Вчера мне очень повезло,мне выпала честь и возможность полетать на уникальном самолете: SM 1019. Это итальянская модификация известного американского самолета Cessna 305 (военное обозначение L19) от компании SIAI. Кроме ремоторизации под турбопроп мощностью 317 лс,было также установлено стандартное для итальянских военных машин оборудование. Самолет живет в Охлопково и летает на нем замечательный человек Михаил Владимирович Шевелев. Но в этот раз борт был на обслуживании в Мячково и возникла необходимость его перегнать обратно домой. В виду отсутствия грандов малой авиации в доступности,решили это дело поручить мне (с разрешения Михаила Владимировича,за что ему еще раз огромное спасибо). В Охлопково мы так и не полетели,а лететь должны были тремя бортами, по погоде,но вот отлетать часик для подготовки к перелету я успел. Об этом и будет маленький рассказ.
Интересные авиационные события. все,что у меня есть по SM 1019Пока ожидали погоды в самом Мячково,успели переделать кучу дел. Хаски проходит серьезную модернизацию,устанавливается автономный отопитель,дополнительный бак на сто литров ну и авионика до кучи. Это вид на отопитель между ног квса.
Традиционно большей частью этих работ занимается Петр Николаевич Маноил. Времени очень мало,а еще надо все облетать после установки. Но это же авиация....:-))
За день до этого Борис Игоревич с хозяином Як-52,собирались также после обслуживания перегнать борт домой в Шувое,но вначале погода,а потом и действия беспилотников,которые расположились в Шувое в центре полосы,не дали это сделать.
Тестирую недавно купленный Canon G7X Mark II,который станет карманным фотиком для всяких путешествий. Удобно,но сразу после покупки начала глючить шторка на объективе. Видимо надо менять.... Большой фотоаппарат в Хаски в полете некуда девать если ты один. До заднего кресла не дотянуться,впереди мешает,но мы ищем все равно решение.
На нашей стороне всяко кипит жизнь,вовсю идет подготовка к начинающемуся сезону. Народ спешить подготовить борта к полетам. Еще раз напоминаю,что весна опасна вновь вылетающим и пилотам и бортам,после длительного зимнего перерыва.
Проверка работы фотоаппарата на людях. Пусть останутся для истории их гордые лики.... Вильдан Зуфарович Хусаинов. Ваш двигатель в надежных руках:-)))
Хозяин Як-52 из Шувое Андрей Козлов.
Руоводитель Пропмоторс,Борис Игоревич Ильинский.
Алексей Вячеславович Иванов,гуру ремонта двигателей и прочих сложных систем в самолете. Фотографироваться не любит....
Поскольку пока отодвигаем вылет в Охлопково,то у меня есть шанс полетать в районе аэродрома и понять идеологию работы с турбопропом на этом самолете. Нижний край дымки метров сто,но она размытая и там вполне можно видеть.
Первым делом запускаем двигатель. Дома я читал,ну как читал,:-))) глядел на рлэ на этот самолет на итальянском,узнавал знакомые слова,цифры,работал с гугл переводчиком. Сам запуск прост,если у вас хорошо заряжены аккумуляторы. У вас есть всего две ручки: большая это как бы газ и маленькая это обороты турбины. Включаем аккумулятор,после этого проверяем положение ручек. Большая должна быть на ground idle малая в положении "пожарный кран закрыт" те крйнне на себя. После этого на малой ручке под крышкой есть кнопочка раскрутки турбины. Нажимаем ее и ждем раскрутки до 15 процентов(при -18 градусах и ниже до 12 процентов,а от -18 до +4 до 13 процентов) после чего двигаем малую ручку вперед до выхода из защелки. Назад теперь можно ее убрать лишь сдвинув защелку внизу ручки. Это мы подали керосин в двигатель и начинается горение и раскрутка двигателя и винта. Следим за температурой,она не должна превысить 927 градусов более чем на 10 секунд,но при хороших аккумуляторах она не вылезает даже за 700-750 градусов. Установлен тут двигатель Allison c250-17 мощностью 317 лс на максимале. Винт не сидит на оси турбины,а крутится независимо,поэтому при начале раскрутки турбины он стоит зафлюгированный. На Garrett это сожгет двигатель при запуске,тк винт жестко стоит на валу и требуются огромные усилия для его раскрутки. Такой же двигатель у меня стоит на Bell-206,только не 17,а 20 и мощностью побольше.
После того,как обороты достигнут 58 процентов мы можем отпустить кнопку раскрутки турбины на малой ручке и перевести ручку на большие обороты. Те полностью вперед. После этого включаем генератор и прочие потребители. Да,совсем забыл,в самом начале кроме аккумулятора еще включаем помпу.
В общем все просто и понятно:-))) Гораздо легче чем на поршневом.
Небольшое видео запуска sm 1019
You can watch this video on www.livejournal.com
А теперь большое и бестолковое видео моего первого самостоятельного полета на этом самолете. Вылетел по бразильской системе, рлэ почитал,приборы запомнил и лети. Сильно спасает большой опыт на хвостовом колесе. Он очень и очень ценен,особенно на разных бортах. После Ан-2 и Питтца,так вообще все остальное не страшно:-))) Руление на СМке простое,самолет очень верткий. Выруливаю на исполнительный. Закрылки на взлет в диапазоне от 0 до 30 градусов,на посадку вплоть до 60 градусов. Надо будет попробовать.
Первый взлет закрылки на 15. Вывожу большой ручкой обороты винта,малой прибираю обороты турбины,чтобы не вышли за 100 процентов. Быстрый и интенсивный разбег и я уже в воздухе. Дальше надо понемногу прибрать обороты турбины малой ручкой до 98 процентов и затяжелить винт большой ручкой до 92 процентов оборотов винта(по маленькому тахометру). Закрылки надо успеть убрать до достижения 87 узлов. Благо выключатель на РУДе. В горизонте с лыжами разогнался до 120 узлов. Самолет очень послушный,отличный обзор,легкое управление. Подхожу к третьему развороту,пора готовиться к конвейеру. Начинаю прибирать режимы большой ручкой,чтобы скорость упала до 87 узлов,когда можно выпускать закрылки. Первый конвейер буду делать на 30 градусах. Выпускаю закрылки,держу скорость около 70 узлов на прямой(ну хотя в Мячково это надо называть кривой,Саша Михайлов меня бы за такой заход вытянул бы на солнышко:-)))
Кто не летал на турбопропах,должен быть очень аккуратен,вы должны заходить на газу,так как даже установка винта во Flight idle почти останавливает самолет в воздухе и риск свалиться без навыка на заходе возрастает многократно. Заход на этом самолете приблизительно на 70 узлах. При желании вы можете выпустить закрылки на 60 и почти вертикально снижаться не увеличивая скорость.
Ну и посадка с хвостовым колесом... Всем кто еще не освоил это,очень рекомендую. Очень полезный навык в отработке чувства самолета. Жаль у нас отдельно этому навыку нигде не учат,если только сами или кому в подмастерье пойдете. В общем это был мой первый самостоятельный полет,жертв и разрушений нет.
мой первый полет на sm 1019
You can watch this video on www.livejournal.com
Для полета в Охлопково я подготовился основательно. Тут у меня и резервный горизонт(уже были на разных бортах отказы,очень неприятно,особенно если попадаешь в ППП...),Гармин-695,спутниковый треккер,GoPro под потолком. Так и летал по кругам во второй раз. Решил закрепить навыки после очередных консультаций с Мишей.
Ну и длинное видео на пять минут моих полетов. Это скорее мне для памяти,буду пересматривать и освежать в голове. Можно не смотреть.
You can watch this video on www.livejournal.com
Ну вот так и летаем,получаем удовольствие,учимся. Попинайте теперь и за это:-)))