Продолжаю рассказ о музее авиации в Мадриде. На этот раз посмотрим на летающую лодку Consolidated PBY-5A Catalina. На текущий момент в мире сохранилось порядка 80 самолетов этой модели различных модификаций и как минимум 20 из них еще летают!!!
Museo del Aire,Мадрид(Испания). все,что у меня есть по Consolidated PBY-5 Catalina Как всегда использую информацию с сайтов
http://www.airwar.ruhttp://ru.wikipedia.org/wikiи других источников найденных мною в инете и литературе.
Наш самолет это Consolidated Vultee PBY-5A военные номера: 46596,DR.1-1 (SPAF), заводской номер:1960,последняя гражданская регистрация:EC-693.
Немного истории:
построен как PBY-5A.
поступил на службу в United States Navy with BuNo 46596.
после этого неизвестный владелец с c/r N6070C.
после этого неизвестный владелец с c/r CF-FFW.
после этого неизвестный владелец с c/r C-FFFW.
Нес маркировку: 4
И трудился как танкер #4.
продан Flight International Inc, Burbank, CA с c/r N45998.
28 сентября 1967 гражданская регистрация, N45998,прекращена.
Было установлено хвостовое оперение от Super Catalina,но при этом оригинальные двигатели R-1830 были оставлены.
с 1981 по 1992 был в The Flying Fireman Ltd, Sidney, BC с c/r C-FFFW.
Нес маркировку: 774, Bubbles
Трудился как танкер #744.
с мая 1984 по 1992 инцидент и затонул в Silver Lake, ON.
Восстановлен и перекрашен.
с 1988 по 1992 управлялся компанией Awood Air Ltd, Thunder Bay, ON.
с 1992 по 1993 продан в Servicios Aereos Espanoles SA-SAESA, Cuatro Vientos с c/r EC-314.
с марта 1993 по 1993 гражданская регистрация, C-FFFW, прекращена.
Снят с регистрации для отправки в Испанию.
Получил маркировку: 74
Трудился как танкер #74.
с 1993 по 1996 продан SAESA, Cuatro Vientos с c/r EC-693.
с февраля 1996 по 1996
в Museo Del Aire (Air Museum), Cuatro Vientos Air Base, Madrid, Madrid.
Табличка от самолета. Написано,что в Испанию он прибыл из Чили и попал в музей 12 февраля 1996 года.
Весной 1939 года последний серийный PBY-4, BuNo 1245, был переделан в амфибию с убирающимся трехколесным шасси. Передняя стойка шасси убиралась в носовую часть фюзеляжа, а основные стойки - в ниши по бортам фюзеляжа, располагавшиеся между подкосами крыла. Масса пустой машины увеличилась приблизительно на 1000 кг. Получивший обозначение XPBY-5A прототип первый раз поднялся в воздух 22 ноября 1939 года.
Общий вид слева.Максимальная взлетная масса 16 тонн!!!
Оценив возросшие эксплуатационные возможности самолета, ВМС США изменили свой контракт от 20 декабря 1939 года, заказав 33 машины в варианте амфибии PBY-5A.
Другие страны немедленно последовали этому примеру, изменив свои заказы так, чтобы часть самолетов поставлялась в модификации PBY-5A. 25 ноября 1940 года ВМС США заказали дополнительно 134 PBY-5A, а контракты на еще 30 и 22 машины последовали в июне и октябре 1941 года соответственно.
Ну и для полноты общий вид сзади:-))) Размах крыла 31,7 метра.
Подкрыльевые поплавки после взлета убираются и превращаются в аккуратную законцовку крыла.
Общие виды с разных сторон самолета. Близко как я уже писал не подпускали:-(((
Крупнее. Любопытно,что носовую стойку поставили на подставку,а основные нет!?
Еще один номер на борту: 7421!!
Хорошо видно редан корпуса.
Руль направления не зафиксирован и гуляет как флюгер. Ну или зафиксирован в этом положении штурвалом?
Снова подкрыльевой поплавок привязанный скромной бечевочкой:-)))
Общий вид сзади слева.
Хвостовое оперение.
Вид слева.
Парочка поршневых радиальных двигателя Pratt Whitney R-1830-92 Twin Wasp мощностью по 1200 лс каждый.
Морда лица с заплывшими щеками:-))
Аккуратное зеркальце заднего вида:-)) В кабине баня судя по запотевшим окнам. Это очень плохо для самолета:-((
Механизм уборки поплавка.
Снова хвостовое оперение,но с другого бока вид.
Общий вид.
Фото 56.
Аккуратная лесенка. Видимо в хорошее время в самолет можно попасть.
Снова 1200 сильный двигатель.
Мощный нос.А почему одно зеркало круглое,а другое прямоугольное?:-))
Общий вид. Диаметр винтов смотрится маленьким для такого большого самолета.
Фото 69.
Лобовое стекло. А нос то чем то помят.
Носовое колесо убитое,может потому его и поставили на подставку?
Общий вид
Совсем общий
Фото 84.
Подкрыльевой поплавок с другого бока.
Основная стойка.
Общий вид аллеи с гидросамолетами.
Выглянуло солнышко.
Аллея с другой стороны.
На фоне HU-16. Можете оценить размеры.
В послевоенные годы Catalina недолго очень оставалась на вооружении авиации ВМС США. Считавшиеся устаревшими уже к началу боевых действий, они уступили место новому поколению патрульных самолетов, включавшему летающую лодку Мартин РВМ и машины берегового базирования PB4Y-2 и P2V. В 1948 году в составе авиации ВМС числилось только пять PBY, большинство из них - в эскадрильях резерва. 3 января 1957 года последняя Catalina, PBY-6A из Атланты, была списана на металлолом. Так этот замечательный самолет, настоящая рабочая лошадка патрульной авиации в годы Второй Мировой войны, навсегда ушел в историю американской морской авиации.
Catalina продолжала службу в ВВС других государств, в основном в качестве поисково-спасательных машин, на протяжении 1950 - 1960 годов. Страны Центральной и Южной Америки, в том числе Бразилия и Мексика, имевшие на вооружении PBY-5A, PBY-6A и Canso А позднего выпуска, продолжали использовать Catalina и в 1970 годы. Дания эксплуатировала одну эскадрилью из восьми машин до 1971 года, в основном в Гренландии.
В послевоенное время большое количество Consolidated PBY стало доступным на рынке списанной военной техники, где их охотно покупали операторы чартерных и грузовых авиалиний. После демонтажа вооружения, бронирования и части радиооборудования грузоподъемность самолета существенно возрастала. Кроме того, отставные патрульные машины могли использоваться с импровизированных ВПП и водоемов подходящего размера, что было существенным плюсом для их новых владельцев. Catalin широко использовалась для пассажирских перевозок в Карибском регионе и на Аляске, но их основной задачей все-таки стала доставка грузов и людей в отдаленные и труднодоступные места.
В США и Канаде много Catalina переделали в пожарные самолеты, для борьбы с лесными пожарами - и старые машины успешно справлялись с этой задачей. Доработки включали установку в фюзеляже бака емкостью 4164 л воды, который наполнялся при глиссировании лодки со скоростью 112 - 120 км/ч. Выдвижной заборник, располагавшийся за реданом, позволял набирать 3000 л за 15-20 секунд. Наш самолет также подвергся этой переделке.
ЛТХ:
Модификация PBY-5A
Размах крыла, м 31.70
Длина, м 19.47
Высота, м 6.15
Площадь крыла, м2 130.06
Масса, кг
пустого самолета 9485
нормальная взлетная 16066
Тип двигателя 2 ПД Pratt Whitney R-1830-92 Twin Wasp
Мощность, л.с. 2 х 1200
Максимальная скорость , км/ч 288
Крейсерская скорость , км/ч 188
Практическая дальность, км 4096
Максимальная скороподъемность, м/мин
Практический потолок, м 4480
Экипаж 5-7
Вооружение: два 7,62-мм пулемета в носовой части,
один такой же, стреляющий назад через туннель в фюзеляже, и два 12,7-мм пулемета
до 1814 кг глубинных или обычных бомб.