Agusta-Bell AB-47J3-B-1 Ranger это итальянская версия от компании Costruzioni aeronautiche Giovanni Agusta базирующаяся на лицензионных версиях Bell-47. Построена специально для работы в горных районах на большой высоте. Все было построено порядка 20 вертолетов этой модели.
Museo del Aire,Мадрид(Испания). все,что у меня есть по Bell-47 Как всегда использую информацию с сайтов
http://www.airwar.ruhttp://ru.wikipedia.org/wikiи других источников найденных мною в инете и литературе.
Наш борт это Agusta-Bell AB-47J3-B-1 серийный номер 2094 и бортовой HD.11-1 в цветовой схеме SAR(поиск и спасение). Испания купила три таких вертолета в 1965 году. они несли службу в SAR Squadron в Getafe. Борт из музея был списан со службы в 1983 году и передан в музей.
Итальянская компания Costruzioni aeronautiche Giovanni Agusta одновременно с лицензионным выпуском моделей Bell-47 разработанных компанией Bell (первой в Италии начали строить версию G, потом G-2 и наконец “Jey” известную в Италии как “Jota”), разработали несколько вариантов по собственной инициативе.
Задача стояла в удовлетворении требований операторов в регионе Альп ,которые искали легкие вертолеты с подходящими к горным условиям характеристикам. Первой моделью в этой серии такие как J илиJ-2, имели все же ограниченный резерв мощности и не очень были пригодны для работы на высотах свыше 1000-1500 метров.
Первые улучшения были достигнуты благодаря разработке версии J-3 в 1960 году,получившей имя собственное Super Ranger, которая была оснащена двигателем Lycoming VO-540-B1B3. Этот двигатель выдавал на взлетном режиме (MTOP) 227/305 kW/hp и 194/260 kW/cv на крейсерском (MCP). Много позже Agusta представила версию J-3B получившую двигатель Lycoming TVO-435-A1A (MTOP 193/260 kW/hp, MCP 164/220 kW/hp).
Последнюю модель в этой линейке Agusta разработала в 1963 году и она называлась Agusta-Bell 47J-3B-1,вертолет подобный своим предшественникам в основном, но с улучшенными высотными характеристиками по сравнению с более ранними моделями.
Секрет был вот в чем.... Как и G-3B-1, вертолет J-3B-1 получил двигатель Lycoming TVO-435-B-1A оборудованный турбонаддувом. По сравнению с другими версия J-3B-1 производилась в ограниченном количестве. Около 20 было построено, и большинство из них служило в Австрии,Испании, Швейцарии и Италии.
В этот период появились первые турбовальные вертолеты. Agusta также разработал несколько прототипов,таких как 115, 105 и 105B. Последний был очень похож на J-3B-1. он имел такую же полезную нагрузку,но был оснащен турбовальным двигателем Turboméca-Agusta TA-230. Эта модель была представлена во время 26 Paris Air Show (в 1965) но позже оказалась заброшена после 15 с половиной летных часов испытательных полетов (сейчас она представлена в музее Agusta в Cascina Costa/Италия).
В 1966 Agusta начала личензионное производство Bell-206A Jet Ranger который получил огромный успех. Вся серия AB-47 вероятно оказалась жертвой этого успеха,потому как продажи неуклонно падали,пока Agusta не прекратила их производство.
Для работы в горах Agusta-Bell 47J-3B-1 считалась лучшим вариантом среди серии J.
Agusta-Bell 47J-3B-1 это легкий 4/5 местный вертолет стандартной конфигурации. Основной винт классический для Bell со стабилизатором. высоко инертные лопасти цельнометаллической конструкции. Фюзеляж также из трех секций: кабина, центральная клетка и хвостовая балка. Двигательный отсек отделен от кабины и хвостовой балки двумя титановыми противопожарными перегородками. Летчик сидит спереди в центре кабины и имеет отличный обзор. Пассажиры сидят рядом с пилотом и за пилотом плечом к плечу на складной скамейке. Инструментальная панель,контроль двигателя,радиостанция расположены с левой стороны пилота. Пилот и пассажиры попадают в вертолет через две передние распашные двери. В случае необходимости эти две двери с широкими окнами легко снимаются.
С левой стороны от хвостовой балки располагается большой багажный отсек (размерами 63 x 73 x 88 cm - объем 0.41 m3) куда возможно поместить до 110 kg. Горизонтальный стабилизатор фиксирован и состоит из двух частей по обе стороны балки. Его положение можно изменить при смене шасси на поплавки. Для улучшения продольной устойчивости вертолет имеет вертикальный плавник, который обычно используется для нанесения регистрационного номера. Двухлопастной металлический хвостовой винт защищен защитным кожухом. Вертолет имеет лыжное шасси. Два наземных колеса могут быть установлены на лыжи на земле для буксировки вертолета. Управление вертолетом классического типа. Опционально можно установить тормоз винта,при этом винт можно остановить за 30 секунд. Гидравлические бустеры на ручке циклического шага(и опционально на ручке шаг-газ) делали J3-B1 проще и легче для пилота.
Вертолет оснащался шестицилиндровым оппозитным,воздушного охлаждения турбонаддувным двигателем Lycoming TVO-435-B1A. Двигатель выдавал 201/270 hp на взлетном режиме (2 min) и 164/220 kW/hp на крейсерском. Двигатель имел турбонагнетатель Garrett AiResearch T-11 приводимый выхлопом с автоматическим управлением для предотвращения перекручивания турбины. Автоматика поддерживала наддув га входе в карбюратор на уровне уровня моря до высоты 4270 метров и позволяла вертолету поддерживать постоянные характеристики в этом диапазоне высот.
Боковые панели двигательного отсека можно легко снять. Вертолет может летать и без этих панелей. Топливо (Avgas 100/130) содержится в двух баках в верхней части вертолета и составляет объем 184 литра. Средний расход топлива порядка 80 литров в час. Мощность передается от двигателя к основному и хвостовому винту через двухступенчатыйю планетарный редуктор. Электрическая система 28V DC. На вертолете установлен генератор 28V 50A.
Установлена аккумуляторная батарея 24 V 11Ah в центральной секции.
По просьбе клиента J-3B-1 может быть преобразован с опциональным китом в пятиместный (пилот впереди и четыре пассажира сзади ). После модификации вес пустого увеличивается на 8.9 kg.
Подобно современным ему версиям Bell-47 модель J-3B-1 имела ресурс 1200 часов между капремонтами. Agusta построила свыше 123 вертолетов версий J-2, J-2A, J-3, J-3B и J-3B-1 (серийные номера от 2001 до 2123).
Agusta-Bell 47J-3B-1 в основном использовался для перевозки людей и строительных материалов, а также операций SAR. Последние три изготовленные (s/n 2121-2123) были использованы итальянским полицейским корпусом. В Австрии было зарегистрировано семь единиц.
В стандартных атмосферных условиях, при максимальном взлетном весе 1340 кг, вертолет имеет крейсерскую скорость 148 км/ч, и непревышаемую скорость на уровне моря 169 км/ч. динамический потолок составляет около 5340 метров. Статический потолок в зоне земли 5030 метров и вне земли 3720 метров. Начальная скорость набора высоты составляет около 276 м/мин.
При среднем часовом расходе топлива 80 литров его дальность составляет около 338 км, что соответствует примерно 2 часа 15 мин полета.
В полете частота вращения несущего винта должна поддерживаться между 322 и 370 об/мин, в то время как диапазон оборотов двигателя должен поддерживаться между 3000 и 3200 об/мин (давление масла 50-70 фунтов на квадратный дюйм, температура головки цилиндра 100-246 °C).
Основной винт Agusta-Bell 47J-3B-1 имеет диаметр 11,31 м (ометаемая площадь 100,8 м2), а его рулевой винт имеет диаметр 1,78 м (площадь диска винта 2,35 м2). Фюзеляж имеет длину 9,87 м. Наибольшая высота составляет 2,83 м.
Стандартный пустой вес вертолета составляет около 845 кг, а его MTOW составляет 1340 кг. Учитывая стандартный вес пилота (77 кг) и запас топлива и масла на один часа полета (около 65 кг), вертолет мог нести полезную нагрузку около 300 кг, подвешенную на грузовом крюке или 3 (или 4) пассажира.
Рулевой винт с горизонтальными стабилизаторами.
Общий вид справа.
В общем ряду вертолетов.
Общий вид спереди,фонарь совсем мутный.
Несущий винт со стабилизатором.
Общий вид вертолетной площадки.
Огромные двери с обеих сторон.
Заглядываем в кабину
Как на Ми-2,второй пилот справа и чуть смещен назад.
Общий вид слева.
ЛТХ(Agusta-Bell AB-47J3-B-1)
Экипаж: 1-2
Вместимость: 3 -4 пассажира
Длина: (9.87 m)
Высота: (2.83 m)
Вес пустого: (845 kg)
Макс взлетный вес: (1,340 kg)
Двигатель: 1 × Lycoming TVO-435-B1A 270 hp (201)
Диаметр основного винта: (11.33 m)
диаметр рулевого винта: (1.78 m)
Ометаемая площадь: (100.8 m2)
Макс скорость: 105 mph (169 km/h; 91 kn) на уровне моря
Крейсер: 91 mph (146 km/h; 79 kn)
Дальность: (338 km) (без резерва)
Высота: (5340 m)
Скороподъемность: 276 m/min