Panavia Tornado IDS (GR.1) - истребитель-бомбардировщик с крылом изменяемой стреловидности, разработанный в начале 1970 годов специалистами немецкой компании Messerschmitt-Bölkow-Blohm, совместно с британской компанией British Aerospace и при участии итальянской Alenia Aeronautica. Является одним из основных боевых самолётов НАТО.
Варианты самолета для RAF IDS (interdictor/strike) изначально получили наименование Tornado GR1 с более поздними наименованиями модификаций Tornado GR1A, Tornado GR1B, Tornado GR4 и Tornado GR4A. Первый из 228 GR1 был поставлен 5 июня 1979 года, и тип начал свою службу в начале 1980 годов. Позже 142 самолета были модифицированы до стандарта GR4 в период с 1997 по 2003 годы. Посмотрим же на эти самолеты в музеях...
Даксфорд Panavia Tornado GR.1
Немецкий музей Panavia Tornado IDS
Музей в Даксфорде. Немецкий музей и его филиалы,Мюнхен. все, что у меня есть по Panavia Tornado Как всегда использую информацию с сайтов
http://www.airwar.ruhttp://ru.wikipedia.org/wikiи других источников найденных мною в инете и литературе.
Наш первый самолет это Panavia Tornado GR.1 с номерами ‘ZA465 / FF’ и c/n 278, l/n BS095 / 3131. Построен в 1983 году.
Этот самолет совершил самое большое количество вылетов на боевые миссии во время войны в Персидском заливе среди всех Tornado. Он сохранен с маркировкой своего последнего подразделения 12sqn, Royal Air Force.
Немного истории ZA465:-
11 октября 1983 - май 1984 на St Athan
4 мая 1984 - февраль 1987 служил в 16 Squadron Laarbruch
19 февраля 1987 - март 1987 служил в 617 Squadron Marham
16 марта 1987 - мая 1987 служил в 15, 16, и 20 Squadron Laarbuch 7 мая 1987 - 28 мая 1987 служил в 31 Squadron Bruggen
28 мая 1987 - июнь 1987 служил в 15 Squadron Laarbruch
23 июня 1987 - июль 1987 служил в 27 Squadron Marham
8 июля 1987 - сентябрь 1987 служил в 15 Squadron Laarbruch
с 14 сентября 1987 служил в 16 Squadron Laarbruch. Этот самолет также служил во время Gulf War в 16 Squadron. Он совершил самое большое среди RAF Tornado бомбардировочных миссий во время войны. Во время Gulf он летал с баз в Saudi Arabia.
После войны он вернулся в Великобританию и был передислоцирован в RAF Germany в известный No.617 'Dambusters' Squadron. Самолет был модифицирован до стандарта GR1B который дал ему возможность борьбы с кораблями благодаря антикорабельным ракетам Sea Eagle. После модификации он базировался на RAF Lossiemouth в Шотландии вплоть до своей передачи в Duxford.
Официально он был передан в Imperial War Museum в январе 2002.
Самолет здесь представлен с полным набором вооружения.
Сбоку видна одна из двух 27-мм пушек Mauser BK27.
Большой самолет.
Общий вид спереди.
Прямо под фонарем система дозаправки в воздухе.
Общий вид.
Вид справа.
Различные бомбы.
Специальный подвесной контейнер, возможно это с антиаэродромными системами JP233?
Общий вид сзади.
Пара ТРДДФ Turbo-Union RB.199-34R Mk.101 закрытых заглушками.
А вот и сам RB.199-34R Mk.101.
Крупнее конструкция двигателя.
Фото 113.
Руль высоты.
И второй самолет из Немецкого музея это Tornado IDS(он же GR.1) с номером 44+97 и заводским номером 496/GS150/4197, служивший в Einsatzgeschwader (Expeditionary Air Wing) Mazar-i-Sharif.
Наш Tornado был построен в 1985 году и списан в 2008 после достижения предельного налета в 4,000 летных часов. В конце своей службы он летал в AG 51 reconnaissance squadron в Jagel (Schleswig-Holstein). Его завершающей миссией в период с 2007 по 2008 с “Einsatzgeschwader Mazar-e Sharif” в Афганистане были разведывательные полеты в составе International Security Assistance Force (ISAF).
28 октября 2008 года самолет совершил свой последний полет из Jagel на авиабазу Erding. А уже в июле 2010 года самолет по дорогам общего пользования доставили в музей.
Вид на кабину самолета сверху.
Крупнее передняя кабина.
Задняя кабина.
Общий вид зала. На переднем плане наш самолет.
Конструкция поворотного крыла.
Поворотная консоль и ее механизация.
Вертикальный стабилизатор.
Носовая часть самолета.
Общий вид слева.
Пилоны для подвески вооружения.
Видно, что с самолета сняты двигатели.
Нос.
Пустой воздухозаборник.
Общий вид сзади.
Крупнее хвостовая часть.
Место расположения двигателей без оных.
Крупнее
Основная стойка.
Хвостовая оконечность.
Фото 151.
Пилоны для подвески вооружения. Ну а шарик это чтобы посетители не поубивались:-))
Хвостовое оперение.
ЛТХ:
Модификация Tornado GR.Mk.1
Размах крыла, м 13.92
Длина, м 16.72
Высота, м 5.95
Площадь крыла, м2 31.00
Масса, кг
пустого 14090
нормальная взлетная 20410
максимальная взлетная 27950
Топливо , кг
во внутренних баках 5090
в ПТБ 4 x 1500 л или 2 х 1500+2 х 2250 л
Тип двигателя
Тяга, кН 2 ТРДДФ Turbo-Union RB.199-34R Mk.101
нефорсированная
форсированная 2 х 33.70
Максимальная скорость, км/ч 2 х 66.01
на высоте 2338 (М=2.20)
у земли 1480
Крейсерская скорость, км/ч 1010 (М=0.92)
Перегоночная дальность, км 3890
Боевой радиус действия, км 1390
Максимальная скороподъемность, м/мин 4572
Практический потолок, м 15240
Макс. эксплуатационная перегрузка 7.5
Экипаж, чел 2
Вооружение:
две 27-мм пушки Mauser BK27 c 180 патронами на пушку.
Боевая нагрузка - 9000 кг на 7 узлах подвески.
3 ядерные бомбы WE.177
2 УР воздух-воздух AIM-9B/L Sidewinder
7 антирадарных УР ALARM, 4 ПКР Sea Eagle
До 3 бомб разных типов : GBU-15 c оптическим наведением, Paveway с лазерным наведением, 454, 340, 227, 113 кг обычные бомбы, BL775 кластерные бомбы, напалмовые баки и специальные подвесные контейнеры, в том числе с антиаэродромными системами JP233.