Bristol F.2 Fighter это британский двухместный биплан истребитель и самолет разведчик Первой мировой войны в составе Royal Flying Corps,совершивший свой первый полет в 1916 году. Его часто называли просто Bristol Fighter или более популярно "Brisfit" или "Biff". Самолет оставался на службе и в 1930 годы. Всего было построено более 5 тыс самолетов. На данный момент существует три летных экземпляра и шесть в музеях. Три самолета из Великобритании мы и посмотрим.
Музей в Шаттлворте. Музей РАФ и РАФ-2 Музей в Даксфорде. Как всегда использую информацию с сайтов
http://www.airwar.ruhttp://ru.wikipedia.org/wikiи других источников найденных мною в инете и литературе.
Первый из представленных Bristol F.2B, это летающий экземпляр из коллекции Shuttleworth. Он был построен в 1918 году и не успел принять участия в боевых действиях,нес службу в 208 Squadron базировавшийся в Турции как минимум в 1923 году. В 1936 году он был приобретен Captain C.P.B,самолет начали восстанавливать до летного состояния для использования на гражданке.В итоге он попал для окончательного восстановления в Bristole Aeroplane Company и свой первый полет совершил в 1952 году уже принадлежа Shuttleworth. В 1980-82 годах, после 28 лет полетов в музее,двигатель и фюзеляж самолета прошли полное восстановление. А в 1992 году двигатель (кстати на тот момент старейший работающий авиационный двигатель Rolls-Royce в мире) был заменен на капитально отремонтированный. Оригинальный был восстановлен и теперь хранится отдельно в полностью рабочем состоянии.
А теперь немного об истории создания:
В марте 1916 года Фрэнк Барнуэлл закончил работу над проектом двухместного самолета-разведчика пытаясь конкурировать с Royal Aircraft Factory R.F8 за право заменить их же самолет Royal Aircraft Factory B.E.2 Самолет получил обозначение Bristol R.2A (впоследствии Type 9).
Он представлял собой двухстоечный биплан с крыльями равного размаха и двигателем Beardmore мощностью 120 л. с. Позднее появление двигателя Hispano-Suiza мощностью 150 л. с. послужило основанием для создания нового варианта R.2В (Type 9А), представлявшего собой полутораплан немного меньшего размера.Появление двигателя Rolls-Royce Falcon мощностью 190 л.с. привело к изменению конструкции фюзеляжа, позволявшего теперь размещать эту установку или двигатель Hispano-Suiza.
28 августа 1916 года был заключен контракт на выпуск по одному опытному образцу каждого варианта, предусматривавший также выпуск 50 серийных самолетов. Первый опытный образец, которому было присвоено обозначение Bristol F.2A (Type 12), поднялся в воздух 9 сентября 1916 года, а второй - 25 октября.
Серийные самолеты F.2А были оснащены двигателем Rolls-Royce Falcon и имели новую конструкцию капотов, а также крылья измененной формы.
Кресло пилота не было защищено броней в отличие от опытного образца.
Вооружение состояло из пулемета Lewis, установленного на кольцевом лафете Scarff в задней кабине, и синхронизированного пулемета Vickers, установленного по центру под капотом двигателя. Его расположение вызвало необходимость создания туннеля, проходящего через топливный бак в верхней части фюзеляжа.
Первое боевое столкновение шести F.2A с таким же числом самолетов Albatros D.III, под руководством барона Манфреда фон Рихтхофена закончилось трагически, уцелело только две машины. Причиной стали тактические ошибки, главным образом использование самолета в качестве платформы для пулеметчика, находившегося сзади.
Как только пилоты стали применять тактику одноместного самолета, используя в качестве основного наступательного оружия синхронный пулемет Vickers, "Brisfit" стал одним из наиболее успешных истребителей Первой мировой войны.
После войны F.2A применялся для взаимодействия с армией и как учебно-тренировочный самолет.
После доработок самолет получил обозначение F.2B (Bristol Type 14). Новый самолет отличался от F.2A опущенным для улучшения обзора верхним крылом и увеличенным запасом топлива. F.2B был на 10 mph (16 km/h) быстрее чем F.2A и на три минуты быстрее забирался на 10,000 ft (3,000 m).
С появлением этой модификации,она стала основным и единственным вариантом самолета. Первые 150 машин оснастили двигателем Rolls-Royce Falcon I мощностью 140 кВт, а последующие 50 получили двигатель Falcon II мощностью 161 кВт.
Получилась очень удачная машина, и заказ тут же увеличили до 5500 машин. Но построить все заказанные машины не удалось, несмотря на то, что сборка самолетов шла сразу на десяти предприятиях. До конца 1918 года построили 3301 самолет и еще 378 - в послевоенный период.
После войны самолеты F.2B выпускались и использовались в США. На самолетах F.2B могли стоять разные двигатели. Кроме упомянутых выше, использовались моторы "Фалькон III" мощностью 201 кВт, "Испано-Сюиза" (Bristol Type 16) и "Санбим Араб" мощностью 147 кВт (Bristol Type 15), "Сиддли Пума" мощностью 169 кВт, "Уолсли W.4A Вайпер" - 147 кВт, другой "Испано-Сюиза" - 220 кВт (Bristol Type 17), "РАФ 4d" - 148 кВт.
На послевоенных самолетах американского выпуска ставили американские двигатели большой мощности "Либерти", "Райт" и "Паккард" (более 250 кВт). Но самым распространенным мотором был "Фалькон III".
Наиболее подходящей ролью для машин F.2B оказалась активная оборона, то есть сопровождение и прикрытие тяжелых бомбардировщиков.
F.2B - наиболее удачный двухместный истребитель первой мировой войны. Высокие летные данные позволяли ему на равных вести маневренный воздушный бой с одноместными машинами противника, а наличие хвостовой огневой точки обеспечивало дополнительное преимущество.
Кроме того F.2B отличался высокой прочностью конструкции (максимально допустимая скорость пикирования достигала 390 км/ч - рекорд для самолетов того периода). Аппарат широко применялся на западном фронте до конца войны. Снят с вооружения RAF в 1932 году (тоже своеобразный рекорд).
В 1919-20 годах 105 самолетов продано Польше, 50 - в США и 40 - Бельгии. По нескольку экземпляров закупили Испания, Новая Зеландия, Мексика и Китай.
А теперь самолет из музея РАФ
Это реплика самолета на котором летал капитан W.F.J. Harvey и капитан D.E. Waight из 22 эскадрильи из Agincourt на 1 июля 1918 года.
Самолет был модифицирован в эскадрилье и получил дополнительный пулемет Льюис над верхним крылом.
Самолет "Бристоль F.2B" представлял собой одномоторный двухместный двухстоечный биплан - тяжелый истребитель.
Конструкция цельнодеревянная. Каркас фюзеляжа прямоугольного сечения, до кабины пилота обшит алюминиевым листом, дальше - материей.
Крылья двухлонжеронные, из трех частей, одинакового размаха и ширины.
Крылья прямоугольной формы с округлыми законцовками и возвышением 4о. Лонжероны и нервюры из ели, обтянуты материей. Элероны на обоих крыльях.
Между крыльями распорки из стальных трубок, профилированные алюминиевым листом.
Под нижним крылом имелись дуги безопасности, защищавшие законцовки крыла от возможных ударов о землю при взлете и посадке.
Верхнее крыло смещено вперед на 400 мм относительно нижнего.
Хвостовое оперение деревянное, обшивка матерчатая.
Рули без компенсации. Угол атаки горизонтального стабилизатора можно было регулировать на земле - это было новым техническим решением для того времени. Тяги рулей проходили снаружи фюзеляжа.
Шасси с двумя стойками, общей осью и резиновым амортизатором.Хвостовой костыль с маятником и амортизатором.
Двигатель - 12-цилиндровый, рядный, V-образный, жидкостного охлаждения, типа "Роллс-Ройс Фалькон III" мощностью 202 кВт. Радиатор лобовой с регулируемыми жалюзи. В верхней части радиатор имел вырез, через который стрелял курсовой пулемет.
Винт двух- или четырехлопастный, деревянный.
Длинные выхлопные трубы, игравшие также роль глушителей, отводили выхлопные газы за кабину экипажа. Главный топливный бак объемом 200 л находился в фюзеляже за двигателем.
Вооружение состояло из одного пулемета "Виккерс 09" калибра 7,7 мм, установленного на фюзеляже вдоль продольной оси симметрии и стреляющий через отверстие в радиаторе и диск винта с помощью синхронизатора Константинеску, а также одинарный или спаренный пулемет "Льюис" калибра 7,7 мм на станке "Скарф" в кабине наблюдателя.
Общий боекомплект 1642 патрона. Под крыльями имелись держатели для 12 бомб общей массой до 100 кг. Но на этом самолете их похоже нет...
и Bristol F2B из музея в Даксфорде
Этот самолет с номером E2581 в сентябре 1918 года был поставлен в 39 Home Defence Squadron из North Weald,Essex. Дальше как то непонятно,но ясно,что в начале 1920 годов подобные самолеты использовались в качестве учебных в Даксфорде.
Итак у нас в Великобритании три самолета,один из них реплика и один летающий... А этот борт и не то и не другое:-)))
Здесь зато совсем нет пулемета:на первом самолете два,на втором один и на этом ни одного:-)))
Хвостовое оперение
Хвостовой костыль.
Общий вид самолета. Похоже вместо стрелкового вооружения он получил подвесное,в виде бомб.
Здесь радиатор какой то белее хитрой формы,чем у предыдущих экземпляров.
по четыре бомбы на каждой стороне весом до 12,9 кг каждая
Вот они крупнее
А это у нас обеспечивает электричеством или может давление какое нагнетает? Провода где?
В порядке эксперимента на самолете F.2B устанавливались звездообразный двигатель Salmson мощностью 200 л.с., в результате чего появился аппарат Type 22 F.2C, звездообразный двигатель А.В.С. Dragonfly мощностью 300 л. с. (вариант Type 22А F.2C) и ротативный двигатель Bentley В.R.2 мощностью 230 л. с. (вариант Type 22B F.2C).
Тот самый длинный глушитель
Был так же разработан истребитель Type 14 F.2B Mk II, который впервые поднялся в воздух в декабре 1919 года для поддержки наземных войск,и был оснащен специальным оборудованием для использования в пустыне и системой охлаждения для тропического климата. Выпущено 435 самолетов.
В США в 1917 году, после вступления Америки в войну, стал выпускался серийно самолет О-1 - вариант F.2B. К декабрю 1917 года компания Curtiss Aeroplane and Motors Company получила заказы на 2000 самолетов.
Модификации(что сумел отыскать):
Bristol R.2A (впоследствии Type 9) прототип
Bristol R.2В (Type 9А) прототип с двигателем Hispano-Suiza мощностью 150 л. с.
Bristol F.2A (Type 12) серийный вариант с двигателем Фалькон I
Bristol F.2B (Type 14) самолет отличался от F.2A опущенным для улучшения обзора верхним крылом и увеличенным запасом топлива и имел второй пулемет
Bristol (Type 14) F.2B Mk II впервые поднялся в воздух в декабре 1919 г, был оснащен специальным оборудованием для использования в пустыне и системой охлаждения для тропического климата.Выпущено 435 самолетов
Bristol Type 15 с двигателем "Санбим Араб" мощностью 147 кВт
Bristol Type 16 с двигателями "Фалькон III" мощностью 201 кВт, "Испано-Сюиза"
Bristol Type 17 с двигателями "Сиддли Пума" мощностью 169 кВт, "Уолсли W.4A Вайпер" - 147 кВт, другой "Испано-Сюиза" - 220 кВт
Bristol Type 22 F.2C с звездообразным двигателем Salmson мощностью 200 л.с.
Bristol Type 22А F.2C с звездообразным двигателем А.В.С. Dragonfly мощностью 300 л. с.
Bristol Type 22B F.2C с ротативным двигателем Bentley В.R.2 мощностью 230 л. с.
Bristol Type 23 F.2C Badger модификация истребителя Bristol F.2B Fighter под перспективный девятицилиндровый двигатель ABC Dragonfly I мощностью 320 л.с.
Bristol Type 96 Fighter Mk III и Type 96A Fighter Mk VI были усиленными самолетами, 50 их было построено в 1926-1927 годах.
Engineering Division USB-1A прототип американской версии с двигателем Hispano, 1 построен
Engineering Division USB-1B прототип американской версии с двигателем Liberty L-8, 1 построен
Dayton-Wright XB-1A 44 построенных в сша Bristol Fighter
Bristol Tourer F.2B оснащенный двигателем Siddeley Puma вместо Falcon и закрытой кабиной с фонарем. Tourer имел максимальную скорость 128 mph (206 km/h).
Здесь хорошо видны упоры снизу крыла,чтобы не чиркать законцовками по земле.
ЛТХ:
Модификация F.2B
Размах крыла, м 11.96
Длина, м 7.87
Высота, м 2.97
Площадь крыла, м2 37.62
Масса, кг
пустого самолета 975
нормальная взлетная 1261
максимальная взлетная 1474
Тип двигателя 1 ПД Rolls-Royce Falcon III
Мощность, л.с. 1 х 270
Максимальная скорость , км/ч 198
Крейсерская скорость , км/ч 172
Продолжительность полета, ч 3
Максимальная скороподъемность, м/мин
Практический потолок, м 6553
Экипаж, чел 2
Вооружение: один синхронизированный 7.7-м м пулемет Vickers и
один-три 7.7-мм пулемета Lewis на гибкой опоре Scarff в задней кабине;
бомбы весом до 12,9 кг (20 фунтов) на подкрыльевых подвесках общей массой до 108.86 кг.