Fairey Swordfish(меч-рыба) - британский торпедоносец-бомбардировщик,а также морской патрульный и разведывательный самолет, состоял на вооружении Авиации Королевского военно-морского флота во время Второй мировой войны. Получил прозвище Stringbag (Авоська). Несмотря на то что самолёт устарел к 1939 году, он имел определённые преимущества в качестве палубного торпедоносца и был снят с вооружения лишь в 1945 году. Был выпущен 2391 самолет(692 построено Fairey и 1,699 компанией Blackburn).
В различных музеях их сохранилось достаточно много.
Тут их список. Как минимум три самолета в летном состоянии.
Музей в Даксфорде. Как всегда использую информацию с сайтов
http://www.airwar.ruhttp://ru.wikipedia.org/wikiи других источников найденных мною в инете и литературе.
Наш самолет это Fairey Swordfish Mk III, NF370
Самолет был построен в 1943 году как Swordfish III.
поступил на службу в Royal Air Force с s/n NF370.
Службу нес в No. 119 Squadron RAF,который выполнял задачу по патрулированию Северного моря и поиску немецких торпедных катеров и сверхмалых подводных лодок.
1 апреля 1944 попал на службу в Royal Navy с s/n NF370.
13 февраля 1945 вернулся на службу в Royal Air Force с s/n NF370.
30 июня 1952 передан в Imperial War Museum, Duxford Airport, Duxford, England, Cambridgeshire / Cambs.
В 1998 году, началась реставрация,которая вернула планер в летное состояние,а вот двигатель Pegasus на нем установлен не рабочий...
В апреле 1934 года фирма Fairey Aviation Company построила по проекту инженера Марселя Лобелля (выходца из Бельгии) самолет под индексом TSR II (Torpedo, Strike, Reconnaisanse - торпедоносец, ударный, разведывательный).Первый полёт прототипа состоялся 17 апреля 1934 года. Полеты над заводским аэродромом показали, что машина получилась удачной. Она была проста в управлении, обладала хорошей маневренностью. Самолет успешно взлетал и садился на палубу авианосца "Корэйджес". Осенью того же года колесное шасси заменили на поплавковое, после чего машина прошла второй цикл испытаний уже в варианте гидроплана. Наконец в 1935 году TSRII испытывался на опытной базе ВМФ в Госпорте с установленным стрелковым и торпедным оружием. Самолет приняли на вооружение военно-морской авиации - FAA (Fleet Air Arm). Ему было присвоено имя Swordfish (Рыба-меч). Первые серийные Swordfish начали сходить с конвейера завода в Хэйсе весной 1936 года и вытеснять из частей первой линии морально устаревшие машины Fairey Seal и Blackburn Baffin. Уже в момент принятия на вооружение Swordfish устарел,но оставался единственным торпедоносцем на вооружении Воздушного Крыла Военно-морских сил Великобритании к моменту начала Второй мировой войны. Обтянутый перкалем биплан с неубирающимся шасси и открытой кабиной принципиально ничем не отличался от аппаратов десяти и даже пятнадцатилетней давности. На это сразу обратили внимание морские летчики, давшие машине ироничное прозвище Stringbag(авоська). Между тем, ничего лучшего в распоряжении лордов Адмиралтейства все равно не было, и к концу 1938 года Swordfish остался единственным торпедоносцем на палубах английских авианесущих кораблей. До начала войны фирма успела построить 692 самолета, базировавшихся на авианосцах "Арк Ройял", "Корэйджес", "Игл", "Глорис" и "Фьюрис".
К началу "Битвы за Атлантику" выяснилось, что наиболее эффективным средством борьбы с подводными лодками является авиация. В состав английских конвоев стали включать эскортные авианосцы - небольшие авианесущие корабли, как правило, переоборудованные из транспортных судов или танкеров, с несколькими противолодочными самолетами на палубе. Для такого самолета не важны высокая скорость и сильное защитное вооружение. Swordfish вполне годился для этой роли. Первые противолодочные Swordfish вооружались фугасными и глубинными бомбами на подкрыльевых подвесках. Позднее, летом 1942 года, на них стали монтировать пусковые установки для ракетных снарядов калибра 127 мм, по 4-5 штук под каждой консолью. При этом часть полотняной обшивки на нижнем крыле заменялась металлическими панелями. Так появилась модификация Mk.II. В начале следующего года запущен в серию новый вариант машины - Mk.III с универсальными ракетно-бомбовыми узлами подвески и бортовым радиолокатором. Эти самолеты применялись в основном для поиска и уничтожения подлодок, всплывающих ночью на поверхность для подзарядки аккумуляторов. Пластмассовый радиопрозрачный обтекатель антенны радара размещался на Mk.III между основными стойками шасси, а сама РЛС - в кабине, вместо третьего члена экипажа.
Swordfish Mk.II и Mk.III было оснащено большинство эскортных авианосцев, сопровождавших англо-американские конвои, в том числе и те, что шли с грузами военной помощи в Советский Союз. Так, в составе конвоя PQ-18 находился авианосец "Эвенджер" с 12 Sea Hurricanes и 3 Swordfish на борту. После открытия Второго фронта противолодочные патрульные Swordfish стали действовать с аэродромов на территории Бельгии. Некоторые из них применялись для минирования с воздуха немецких морских путей и портов. Последний Swordfish был построен 18 августа 1944 года. Суммарный выпуск составил 2392 машины. Из них 992 - Mk.I, 1080 - Mk.II и 320 - Mk.III. В 1943 году 110 самолетов Mk.II по заказу руководства канадских ВВС оборудовали закрытой кабиной с обогревом для эксплуатации в условиях полярной зимы. Эта модификация получила неофициальное название Mk.IV. По окончании военных действий Swordfish быстро сошли со сцены. До наших дней сохранились несколько экземпляров машин, занимающих почетные места в авиационных музеях Англии, Канады и Новой Зеландии.
Самолёт представлял собой биплан с металлическим силовым каркасом, обтянутым полотняной обшивкой. Для экономии места при базировании на авианосце крылья складывались.
Фюзеляж ферменной конструкции из элементов продольного набора (дюралевых труб) и поперечного (сборных дюралевых шпангоутов, соединенных подкосами). Покрытие передней части - съемные металлические панели, задней - полотно. Шасси - традиционной схемы с хвостовым колесом или, в варианте гидросамолёта, два поплавка.
На кольцевой мотораме из стальных труб установлен двигатель Бристоль "Пегас" III M/3, девятицилиндровый, звездообразный, воздушного охлаждения. Мощность двигателя - 690 л.с. Впоследствии она была повышена до 750 л.с. Винт системы "Фэйри-Рид", трехлопастный, металлический, фиксированного шага, диаметром 3,56 метра. Между двигателем и кабиной, за противопожарной перегородкой, топливный и масляный баки.
Экипаж располагался в двух открытых кабинах: пилот в передней и ещё один или два члена экипажа - в задней.
На модификациях Mk.I и Mk.II в центральной части кабины на месте штурмана мог устанавливаться дополнительный бензобак. На Mk.III этот объем занимала аппаратура РЛС, а стрелок-радист выполнял обязанности оператора. Оборудование кабины позволяло летать ночью и в плохих погодных условиях. Броневая защита экипажа и кислородное оборудование отсутствовали.
В хвостовой части фюзеляжа монтировалась коротковолновая радиостанция и (в колесном варианте) откидной крюк аэрофинишера.
Киль, стабилизатор и рули имели металлический каркас и полотняную обшивку. Стабилизатор соединялся с фюзеляжем при помощи четырех трубчатых подкосов, а с килем - четырьмя ленточными расчалками. Рули с роговой аэродинамической компенсацией. Проводка рулей открытая тросовая. Киль повернут на 2,5 влево относительно оси фюзеляжа для компенсации реактивного момента винта.
Крылья состояли из неподвижных центропланов и двух поворачивающихся вокруг вертикальной оси (на уровне второго лонжерона) консольных коробок. В сложенном состоянии они скреплялись со стабилизатором специальными накидными замками. Обшивка плоскостей и элеронов - полотно, за исключением центроплана верхнего крыла, покрытого дюралем. Нижнее крыло крепилось к фюзеляжу с помощью массивных Л-образных подкосов. Все элементы бипланной коробки соединялись перекрестными ленточными расчалками, за обилие которых самолет и окрестили "авоськой". Консоли верхнего крыла имели стреловидность 4 и поперечное V относительно центроплана 3. Нижнее крыло строго горизонтально.
Swordfish мог нести на узлах подвески боевую нагрузку общей массой до 730 кг. На главном подфюзеляжном узле крепилась авиаторпеда калибра 457 мм или морская мина массой 680 кг, или дополнительный подвесной бензобак емкостью 318 литров. Подкрыльевые узлы (4 либо 5 под нижними консолями) допускали применение различных видов вооружения: фугасных бомб в 250 и 500 фунтов, глубинных, осветительных и зажигательных бомб, а на модификациях Mk.II и Mk.III - реактивных снарядов. Стрелковое вооружение состояло из курсового синхронного пулемета Vickers K с ленточным питанием, установленного по правому борту фюзеляжа, и такого же пулемета, но с дисковым магазином, на турели у стрелка-радиста. Как и все английские самолеты морской авиации, Swordfish оснащался надувным спасательным плотом с запасом средств выживания. Плот был размещен в специальном контейнере в корневой части левой верхней консоли. При падении самолета в воду контейнер раскрывался автоматически.
Несмотря на свою устаревшую конструкцию и низкие тактико-технические характеристики, (хотя, возможно, низкая скорость самолёта и помогала ему,так как прицелы зенитных орудий были рассчитаны для стрельбы по современным скоростным самолётам и заставляли взрываться снаряды немецких зенитчиков далеко впереди самолёта), Swordfish благополучно пережил предназначенный для его замены Fairey Albacore (тоже биплан) и был заменён только пришедшим им обоим на смену монопланом Fairey Barracuda. Последний, 2392 Swordfish был поставлен в августе 1944 года, последняя боевая эскадрилья Swordfish была расформирована только 21 мая 1945 года, уже после победы над Германией, в тренировочных частях самолёт использовался до лета 1946 года.
Модификации:
Swordfish Mk I 992 самолёта. Первая серийная модификация.
Swordfish Mk I в варианте катапультного поплавкового гидросамолёта.
Swordfish Mk II 1080 самолётов. Обшивка нижней поверхности крыла заменена металлической для защиты от струи газов стартующих неуправляемых ракет RP-3. Многие самолёты были оснащены противолодочной РЛС. 1943 г.
Swordfish Mk III 320 самолётов. Модификация самолёта с более мощным двигателем Bristol Pegasus XXX, оснащенная сантиметровой РЛС ACV Mk.X, Из-за размещения между стоек шасси обтекателя антенны РЛС, несение торпеды стало невозможным. 1943 г.
Swordfish Mk IV 110 самолётов. Переделаны по заказу Королевских военно-воздушных сил Канады из «Сордфиш Мк II». Оснащены закрытой кабиной с подогревом для использования в полярных условиях. Производство завершено в 1944 г.
ЛТХ Fairey Swordfish
Экипаж: 3 человека
Длина: 10,87 м
Размах крыла: 13,87 м
Высота: 3,76 м
Площадь крыла: 56,39 м²
Масса пустого: 2 360 кг
Нормальная взлётная масса: 3 400 кг
Максимальная взлётная масса: 4 140 кг
Силовая установка: 1 × Bristol Pegasus IIIM или Bristol Pegasus XXX
Мощность двигателей: 1 × 750 лс (1 × 560 кВт)
Максимальная скорость: 222 км/ч
Крейсерская скорость: 207 км/ч
Боевой радиус: 880 км
Практический потолок: 3 260 м
Вооружение
Стрелково-пушечное: 1x .303 in (7.7 мм) пулемёт Vickers, 1x .303 in (7.7 мм) пулемёт Lewis или Vickers в задней кабине
Неуправляемые ракеты: 8 RP-3 (начиная с Mk II)
Бомбы: 3 x 227 кг
730 кг торпеда, 680 кг мина