Naval aviation museum: истребитель-перехватчик Grumman F-14D(R) Tomcat

Mar 13, 2016 20:43

Grumman F-14D Super Tomcat это последняя модификация F-14 с двигателями GE F110-400. Аналоговое бортовое оборудование было заменено на цифровое, также был установлен новый радар APG-71. Было построено 37 самолётов модификации F-14D, ещё 18 были переоборудованы из варианта F-14A.


Naval museum, Pensacola Fl
все,что у меня есть по F-14
 Как всегда использую информацию с сайтов
http://www.airwar.ru
http://ru.wikipedia.org/wiki
и других источников найденных мною в инете и литературе.


Наш самолет Grumman F-14D(R) Tomcat 161159, был тем самолетом,который совершил последнюю боевую миссию в долгой истории этих самолетов. Эта миссия завершилась на палубе авианосца Theodore Roosevelt (CVN-71) 8 февраля 2006 года. Самолет пилотировал капитан William G. Sizemore, II. После этого самолет был доставлен на Naval Air Station (NAS) Pensacola, Florida, прямо с Fighter Squadron (VF) 213, в котором он служил с 1997 года. Изначально он был поставлен в Navy как F-14A в декабре 1980 года,позже,в сентябре 1991 года он был конвертирован в F-14D. Самолет принимал участие в боевых миссиях над Афганистаном как часть операции Enduring Freedom(Несокрушимая свобода:-))),базируясь на авианосце Carl Vinson (CVN-70). Последний из его 224 боевых вылетов,прошел в Ираке.


В 1973 году ВМФ США были вынуждены прекратить разработку модели F-14B с двигателями Pratt & Whitney F401-P400 тягой 12740 кгc. Вследствие этого все F-14A укомплектовывались двигателями TF-30 тягой 9480 кгc, которые первоначально рассматривались как временная мера. Поэтому в 1984 году было решено создать переходную модификацию F-14 с двигателями F110-GE-400 производства корпорации General Electric. Эта модель получила индекс F-14A (Plus). Позднее 32 модернизированным самолетам был присвоен индекс F-14B. Следующая модификация имела индекс F-14D Super Tomcat.


Изначально обозначение F-14D получил так и не построенный упрощенный вариант самолета Tomcat, предложение по которому появилось, когда стоимость базового F-14A стала слишком большой. Известный ныне F-14D был анонсирован в 1984 году как улучшенный Tomcat с цифровым БРЭО. Параллельно, как промежуточный вариант, разрабатывался F-14A+ в качестве более дешевого дополнения - предполагалось дорабатывать уже построенные самолеты.


Успех комбинации F-14B Super Tomcat с двигателями F101-GE привел к принятию в феврале 1984 года решения об установке на новый вариант двух двигателей F110-PW-400 (серийный вариант GE) тягой по 122,8 кН; стало возможным отказаться от проблемных ТF-ЗО. Замена двигателей снизила на 30% расход топлива, на 50% увеличила боевой радиус и на 33% увеличила продолжительность патрулирования. Увеличение тяги положительно сказалось на взлетных данных самолета, повысило безопасность полетов, благоприятно сказалось и на безопасности всего флотского соединения, особенно ночью, когда пламя от форсажей старых двигателей сильно демаскировало авианосец.


Новые двигатели установили на прототип F-14B Super Tomcat, двигатели были снабжены 127-см вставкой в районе форсажной камеры для сохранения центровки самолета. Данная вставка позволяла устанавливать новые двигатели на уже построенные самолеты без существенных переделок планера. Тяжелая секция двигателя реально сместилась вперед на 99 см, а форсажные камеры оказались смещенными назад, в сравнении с F-14A, на 28 см. F-14B с новыми двигателями выполнил первый полет в 1986 году, позже он был доработан до уровня F-14D, включая установку контейнера General Electric/Martin-Marietta с ТВ- и ИК-оборудованием.


Важнейшим элементом модернизации стала замена БРЭО, что позволило повысить боевую эффективность Tomcat при выполнении задания перехвата воздушных целей. На F-14D установлена РЛС AN/APG-71 с цифровым процессором, программное обеспечение которой основано на ПО исходной РЛС AN/AWG-9, а индикатор РЛС AN/APG-71 совместим с очками ночного видения. БРЭО F-14D выполнено на основе мультиплексной архитектуры с использованием ЭВМ AN/AYK-14 (среднее время безотказной работы 2200 ч). В состав БРЭО включены приемник предупреждения об излучении AN/ALR-67. На самолете установлены цифровая ИНС AN/ASN-139 и цифровые системы управления сбросом внешней нагрузки. На всех F-14D расширены возможности по поражению наземных целей, установлены катапультные кресла Martin-Baker Mk 14 NACES.


Четыре прототипа были конвертированы из F-14A, a F-14B с новыми двигателями принимал участие в отработке силовой установки. Первый полет F-14В с F110-GE-400 выполнил 29 сентября 1986 года. Первый прототип (РА-1/161865) поднялся в воздух 23 ноября 1987 года, на нем установили РЛС APG-71 и цифровое БРЭО, но сохранили двигатели TF30-PW-414. Прототип использовался для интеграции бортового оборудования, испытаний РЛС и системы обмена информацией.


Второй прототип (РА-2/161867), единственный из четырех, получил двигатели F110-GE-40; первый полет он выполнил 29 апреля 1988 года и использовался для отработки и испытаний бортовых систем, сертификационных испытаний. Третий и четвертый прототипы (РА-3/162595 и РА-4/161623) с двигателями TF30-PW-414 выполнили первые полеты 31 мая и 21 сентября 1988 года, соответственно; их использовали для отработки РЛС, БРЭО и системы управления сбросом внешней подвески. С РА-3 выполнялись пуски ракет, РА-4 был задействован в программе сертификационных испытаний.


Из 127 запланированных F-14D были построены 37 самолетов (зав. номера 163412-163418,163893- 163904,164340-163357), прежде чем программу закрыли в 1989 году по экономическим причинам. Выкатка первого самолета состоялась 23 марта 1990 года, последнюю машину заказчик получил 20 июля 1992 года. Еще 18 F-14D модернизированы из F-14А, всего ВМС США получили 55 F-14D, которыми вооружили три эскадрильи и часть 124-й истребительной (тренировочной) эскадрильи Тихоокеанского флота.


Первый из более 400 запланированных к модернизации в F-14D самолетов F-14A под обозначением F-14D(R) был передан компании "Grumman" в июне 1990 года, второй - в сентябре. Модернизация одного самолета занимала примерно 15 месяцев.


Реализация программы позволила бы сократить количество типов истребителей ВМС США до двух - F-14D и F-14B. От этого плана пришлось отказаться из-за нехватки денег. Шесть самолетов, доработка которых была предусмотрена бюджетом 1990 года, под сокращение не попали, 98 машин, построенных в 1991-1995 годах, сократили, выполнив модернизацию лишь на самолетах, созданных в 1991 году.


Всего модернизацию на заводе "Grumman" и в Норфолке (NADEP) прошли 18 самолетов (зав. номера 161159,159610,161158,159613,159600,161166,159629,159628,159619, 159592,161133,159595,161154,159603,159635,159633,159618 и 159630).


На F-14D ракета "Спарроу" постепенно заменяется новой УР AIM-120A (при разработке обозначалась как AMRAAM - перспективная УР средней дальности класса "воздух-воздух"), которая значительно легче (около 160 кг), имеет дальность 70-75 км и обеспечивает ведение стрельбы одновременно несколькими ракетами по нескольким целям подобно УР "Феникс"). В однотипном варианте размещается до восьми таких ракет. Потребности ВМС США в ракетах AIM-120A составляют 7000 единиц (для самолетов F-14 и F/A-18). Их оперативное использование на "Супер Томкэт" планируется с 1994 года. Уже заказано около 380 ракет, а в 1992-1993 финансовых годах намечается закупить для ВМС 350 единиц.


В настоящее время совместно с Великобританией, Германией и Норвегией разрабатывается УР ближнего воздушного боя AIM-132 (ASRAAM). Она может заменить ракеты "Сайдвиндер", что обеспечит к 2000 году полное обновление ракетного вооружения F-14. Кроме того, для самолета "Супер Томкэт" создается новая пушка с увеличенной до 2500 -3000 м/с начальной скоростью снарядов. При разработке самолета предусматривалось, что он сможет применять и бомбовое вооружение.


18 машин F-14D(R) распределили между тремя истребительными эскадрильями: 2-й "Bounty Hunters", 11-й "Red Rippers" и 31-й "Tomcatters".


Один из последних вариантов модернизации - F/A-14D - представлял собой ударную модификацию F-14D, предполагалась конверсия ранее построенных самолетов для замены А-6 Intruder в ожидании закупок F/A-18E/F. При выделении фондов в 1994 году работы можно было бы начать в 1995 году, а поставки модернизированных самолетов-двумя годами позже.


Компания "Grumman" видела в F/A-14D четырехэтапную альтернативу модернизации F-14A/F-14В Block I, все самолеты предполагалось привести к стандарту F-14D за счет установки двигателей F110, ЭВМ AYK-14, цифрового БРЭО и новой электропроводки.


Первый семимесячный этап "Grumman" предусматривал установку ИК-системы, шины данных Mil Std 1760, совместимой с перспективным вооружением вроде JSOW, программируемого индикатора тактической информации, совместимого с очками ночного видения, а также установку системы заполнения топливных баков пеной. ЭВМ AYK-14 планировалось дополнить новыми запоминающими устройствами М8.


На втором этапе должны были установить буксируемые ложные цели AN/ALE-50, навигационную ИК-систему, полноценное ночное освещение кабины и элементы БРЭО F/A-18D и AV-8B, включая цветную движущуюся карту местности. На третьем этапе РЛС AN/APG-71 планировалось дополнить ПО от F-15Е, включая доплеровский режим, режим синтезированный апертуры, режим следования рельефу местности. На четвертом этапе в СУВ должны были быть интегрированы перспективные средства поражения, такие как JDAM и JSOW.


Второй и четвертый прототипы F-14D (No.161867 и No. 161623) и ранние F-14D (No.163415/16) были задействованы в различных программах летных испытаний как NF-14D. Испытания проводились в Центрах боевого применения авиации ВМС (РМТС и NATC) и в 4-й опытовой эскадрилье (No. 163415 и No. 163416). Префикс "N" обозначал невозможность возвращения самолетов в строевые части.


ЛТХ:
Модификация F-14D
Размах крыла, м
максимальный 19.55
минимальный 11.65
Длина самолета, м 19.10
Высота самолета, м 4.88
Площадь крыла, м2 52.49
Масса, кг
пустого самолета 18950
максимальная взлетная 33725
Масса топлива, кг
внутренее 7350
ПТБ 1725
Тип двигателя 2 ТРДДФ General Electric F110-GE-400
Максимальная тяга, кН
форсированная 2 х 120.10
нефорсированная 2 х 71.20
Максимальная скорость, км/ч 1990 (М=1.88)
Крейсерская скорость, км,ч 765
Практический потолок, м 16150
Практическая дальность, км 2965
Боевая дальность, км 1994
Радиус действия, км
с 6 УР AIM-7 1200
с 4 УР AIM-54, 2 AIM-7, 2 AIM-9 + 2 ПТБ (патрул. 1.5 час) 280 (550)
с 4 УР AIM-54, 2 AIM-7, 2 AIM-9 + 2 ПТБ (патрул.1 час) 470 (680)
т.ж. на скорости М=1.3 320 (515)
т.ж. на скорости М=1.5 250 (400)
в ударном варианте с 14бомбами Мk.82 1170
Макс. эксплуатационная перегрузка 7,0
Экипаж, чел 2
Вооружение: встроенная 20-мм пушка М61А-1 675 снарядов) слева по борту в носовой части фюзеляжа.
Боевая нагрузка - 6580 кг на 8 узлах подвески
Под фюзеляжем могут размещаться
четыре УР средней дальности AIM-7 Sparrow в полупотопленном положении или УР большой дальности (до 185 км) AIM-54 Phoenix на специальных платформах.
4 УР ближней дальности AIM-9 Sidewinder
УАБ Rockeye, GBU-24/B, кассетные бомбы типа CBU

пенсакола, pensacola, 2014, f-14, музей, grumman

Previous post Next post
Up