Еще один неведомый у нас самолет: творчество испанской компании CASA:
CASA C-101 Aviojet, это однодвигательный реактивный учебно-тренировочный самолет или легкий штурмовик. Он остается до сих пор на вооружении Spanish Air Force и ВВС некоторых других стран; на них также летает пилотажная группа Patrulla Aguila.
Самолет был разработан для замены устаревшей Hispano Saeta. Испанская авиастроительная компания CASA начала работу над C-101 в 1975 году. Немецкая MBB и американская компания Northrop помогли с разработкой, и первые четыре прототипа полетели в июне 1977 года. Проект очень похож на другие УТС того времени,такие как BAE Hawk и Alpha Jet, но оказался менее сложным аэродинамически,с прямым крылом и ограниченным набором оружия. Всего на данный момент построено порядка 166 самолетов различных модификаций.
Museo del Aire,Мадрид(Испания). Как всегда использую информацию с сайтов
http://www.airwar.ruhttp://ru.wikipedia.org/wikiи других источников найденных мною в инете и литературе.
Наш самолет это один из прототипов CASA C-101EB-01 Aviojet с регистрационным номером XE.25-01 и C/N EB01-01-001 и 79-01 и Construction Number: 991/P1.
Построен как C-101EB-01 с s/n XE.25-01 EdA.
У неизвестного собственника с c/r EC-ZDF.
в июне 1988 передан в Museo Del Aire (Air Museum), Cuatro Vientos Air Base, Madrid, Madrid, Spain.
Самолет был разработан в ответ на требования Spanish Air Force в 1975 году к новому реактивному учебно-тренировочному самолету,который был бы призван заменить стареющий флот самолетов Hispano HA-200 и Ha.220. При этом он как и многие другие подобные УТС должен был быть готов к роли легкого штурмовика. CASA запросила технической поддержки от Messerschmitt-Bölkow-Blohm (MBB) и Northrop, последняя например проектировала крыло. Самолет построен по модульному принципу,чтобы облегчить производство и обслуживание.
Первый из четырех прототипов поднялся в воздух 27 июня 1977 года ,но испытательные полеты начались лишь 17 апреля 1978 года соответственно. В конце 1978 года все четыре самолета передали ВВС Испании для оценочных испытаний.
В модульной конструкции недорогого и не очень сложного самолета С.101 специально были предусмотрены объемные отсеки для последующей установки нового БРЭО или иного оборудования.
Особенностями машины стали прямые крыло и стабилизатор, стреловидный киль, наличие одного ТРД с высокой степенью двухконтурности и с улучшенной топливной экономичностью, боковые воздухозаборники над крылом, тандемно расположенные уступом катапультные кресла Martin-Baker Mk 10L класса "0-0", гермокабина с раздельными фонарями и щелевые закрылки.
Самой главной особенностью стало то, что все модификации имеют большой фюзеляжный отсек под задней кабиной, в котором можно разместить вооружение, АФА, станцию РЭБ, лазерный целеуказатель или другие устройства.
Сначала испанские ВВС закупили 60 учебно-боевых самолетов С.101EB-01, которым присвоили обозначение Е.25 Mirlo(Blackbird). С.101EB-01 оснащен двигателем TFE731-2-2J тягой 15,57кН. Первый самолет был введен в эксплуатацию 17 марта 1980 года. По второму контракту закупили еще 28 самолетов. С 1990 по 1992 год все уцелевшие к тому времени машины прошли модернизацию систем навигации и управления вооружением.
Характеристики машин С.101EB на малых высотах оказались несколько лучше проектных,а вот на рабочей высоте оказались гораздо слабее. В результате экспортный вариант легкого штурмовика/УБС С.101BB оснастили двигателем TFE731-3-1J увеличенной на 0,89 кН тягой, обеспечив самолету также возможность подвески на шести подкрыльевых пилонах различного вооружения (у испанских самолетов С.101EB есть такие же узлы подвески, но они не используются).
Отсек в нижней части фюзеляжа С.101BB используется для установки быстросменных контейнеров с разведывательным оборудованием, аппаратурой РЭБ, лазерным целеуказателем или спаренными 12,7-мм пулеметами вместо контейнера с 30-мм пушкой DEFA, установленного по осевой линии.
Самолеты С.101BB-02 экспортировались в Чили - были поставлены четыре собранных на CASA самолета и 10 машин, собранных в Чили компанией ENAER из машинокомплектов. В процессе эксплуатации все эти самолеты обозначили T-36 Halcon( "Сокол").
Хотя они предназначались для углубленной подготовки, в их носовой части установили радиолокационный дальномер для использования в качестве учебно-боевых самолетов A-36BB для обучения применению различного вооружения.
Легкий штурмовик С.101CC совершил первый полет 16 ноября 1983 года и был оснащен одним двухконтурным ТРД TFE731-5-1J. Масса подвешиваемого вооружения не увеличилась, так как пилоны не были заменены, но увеличение максимальной взлетной массы позволило увеличить запас горючего.
В 1984 году Чили заказали 23 легких штурмовика С.101CC-02. Один из них собрали в Испании, три - доставили в виде машинокомплектов, остальные 19 - изготовили по лицензии в Чили. Четыре очень похожих самолета С.101BB-03 поставили в Гондурас.
Первый A-36 некоторое время использовался в качестве демонстратора перспективного A-36M, выполняя полеты с макетами ракет ВАе Sea Eagle под крылом, но этот проект отклонили. Шестнадцать машин С.101CC-04 поставили Иордании в качестве учебно-тренировочных самолетов для продвинутой летной подготовки.
25 мая 1985 года на фирме CASA облетали прототип С.101DD с двигателем TFE731-5-1J и новым БРЭО, включавшим коллиматорный индикатор (на фоне лобового стекла). Эти самолеты также имеют органы управления, скомпонованные по концепции HOTAS, и могут вооружаться ракетами AGM-65. Самолет, предназначенн для использования в качестве учебно-тренировочного (боевого) повышенной подготовки и легкого штурмовика,но заказы на него найти не удалось.
По своей конструкции самолет С.101 Aviojet является двухместным цельнометаллическим монопланом с низкорасположенным крылом. Он имеет однокилевое хвостовое оперение и трехстоечное шасси с передней стойкой.
В передней части фюзеляжа находится двухместная кабина, оборудованная катапультируемыми креслами Мк.Е 10. Заднее кресло располагается несколько выше переднего в целях обеспечения лучшего обзора для пилота-инструктора.
По обеим сторонам фюзеляжа находятся воздухозаборники двухконтурного реактивного двигателя TFE 731-2-25 американского производства с тягой 1600 кгс.
Радиоэлектронное оборудование самолета состоит из KB и УКВ радиостанций, приборов радионавигационной системы TAKAN, системы радиолокационного опознавания и прицельных приборов.
В фюзеляжном отсеке самолета размещается 30-мм пушка Defa или два 12,7-мм пулемета. Здесь же может быть установлено различное разведывательное оборудование или аппаратура для ведения радиоэлектронной борьбы.
Основная стойка самолета.
С левой стороны еще выпускаемая посадочная фара.
А здесь у нас турбореактивный двигатель Garrett TFE731-3-1J,нынче это правда Honeywell:-)) Кто следит за проектом ремоторизации Як-40 в Сибнииа,то в курсе,что там ставят такие же двигателя,только немного другой модификации.
Зализы между крылом и воздухозаборниками.
Ну и общий вид самолета,он почему то немного стоит в стороне от общей группы боевых бортов.
Здесь хорошо видно,что крыло без стреловидности.
ЛТХ:
Модификация С.101
Размах крыла, м 10.60
Длина самолета,м 12.50
Высота самолета,м 4.25
Площадь крыла,м2 20.00
Масса, кг
пустого самолета 3470
нормальная взлетная 4850
максимальная взлетная 5600
Топливо
внутренние топливо, кг 1822
Тип двигателя 1 ТРД Garrett TFE731-3-1J
Тяга нефорсированная, кН 1 х 16.46
Максимальная скорость, км/ч 834
Крейсерская скорость, км/ч 656
Практическая дальность, км 3706
Боевой радиус действия, км 370-964
Продолжительность полета, ч.мин 3.30
Максимальная скоропоъемность, м/мин 1152
Практический потолок, м 12190
Макс. эксплуатационная перегрузка 7.5
Экипаж, чел 2
Вооружение: одна 30-мм пушка DEFA 553 c 130 патронами или
два 12.7-мм пулемета FN-Browning M3 (c 220 патронами)
боевая нагрузка - 1150 кг на 6 узлах подвески
2х 500-кг бомбы или 4х 375-кг бомбы или 6х 250-кг бомб,
или 4 напалмовые бомбы BLU-27, или
4 ПУ LAU-10 4х127-мм или 6 LAU-68 19х70-мм или
6 Matra 155 18x68-мм НУР, или
2 УР воздух-воздух AIM-9 Sidewinder
В другом ангаре можно увидеть макет самолета:
Описание