Miles М.14 Magister - британский учебный самолёт. Первый тренировочный моноплан Королевских военно-воздушных сил, использовался для подготовки пилотов Спитфайров и Харрикейнов. Всего было построено 1303 самолета различных модификаций. В 2009 году,как минимум 10 Hawk Trainer III были зарегистрированы в United Kingdom,некоторые из которых находятся в летном состоянии до сих пор.
Самолет в Даксфорде это Miles M14A Hawk Trainer 3 1937 года выпуска C/N 539 и регистрационный G-AFBS,бывшие гражданские регистрации: G-AKKU ntu, BB661, G-AFBS.
Музей в Даксфорде. Как всегда использую информацию с сайтов
http://www.airwar.ruhttp://ru.wikipedia.org/wikiи других источников найденных мною в инете и литературе.
В 1936 году, учтя успешный опыт эксплуатации партии самолетов Miles М.2 Hawk Trainer в школе резервистов, министерство авиации решило использовать их в учебных заведениях ВВС. Фирме предложили доработать машину под требования задания Т.40/36. Это задание было примечательно в двух отношениях: впервые Королевские ВВС решили в массовых масштабах использовать для первоначального обучения летчиков монопланы вместо традиционных бипланов и опять же впервые после окончания Первой мировой войны ВВС собирались заказать самолет деревянной конструкции.
Результатом доработки Hawk Trainer стал М.14, отличавшийся от предыдущих моделей в основном расширенными кабинами, сиденьями под парашюты и полным комплектом приборов для обучения полетам по приборам. Вместо обтекателей - "штанов" на колеса надели каплевидные обтекатели и аккуратно закапотировали свободнонесущие стойки, лишенные теперь задних подкосов. Колеса оснастили тормозами Bendix. Костыль заменили хвостовым колесом.
Первый полет М.14 совершил в апреле 1937 года. Пилотировал его сам Майлс. В тот же день жена конструктора окрестила самолет Magister - Магистр. Через несколько недель машину перегнали на один из аэродромов для официальных испытаний. Но при первом же полете летчик-испытатель не смог вывести самолет из штопора и выбросился с парашютом. Как потом показали продувки в аэродинамической трубе, причиной стало изменение конфигурации кабин, повлиявшее на обтекание оперения. При некоторых режимах полета это уменьшало эффективность рулей. Положение исправили после увеличения высоты задней части фюзеляжа, введения форкиля и изменения формы вертикального оперения. Последнее стало выше примерно на 15 см. Этот вариант назвали М.14А. На нем также внедрили ряд деталей из магниевых сплавов.
Самолет имеет цельнодеревянную конструкцию. Фюзеляж прямоугольного сечения с полукруглой верхней частью, полностью обшит фанерой. Обе пилотские кабины имеют откидные дверки по правому борту. В передней установлена защитная трубчатая рама, предохранявшая пилота в случае капотирования самолета. Вторая кабина на самолетах, эксплуатировавшихся в RAF, была оборудована складывающейся шторкой для отработки слепых полетов. За кабинами находится багажное отделение. Крыло состоит из центроплана и отъемных консолей. Место соединения центроплана с фюзеляжем закрыто зализом. Под фюзеляжем, на центроплане и консолях имеются закрылки. Элероны оснащены весовой компенсацией в виде металлических балансиров. На правой верхней стороне центроплана возле зализа находится коврик для прохода к кабинам пилотов. На верхней части центроплана слева и справа под металлическими крышками имеются заливные горловины топливных баков и приборы контроля количества топлива. Профиль крыла - несколько измененный Clark YN. Стабилизатор, рули высоты и направления обтянуты полотном. На левой половине руля высоты установлен триммер. Проводка управления к рулям тросовая. Двигатель 4-цилиндровый, рядный, воздушного охлаждения De Havilland Gipsy Major мощностью 130 л.с. Воздушный винт De Havilland деревянный, постоянного шага, диаметром 1900 мм.
Был сделан вариант Magister под двигатель Blackburn Cirrus Major 2 в 135 л. с. Он именовался М.14В. Военные заказы полностью загрузили небольшой завод Майлса и вынудили его расширить производство. С мая 1937 года Magister начали поступать в летные школы Королевских ВВС. Первые серии выпускались по стандарту М.14, а все последующие - М.14А. Завод давал до 15 самолетов в неделю. Magister хорошо зарекомендовал себя в эксплуатации.
С одной стороны, его поведение в воздухе было схоже с боевыми самолетами нового поколения, с другой - машина отличалась прекрасной управляемостью и устойчивостью. На М.14А разрешалось выполнять полный комплекс фигур высшего пилотажа без всяких ограничений. Майлс неоднократно показывал посадку своего детища, демонстративно заложив руки за голову. Испытатели фирмы часто выполняли парный перевернутый полет - "спина к спине".
Самолеты поставлялись не только в ВВС, но и в аэроклубы, а также за рубеж. К началу Второй мировой войны Magister уже являлся основной машиной в летных школах. Их использовали непосредственно в строевых частях - для поддержания летной формы, выработки навыков "слепого" полета и как связные.
В 1948 году, когда Magister сняли с вооружения, еще пригодные для эксплуатации машины распродали. Их приобретали аэроклубы, частные владельцы и ВВС небольших стран (таких, как Ирландия или Ливан). Часть машин стала одноместными, на других установили закрытые фонари кабин. Интересно, что сама фирма Miles продавала самолеты после капитального ремонта под названием Hawk Trainer Мк.III. После войны в Турции по лицензии построили 100 Magister.
Модификации:
Miles M.14 Magister / Hawk Trainer III начальная производственная версия.
Miles M.14A Magister I / Hawk Trainer III улучшенный вариант.
Miles M.14B Magister II / Hawk Trainer II версия с двигателем 135hp Blackburn Cirrus II .
ЛТХ:
Модификация M.14
Размах крыла, м 10.31
Длина, м 7.51
Высота, м 2.03
Площадь крыла, м2 16.35
Масса, кг
пустого самолета 583
максимальная взлетная 862
Тип двигателя 1 ПД De Havilland Gipsy Major 1
Мощность, л.с. 1 х 130
Максимальная скорость , км/ч 212
Крейсерская скорость , км/ч 186
Практическая дальность, км 610
Практический потолок, м 5500
Экипаж, чел 2