Очередной этап в нашей совместной жизни с Коммандерами. Мы продолжаем борьбу за жизнь и здоровье этих самолетов. Постепенно проникая все глубже и глубже во все их системы и попутно поражаясь тому,как обслуживались самолеты в американских и немецких сертифицированных службах соответственно. Ну в общем кто много раз сталкивался с бестолковостью фирменных автотехцентров,тот наверное и не будет удивлятся. Итак...
Aero-Commander 680V и все о немВ пятницу я успел проскочить на Хаски из Мячково на Северку,как Северку тоже накрыло снегопадом. А в наших планах были полеты на Коммандерах. В синем ангаре теперь уже КВСа тоже кипит работа. Здесь восстанавливают "Черного".
Кирилл Карпиков
и Максим Москаев
занимаются установкой перебранных стоек на Як-18Т. Скоро в полет.
За всем следит Алексей Козлов.
На левой стороне стойка уже на месте.
В черной окраске он мне нравился больше,чем этот жовто-блакитный вариант....
Утопленник ждет своей очереди для вступления в стройные ряды самолетов авиаклуба КВС.
Ну и для кучи,восстановленная Кириллом моторная лодка.
А мы возвращаемся к Коммандерам. В прошлую гонку,уже после облета Синего,он у нас отказался запускаться по причине малого давления в топливной системе. Поменяв топливные фильтра,а до кучи масляные и масло в двигателях,мы попробовали его отгонять сегодня,но.... картина оказалась такой же. Давление маленькое,двигатели обрезает или на запуске или после небольшой раскрутки. Приступаем к продолжению поисков косяков. А следом идет Белый. Ему в прошлый раз после восстановления давления в гидросистеме,отрегулировали правильно ее давление и теперь очередь за облетом.
Максима Сергеевича нет,но и знаком мне этот самолет гораздо лучше. Поэтому полечу один. Из сложностей лишь то,что он слабее Синего и поэтому взлет с полосы в 700 метров требует определенных навыков. Запуск... левый нормально,а правый норовит выйти за пределы ограничений по температуре,обрезаю. Видимо осталось топливо в двигателе после всяких экспериментов на земле. Холодная прокрутка,вновь запуск и теперь все хорошо. Прогреваю двигатели. Это все в небольшой промежуток времени,когда успокоился снегопад и появилась видимость.
Этот самолет не летал с октября прошлого года и я соответственно на нем не летал столько же. Полосу припорошило снегом,руля в конец полосы с курсом 230. Все проверки,закрылки на 10 градусов,шасси с блокировки,фары и разбег. Полоса уже чем в Мячково,поэтому нужно делать все очень точно. Подруливать приходится и педалями и разнотягом,следить за полосой,за скоростью,чтобы если чего,успеть оттормозиться и за температурами двигателей. Взлет и на отрыве,проходя торец полосы метрах на 10,прямо передо мной снизу вверх проносится стайка птичек. Инстинктивно успеваю спрятать голову под панель,ударов не слышу,вспоминаю кадры из фильма Sully и продолжаю набор, Убираю шасси,убираю закрылки. В полете слышу звук и легкую вибрацию как бывает при разных оборотах винтов,но почему то именно с правой стороны. Начинаю подспудно думать,что все же птички не пролетели мимо. Я конечно дотянул бы и на одном,но... Пытаюсь убрать изменением оборотов эти волны шума,но не удается. Делаю один круг и захожу на посадку.
Короткая полоса на пробеге не проблема тк есть реверс. Проблема при этих мощных торможениях (а заход на скоростях в 100 узлов) удержать самолет на полосе. Полоса до того как выпал снег,представляла из себя апликацию ледяных полей и чистого асфальта. Торможение колесами на такой полосе чревато возможностью разуть самолет. На льду колесо блокируется полностью,после чего на такой скорости заблокированное вылетает на асфальт и проворачивается... Поэтому торможу винтами,но у них есть разнотяг,а его сразу не поймаешь. Поэтому первая посадка у меня прошла с таким юзом:-)))
Но все же опыт есть и я его выправил и продолжил торможение.
На полосе уже не просто тонкая пленка снега,а прямо небольшие сугробики:-)))
Решил завернуть на перрон и посмотреть,что у меня за ууууУуу ууууУуу....
Фары выключил,закрылки убрал,обороты прибрал. Самолет рулится хорошо,тк есть не только раздельные тормоза,но и два двигателя. На этом самолете очень и очень важно уметь хорошо рулить на земле,иначе вы не удержите его на полосе.
Заруливаю по второй РД. В будни у нас открыта только вторая РД.
По мере того,как мы все больше и больше разбираемся в работе различных систем самолета (этому способствовал переезд в ангар) мы все подправляем.
На земле решил посмотреть откуда эти волнообразные шумы. У наушников в активным шумоподавлением есть много полезного,но есть и особенности. У каждых из них есть особенности в работе алгоритма уборки шумов и это надо учитывать. Вот те же Bose если вы одеваете их например поверх шапки и они не плотно прилегают к ушам,оставляя свободный проход для звуков,порой могут выдать вам такие любопытные эффекты... В общем шапку снимаю,одеваю уши плотно,волнообразные шумы исчезают,возвращаю все как есть,появляются вновь. Это не значит ,что нет этих волн звука,но шумодав их многократно усиливает. В самолете привыкаешь к определенному фону и любое его изменение трактуется как некая проблема,что напрягает. Посему привыкнув к наушникам с активным шумоподавлением от одного производителя,потом в других чувствуешь себя как первый раз в этом самолете.
Проведя такую научно исследовательскую работу я решил сделать еще кружочек и проверить на практике происходящее.
Теперь более уверенный разбег и отрыв. Птичек более нет...
Пока все хорошо. Тут на взлете нужен навык следить за всем,когда один. Действий достаточно много и совершить их на такой короткой полосе надо быстро.
Я прошел мимо ребят. Все это время меня снимал Петр Николаевич на мой фотоаппарат. В кабине хотел поставить Гоу Про,но куда то просохатил присоску. Поэтому видео из кабины с птичками и моим походом под панель не будет...
Тепло,около трех градусов тепла и стопроцентная влажность,не самые лучшие условия для быстрого взлета,но лучше чем 30 и такая же влажность...
При первом взлете как мне сказали ребята,на землю после столкновения со мной упало четыре воробья:-((( Жалко. Но откуда они взялись в этот момент. Сколько летаем тут,но таких стаек тут не встречалось.
Как мне показалось в полете волнообразный звук и легкая вибрация в полете вновь наблюдалась и я решил садиться. У нас слегка болтается кок на правом двигателе,но может ли это быть причиной или же вообще надо делать балансировку винта. Правый мы снимали для работ по восстановлению обогрева винта или же я в одиночку не смог на таком коротком кругу настроить синхронно обороты винтов... будем разбираться.
В этот раз я заходил более уверенно и спокойно.
Касание ровно и далее без всяких виляний остановка.
Хотя реверс не включал,но все равно весь самолет в примерзшей снежной крошке.
Ну что же. Зато мы теперь знаем как бороться с гидросистемой:-)))
И к ангару на стоянку. Будем закатывать. Мне надо спешить в Мячково,пока вновь не накрыло снежным зарядом.
Красивый самолет и он будет летать...
Поскольку везде лед,то важно подъехать поближе так как квадрик не справляется с буксировкой.
На месте...
На самолете увидели только один след от птичек. Остальных возможно просто прибило потоком об землю,мы же были не очень высоко:-((((
Такие вот бурные дни на Северке:-)))