. На этой версии установлен 180 сильный Lycoming O-360.
Здесь фонарь сдвинут и можно заглянуть в кабину.
Фонарь вид сзади.
Общий вид самолета сзади.
Также раскапочен двигатель.
Тут установлен поршневой de Havilland Gipsy Major 8 мощностью 145 лс.
Фото 81.
Общий вид в зале.
И общий вид слева.
Крупнее носовая часть.
Общий вид зала.
Табличка с описанием самолета и его истории.
Общий вид спереди.
Двигатель.
Фото 554.
Тормоза на основной стойке.
Общий вид справа.
Крупнее
И сзади.
Модификации :
DHC-1A-1 самолет, построенный в Канаде с двигателем Gipsy Major 1С, частично годный для высшего пилотажа; получил обозначение Сhipmunk T.Mk 1 в канадских ВВС.
DHC-1A-2 самолет с двигателем Gipsy Major 10, частично годный для высшего пилотажа.
DHC-1В-1 самолет с двигателем Gipsy Major 1С, полностью годный для высшего пилотажа.
DHC-1В-2 самолет с двигателем Gipsy Major 10, полностью годный для высшего пилотажа.
DHC-1В-2-S1 самолет с двигателем Gipsy Major 10 для египетских ВВС.
DHC-1В-2-S2 самолет с двигателем Gipsy Major 10 для ВВС Таиланда.
DHC-1В-2-S3 самолет с двигателем Gipsy Major 10 для канадских ВВС и под обозначением Сhipmunk T.Mk 2.
DHC-1В-2-S4 самолет, построенный в Канаде для Чили.
DHC-1В-2-S5 самолет с двигателем Gipsy Major 10 для канадских ВВС.
Сhipmunk T.Mk 10 самолет, построенный в Британии, с двигателем Gipsy Major 8; выпущено 735 машин.
Сhipmunk Mk 20 экспортный вариант самолета Сhipmunk T.Mk 10 с двигателем Gipsy Major 10 второй серии (выпущено 217 машин).
Сhipmunk Mk 21 гражданский вариант самолета Сhipmunk Mk 20, (выпущено 28 машин).
Сhipmunk Mk 22 модификация самолета Сhipmunk T.Mk 10 с силовой установкой от Mk 20.
Сhipmunk Mk 22А модификация самолета Mk 22 с дополнительными топливными баками.
Сhipmunk Mk 23 два одноместных модифицированных самолета Сhipmunk T.Mk 10 с силовой установкой от Mk 20 и с сельскохозяйственным разбрызгивающим оборудованием.
Aerostructures Sundowner один модифицированный в Австралии самолет Сhipmunk с двигателем Avco Lycoming O-360 мощностью 180 л.с., топливными баками на концах крыла, фонарем кабины улучшенного обзора и металлической обшивкой крыла.
Masefield Variant вариант компании Bristol Aircraft самолетов Сhipmunk Мк 20, 21, 22 и 22А со сбрасываемым фонарем, багажным отсеком в крыле, обтекателями шасси и увеличенным запасом топлива.
Sasin SA-29 Spraymaster несколько австралийских модификаций Сhipmunk Mk 23.
Super Сhipmunk самолет для высшего пилотажа с двигателем Avco Lycoming GO 435 мощностью 260 л.с., модифицированными несущими поверхностями и убирающимся шасси.
Turbo Сhipmunk Сhipmunk Mk 22A с турбовинтовым двигателем Rover 90 мощностью 116 л.с.
ЛТХ:
Модификация DHC-1A
Размах крыла, м 10.45
Длина, м 7.75
Высота, м 2.13
Площадь крыла, м2 16.03
Масса, кг
пустого 646
максимальная взлетная 914
Тип двигателя 1 ПД de Havilland Gipsy Major 8
Мощность, л.с. 1 х 145
Максимальная скорость, км/ч 222
Крейсерская скорость, км/ч 187
Практическая дальность, км 451
Максимальная скороподъемность, м/мин 244
Практический потолок, м 4815
Макс. эксплуатационная перегрузка 10
Экипаж, чел 2
А вот в National air and space museum, Steven f udvar-hazy center, 2018 год можно было увидеть DHC-1A Super Chipmunk N13Y, 1974 года постройки. Заводской номер 23. Конверсия Super Munk с убираемыми шасси от Art Scholl для World Aerobatic Championships 1970 года.
Что же такое Super Chipmunk?
Это одноместный пилотажный самолет, оснащенный 194 kW (260 hp) Avco Lycoming GO-435 поршневым двигателем, оснащенный модернизированными управляющими поверхностями и убираемыми шасси. Всего было сделано четыре самолета.
Кроме всего прочего он стал одноместным.
Можно посмотреть на хвостовое оперение.
Самолет подвешен под потолком огромного ангара.
Общий вид самолета.
Хвостовое оперение.
Под другим углом.
Фонарь одноместной кабины.
Общий вид зала.
Вид сзади.
И снизу.
Ну и наконец самолет из музея люфтваффе в Берлине это Chipmunk T.10 1951 года выпуска с регистрационным номером WG466 и заводским C1/0516. Служил в Royal Air Force (RAF). Находился в Западной Германии и выполнял разведывательные миссии вплоть до 1990 года....
Ни один самолет не находится в такой тесной связи с аэродромом Гатов, как Chipmunk. С 1958 года на аэродроме всегда размещались две машины этого типа. Долгое время они были единственными самолетами, размещенными в Гатов.
Таким образом, британский Chipmunk в Гатове также использовался в качестве неофициального разведывательного компонента авиации британской военной миссии в Советской зоне (BRIXMIS). Chipmunk летал в Западный Берлин во время разведывательных полетов без происшествий до 1990 года, когда BRIXMIS был окончательно расформирован. Но его оставили в RAF Gatow в качестве учебного самолета, пока база не закрылась 30 июня 1994 года.
Наш самолет является одним из последних самолетов на базе Гатов (регистрационный номер WG466, его родственная машина: WG486). Пилоты Mike Neil и John Hurrel 17 июня 1994 года вылетели из Лаарбрух и прибыли на аэродром Гатов, таким образом, это последние два зарегистрированных на нем самолета. Позже они вернулись в Великобританию.
WG486 стал летать в качестве учебно-тренировочного самолета с хвостовой опорой в Великобритании. Но WG466 вылетел обратно в Берлин 29 июля 1994 года. Однако на этот раз он приземлился не в Гатове, а в Темпельхофе, где его передали Музею союзников.
В этом музее он экспонировался дважды: один раз в 1994 году и второй раз с 1998 по 2001 год. После этого он вернулся на аэродром Берлин-Гатов, где экспонируется в Военно-историческом музее с мая 2014 года.
Вид снизу
Основная стойка.
Общий вид справа.
Вид спереди.
Винт с фиксированным шагом.
Фото 76.
Раньше он стоял на земле, но периодическая ротация перенесла его под потолок.
Вид справа.
Сзади. Тут тоже видно, что оба элерона смотрят вниз?
Идем дальше.
И совсем с тылу.
Такие вот пять самолетов....