Grumman Gulfstream I (внутреннее обозначение производителя - G-159) - турбовинтовой двухмоторный самолёт бизнес-класса, разработанный компанией Grumman. Опытный экземпляр совершил первый полёт 14 августа 1958 года. Всего построено 200 самолетов.
А TC-4С Academe это учебно-тренировочный самолет, созданный Grumman на базе Gulfstream I. Самолет предназначен для обучения операторов навигации и бомбометания (bombardier-navigators, BN) летающих на самолетах A-6 Intruder. Самолетов этой модификации было построено всего 9 экземпляров.
Naval museum, Pensacola Fl Как всегда использую информацию с сайтов
http://www.airwar.ruhttp://ru.wikipedia.org/wikiи других источников найденных мною в инете и литературе.
Наш самолет это Grumman TC-4С Academe 1966 года выпуска с заводским номером C/N: 176 и регистрационный 155722 USN (бортовой NJ-850) и гражданская регистрация N798G.
Немного истории:
В 1966 построен как TC-4C.
Тогда же в 1966 получил гражданскую регистрацию: N798G
29 ноября 1966 первый полет.
5 декабря 1966 поступил на службу в United States Navy с BuNo 155722.
в течении декабря 1966 передан в Attack Squadron 128 (VA-128).
Служил с маркировкой: NJ-850
позже передан в Marine Attack Training Squadron All-Weather (VMAT (AW)) 202.
9 августа 1995 передан в National Naval Aviation Museum, NAS Pensacola, Pensacola, FL.
В середине 1950 годов компания начала разработку специализированного двухдвигательного делового самолета, получившего обозначение G.159. Для снижения расходов вначале рассматривался вариант доработки палубного транспортного самолета TF-1 Trader, выпускавшегося параллельно с противолодочным S2F Tracker, на базе которого он и был создан. Но вскоре команда под руководством инженера Верни Гарримана (впоследствии возглавившего создание G.1159 Gulfstream II) приступила к разработке совершенно новой машины. Основными "изюминками" проекта стали использование турбовинтовых двигателей, герметичная кабина, позволявшая стоять в полный рост, крейсерская скорость 648 км/ч, дальность полета, позволявшая преодолеть Северную Атлантику (отсюда и выбор названия Gulfstream), надежность, сравнимая с авиалайнерами, и цена в 700000 долларов (без авионики и отделки кабины).
Конструкция самолета была выполнена в соответствии с требованиями повышенной отказоустойчивости и надежности, так как безопасность полета рассматривалась как ключевой фактор при разработке. И действительно, за все время эксплуатации лишь один Gulfstream был потерян из-за поломки конструкции: после пожара обоих двигателей и последовавшего взрыва у него отвалилось крыло. Б. Гарриман и его команда выбрали схему низкоплана с гондолами двигателей, установленными над крылом. Основные стойки шасси убирались в нижнюю часть гондол под крылом. Такое решение позволило не нарушать силовой набор крыла и дополнительно защищало машину в случае аварийной посадки. Поверхности горизонтального и вертикального оперения, имевшие небольшую стреловидность по передней кромке, придавали самолету элегантный вид. Стабилизатор имел небольшое поперечное V, чтобы избежать попадания на него горячих выхлопных газов ТВД.
Система управления была механической, с тросовой проводкой, а гидросистема использовалась для привода шасси, тормозов, закрылков и входной двери со встроенным трапом. В состав стандартного оборудования входили резиновые противообледенители на передних кромках крыла, стабилизатора и киля, а также вспомогательная силовая установка, обеспечивающая запуск двигателей, отопление и кондиционирование кабины, что делало самолет независимым от наземного обеспечения.
Grumman рассмотрела несколько вариантов двигателей, подходящих для силовой установки, включая Lycoming Т53 и Т55, но остановила свой выбор на британском ТВД Rolls-Royce Dart 729 мощностью 2105 э.л. с. (1570 кВт), вращавшем четырехлопастный воздушный винт Rotol. На выбор двигателя повлияла его высокая надежность, проверенная в эксплуатации с 1953 года на лайнере Vickers Viscount. Была предусмотрена возможность установки в дальнейшем более мощных вариантов Dart.
Кабина Gulfstream, рассчитанная на двух членов экипажа, была укомплектована самым современным оборудованием, включая УКВ-радиостанции, радиокомпас, курсовой радиомаяк и инструментальную систему посадки, а автопилот и метео-РЛС предлагались в виде стандартных опций, хотя такое оборудование стояло не на всех "больших" лайнерах. Пассажирская кабина длиной 10 м, имевшая по пять овальных иллюминаторов с каждого борта, была рассчитана на перевозку 19 пассажиров, но обычно корпоративные самолеты имели 10-12, или даже меньше, мест. При высоте полета 7629 м в кабине поддерживалось давление соответствующее высоте 1676 м.
Программа Gulfstream формально стартовала в июне 1957 года. Первый из трех самолетов (N701G), предназначенных для испытаний и сертификации, поднялся в воздух в Бетпейдже, Лонг-Айленд, 14 августа 1958 года. Но из-за отказа электросистемы самолет приземлился всего через три с половиной минуты после взлета. Месяцем позже Gulfstream публично дебютировал на конвенте Национальной ассоциации деловой авиации в Филадельфии. Второй Gulfstream взлетел 11 ноября 1958 года, а третий - 17 февраля 1959 года. Сертификат FAA был получен 21 мая 1959 года, а месяцем позже первая серийная машина была передана заказчику.
Grumman поставляла голые Gulfstream, прошедшие летные испытания в Бетпейдже. Затем, перед поставкой покупателю, самолеты перегонялись для установки авионики, отделки кабины и покраски в один из четырех центров комплектования и дистрибуции: "Atlantic Aviation" в Вильмингтоне, Делавер; "Pacific Airmotive Corporation" (РасАего) в Лос-Анджелесе, Калифорния; "Southwest Airmotive" в Далласе, Техас, или "Timmins Aviation" в Монреале, Канада.
Большая часть продаж новых Gulfstream приходилась на Северную Америку. В числе покупателей были фирмы "3М", "Campbell Soups", "Coca-Cola", "Disney Corporation", IBM, "Kodak", "National Distillers", "Procter & Gamble", "Техасо" и "US Steel". На экспорт были поставлены самолеты для фирмы "Fiat", греческого судовладельца Ставроса Ниархоса, ВВС Греции, правительства Нигерии и базирующейся в Великобритании авиационной службы корпорации "Shell".
Кроме гражданских покупателей у Grumman были и другие заказчики. По одному самолету получили Федеральное управление гражданской авиации (FAA), инженерный корпус сухопутных войск США и КМП. В 1966 году ВМС США заказали девять самолетов ТС-4С Academe для обучения штурманов-бомбардиров А-6 Intruder.
Серийное производство Gulfstream продолжалось до августа 1969 года, когда 200 и последний самолет (N750G) был поставлен компании "International Telephone & Telegraph" (IТ&Т). На смену пришел Gulfstream II с ТРДД, а турбовинтовому предшественнику присвоили новое обозначение Gulfstream I. Почти две трети Gulfstream I находятся в эксплуатации и сейчас.
В 1961 году первый самолет, сохраненный разработчиком для испытаний, использовался в качестве корпоративного челнока, совершая рейсы между заводами Grumman и ее клиентами. Для демонстрации возможностей этот самолет оснастили пассажирским салоном на 24 кресла. Позднее в задней части самолета был сделан грузовой люк размером 2,13 х 1,57 м, чтобы продемонстрировать возможность использовать Gulfstream в качестве военного транспортного самолета, способного перевозить 18 пассажиров и до 3400 кг груза.
Ни один из этих вариантов не привлек клиентов, но в дальнейшем бывшие корпоративные Gulfstream использовались компаниями местных перевозок и грузо-почтовыми фирмами в Северной Америке, Европе, Африке и Латинской Америке. В начале 1980 годов небольшое число Gulfstream были переделаны Gulfstream American Corporation (предшественницей Gulfstream Aerospace) в вариант G.159C (Gulfstream 1С), отличавшийся удлиненным на 3,23 м фюзеляжем, способным вместить до 38 пассажиров.
Как уже писали,TC-4С Academe это учебно-тренировочный самолет предназначенный для обучения операторов навигации и бомбометания (bombardier-navigators, BN) . Первый полет самолета состоялся 14 июня 1967 года.
Academe отличался от стандартного Gulfstream бульбообразной носовой частью фюзеляжа, в которой установлен ряд систем от A-6A, включая прицельно-навигационный комплекс DIANE.
На носу самолета так же смонтирован обтекатель многоцелевой РЛС Norden APQ-148, аналогичной устанавливаемой на самолетах А-6.
Для тренировки бомбометания используется турель Hughes AAS-33 TRAM (Target Recognition Attack Multisensor turret), используемая на самолетах А-6Е Intruder и систему управления вооружением IBM ASQ-133.
Модификации:
G-159 Gulfstream I турбовинтовой двухмоторный самолёт бизнес-класса рассчитанный на размещение до 14 пассажиров,оснащен двумя 2,210-ehp (1648-kW) Rolls-Royce Dart RDa.7/2 Mk 529-8X турбовинтовыми двигателями. 200 построено.
G-159C Gulfstream I-C удлиненная версия регионального авиалайнера. Пять G-I было конвертировано в Gulfstream I-Cs, фюзеляж удлиняли на 10 ft 8 in (3.25 m) для размещения до 37 пассажиров.
VC-4A версия ВИП транспорта для US Coast Guard. один построен.
TC-4B обозначение американских военных для прекращенного заказа на 10 самолетов для United States Navy для обучения штурманов и решения транспортных задач.
TC-4C Academe обозначение американских военных для учебной версии для подготовки операторов навигации и бомбометания (bombardier-navigators, BN) летающих на самолетах A-6 Intruder для US Navy,первый полет в 1967 году. 9 построено.
ЛТХ:
Модификация Gulfstream I/TC-4C
Размах крыла, м 23.93
Длина самолета,м 19.43/20.69
Высота самолета,м 6.93/7.11
Площадь крыла,м2 56.70
Масса, кг
пустого самолета 9934/11114
максимальная взлетная 15921/16330
Внутренне топливо, л 5867
Тип двигателя 2 ТВД Rolls-Royce Dart 529
Мощность, э.л.с. 2 х 2,190
Максимальная скорость, км/ч 590/587 на 250 эшелоне
Крейсерская скорость, км/ч 571/560
Практическая дальность, км 3200
Дальность действия, км 1843
Максимальная скороподъемность, м/мин 579
Практический потолок, м 9145/10240
Вместимость: 10-24 пассажиров/ 6 операторов
Экипаж, чел 2