Museo del Aire: сельскохозяйственный самолет Transavia PL-12 Airtruk

Jan 15, 2017 00:05

Совсем недавно я увидел этот самолет на фотографиях Сергея Рябчинского с чемпионата мира по планерному спорту. Там в далекой Новой Зеландии этот самолет буксирует планера. И вот он в моих объятиях(самолет) в музее под Мадридом!!!
Это Transavia PL-12 Airtruk - однодвигательный сельскохозяйственный самолет разработанный и построенный Transavia Corporation из Австралии. Airtruk это цельнометаллический подкосный sesquiplane(вариант биплана у которого одно крыло более чем вдвое меньше другого-полутораплан),с кабиной установленной над тянущим оппозитным двигателем воздушного охлаждения и коротким фюзеляжем с задней дверью. Обтекатель двигателя,хвостовая часть фюзеляжа и верхняя часть сделаны из стекловолокна. Он имеет шасси с носовым колесом и основными стойками размещенными на нижнем малом крыле. У него две не связанные между собой хвостовые балки. Свой первый полет он совершил 22 апреля 1965 года, а сертификат получил 10 февраля 1966 года. Производство было завершено в 1993 году. Всего было построено 118 самолетов различных модификаций. как минимум пять самолетов до сих пор в летном состоянии и еще порядка шести в музеях. Куда делись остальные непонятно:-)))


Museo del Aire,Мадрид(Испания).
 Как всегда использую информацию с сайтов
http://www.airwar.ru
http://ru.wikipedia.org/wiki
и других источников найденных мною в инете и литературе.

Наш самолет это Transavia PL-12T-300A(12T-320) Skyfarmer,заводской номер: G783,бывший регистрационный VH-TRQ.
Этот самолет прибыл в Испанию в 1977 году,преодолев 22000 километров за 15 дней по маршруту: Сидней(Австралия)-Sabadell(Барселона-Испания). А в 1991 году самолет был подарен музею компанией производителем Transavia Corp.


Большинство агросамолетов внешне очень похожи друг на друга - низкопланы с фюзеляжами значительного объема, в которых размещены баки, распылительные устройства монтируются под крылом. Вместе с тем история авиации знает несколько попыток создания сельскохозяйственных самолетов с необычным внешним видом.


Одним из них стал австралийский Transavia PL-12 Airtruk,фактически он представляет собой бак для химикатов с кабиной пилота, крылом, мотором, шасси и хвостовым оперением. Вероятно, управлять этим аппаратом в полете совсем не просто.


Проект самолета был разработан конструктором Луиджи Пелларини (Luigi Pellarini)на базе Bennett Airtruck и изначально именовался Waitomo Aitruck.Чтобы удовлетворить специфические требования к сельскохозяйственному самолету, конструктор выбрал очень необычную компоновку подкосного двухбалочного полутораплана с размещением силовой установки, летчика, пассажиров и полезной нагрузки в центральной гондоле. Балки, в отличие от большинства самолетов подобной схемы, не соединены стабилизатором. На концах балок установлено Т-образное хвостовое оперение. Шасси неубираемое с носовой опорой.


Первый полет опытного PL-12, оснащенного двигателем Continental IO-520-A, состоялся 22 апреля 1965 года. После получения 10 февраля 1966 года сертификата типа, было начато его серийное производство. Первые серийные самолеты были поставлены заказчикам в декабре 1966 года. Всего было построено 110 экземпляров, которые эксплуатировались в Австралии, Дании, Индии, Малайзии, Новой Зеландии, Таиланде, Югославии, на Тайване, в Восточной и Южной Африке.


В 1971 году был выпущен многоцелевой грузопассажирский вариант PL-12U. В этом варианте одно пассажирское место расположено в верхней кабине позади летчика, а вместо бака с химикатами - четырехместная пассажирская кабина, имеющая пассажирскую дверь с левого борта.
В июле 1978 года совершил свой первый полет улучшенный вариант самолета T-300 Skyfarmer, который был оснащен двигателем Textron Lycoming IO-540. За ним в 1981 году последовал T-300A с улучшенной аэродинамикой. Transavia прекратило производство T-300 в 1985 году.


В 1985 году началось производство увеличенной версии T-400. Двигатель заменили с 6 цилиндрового на 8 цилиндровый и хвостовые балки удлинили на 750мм. Другие небольшие изменения касались аэродинамики. Они были связаны с борьбой с флаттером хвостового оперения...


PL-12 представляет собой одностоечный полутораплан с двухкилевым хвостовым оперением, цельнометаллической конструкции. Верхнее крыло двухлонжеронное, прямоугольной формы в плане с трапециевидными законцовками, состоит из центроплана и двух консолей. Нижнее крыло меньшей площади, имело прямоугольную форму в плане и двухлонжеронную конструкцию.


Фюзеляж ферменной конструкции, сварной из стальных труб 4130 с обшивкой из материала 2024 Alclad. Кабина летчика расположена над верхним крылом, имеет боковую дверь с правого борта. Под кабиной летчика расположен отсек двигателя, бак с химикатами объемом 1,02 куб.м, позади которого предусмотрена двухместная кабина для обслуживающего персонала. Вход в нижнюю кабину - через дверь в задней части фюзеляжа.


Шасси - трехопорное, неубираемое, с носовой стойкой. Все стойки с рычажными масляно-воздушными амортизаторами оригинальной конструкции, снабжены одинарными колесами размером 8,00-6. Тормоза основных колес дисковые гидравлические, производства Cleveland.


Носовая стойка.


Топливо размещается в двух баках общей емкостью 189 л в верхнем крыле. Для увеличения дальности возможна установка дополнительных центропланных баков, с которыми общий запас топлива достигнет 379 л. Заправка самолета топивом осуществляется через заправочные горловины на верхней поверхности каждого полукрыла. Запас масла - 11,4 л.


Airtruk иногда также называют Airtruck. Дело в том,что имя "Airtruck" было зарегистрировано Новозеландскими компаниями Bennett Aviation Ltd и Waitomo Aircraft Ltd, для их самолета PL-11,поэтому Transavia подобрало для своего PL-12 немного другое имя :"Airtruk":-))


Капоты двигателя.


Табличка от этого самолета.


Общий вид спереди и снова мне мерещится в нем Громозека:-))


Крупнее


Очень любопытно бы узнать каков обзор с этой башни:-))? Но резак как вы можете видеть,присутствует...


Винт для такой мощности явно должен быть ВИШ иначе ему не поднять почти две тонны.


Пробег на взлете у него на уровне моря у пустого всего 82 метра,с весом в 1724 кг уже 183 метра,а с весом в 1855 кг до препятствия в 15 метров порядка 475 метров,что я бы сказал очень и очень неплохо!!!


А дистанция от препятствия в 15 метров до остановки с весом в 1724 кг около 365 метров. Скороподъемность у земли с весом в 1855 кг порядка 650 футов в минуту. С полной загрузкой он взлетает на скорости в 60 узлов(а пустой на 40)!!


Скорость на прямой с полным весом порядка 75 узлов,а у пустого без закрылков 55 узлов. плесневеет у нас самолетик в этих краях:-(((


Хвостовая балка .


А это видимо оборудование для разбрасывания сухих веществ?


Или аварийный сброс жидкостей?


Никак не мог вспомнить название этой трубки,только Пито и Прандтль приходили в голову,хорошо,что умные люди подсказали: трубка Вентури. Это относительно недорогая конструкция позволяющая получать разрежение для работы гироскопических приборов.


Может когда нибудь попадется мне такой гадкий утенок на попробовать полетать!!:-))


Фото 28.


ПВД и датчик сваливания.


Крепление подкосов.


Колесо основной стойки.


Огромные элероны.


Кстати вы могли увидеть модифицированный Airtruk управляемый пилотом Jedidiah (Bruce Spence) в фильме 1985 года Mad Max Beyond Thunderdome(Безумный Макс 3: Под куполом грома).


Модификации:
PL-12 Airtruk базовый сельскохозяйственный вариант, оборудованный 818-л баком для химикатов и подфюзеляжным устройством для их распыления. Выпускался серийно с 1966 по 1978 года.Оснащен 300 hp (224 kW) двигателем Rolls Royce Continental IO-520-D
PL-12U многоцелевой грузопассажирский самолет. Первый полет - в декабре 1970 года, сертифицирован в феврале 1971 года.
T-320 Airtruk оснащен 320-hp сильным двигателем Continental/Rolls-Royce Tiara 6-320-2B.
Skyfarmer T-300 оснащен двигателем Lycoming O-540.
Skyfarmer T-300A улучшенная версия T-300.
Skyfarmer T-400 увеличенный, более мощный (с 400 hp (298 kW) Lycoming O-720).
PL-12 MIL предложенный многоцелевой грузопассажирский самолет. Также известен как M-300.
PL-12 550T предложенный вариант с турбопропом мощностью 550-hp Pratt & Whitney Canada PT6A.


ЛТХ:
Модификация PL-12
Размах крыла, м 11.98
Длина самолета,м 6.35
Высота самолета,м 2.79
Площадь крыла,м2 24.5
Профиль: NACA 23012
Масса, кг
пустого снаряженного самолета 1,017
максимальная взлетная 1,925
Тип двигателя 1 Textron Lycoming IO-540-K1A5
Мощность, л.с. 1 x 300
Недостижимая скорость: 274 km/h (148 knots, 170 mph)
Максимальная скорость, км/ч 196 на 3000 футах
Крейсерская скорость, км/ч 188 на 75 % мощности
Скорость сваливания: 73 km/h (39 knots, 45 mph)
Практическая дальность, км 1297 km (700 nm, 806 mi)-перегоночная
Скороподъемность, 7.62 m/s (1,500 ft/min)-видимо пустой
Практический потолок, м 6,890 m (22,600 ft)
Нагрузка на крыло: 78.6 kg/m² (16.1 lb/ft²)
Тяговооруженность: 0.12 kW/kg (0.071 hp/lb)
Экипаж, чел 1
Полезная нагрузка: 907 kg (2,000 lb) сухих химикатов или 818 литров (216 US Gallons, 180 Imp Gallons) жидкостей. Два пассажира.

2017, музей, transavia pl-12, museo del aire, мадрид

Previous post Next post
Up