Береговой перехватчик Kawanishi N1K2 Shiden KAI ВМС Императорской Японии - одноместный цельнометаллический истребитель-перехватчик берегового базирования ВМС. Разработан в авиационном КБ завода Kawanishi под руководством С. Кикухары на базе перехватчика Shiden среднепланной схемы. Принят на вооружение авиации ВМС в конце 1943 года, строился ограниченной серией. Строевой шифр Shiden-2, неофициальное наименование Shiden-Кай . Условное обозначение ВВС союзников «Джордж» («George»). Всего сохранилось четыре самолета в музеях США и Японии.
музей в Пенсаколе A343-19
Steven f udvar-hazy center A343-35
Naval museum, Pensacola Fl National air and space museum, Steven f udvar-hazy center,2018 год. Национальный Аэрокосмический музей в Вашингтоне Как всегда использую информацию с сайтов
http://www.airwar.ruhttp://ru.wikipedia.org/wikiи других источников найденных мною в инете и литературе.
Первый самолет это истребитель Kawanishi N1K2-Ja Shiden Kai (заводской номер 5128, бортовой A343-19) из National Naval Aviation Museum в Pensacola, Florida. Он попал сюда из элиты Imperial Japanese Navy: 343rd Kokutai.
Летом 1943 года, когда Kawanishi N1K Kyofu начал поступать в войска самолетный парк авиации противника настолько сильно изменился, что Kiofu предстояло сражаться с самыми лучшими палубными истребителями США, а также новыми сухопутными, для которых союзники могли найти подходящие аэродромы. Естественно, что никакой гидросамолет, какими бы исключительными характеристиками он ни обладал, не мог драться с ними на равных. Казалось бы, на N1K можно было поставить точку. Но история рассудила иначе. Американские пилоты встретились в воздухе с сухопутным вариантом преображенного Kiofu, доставившим им массу неприятностей. Идея радикальной модификации гидроистребителя родилась у руководителя проектной группы компаний Kawanishi доктора Сизуо Кикухара всего за две недели до начала войны на Тихом океане.
Руководство компании Kawanishi, потрясенное расчетами доктора Кикухара, решило, что в данных условиях должна быть проявлена осторожность, а разработка чрезвычайно обещающего проекта должна осуществляться в порядке частной инициативы. Решение оказалось правильным, поскольку проекту нового самолета пришлось столкнуться с большим предубеждением со стороны императорских ВМС из-за его частного происхождения. Но когда ход войны начал поворачиваться против Японии и официально разрабатываемый истребитель-перехватчик ПВО Mitsubishi J2M Raiden не смог выпускаться в большом количестве, а самолет А6М Zero оказался неспособным эффективно противостоять новому поколению истребителей ВМС США, появившихся над Тихим океаном, возникла острая необходимость в новом и более мощном сухопутном перехватчике и истребителе для завоевания господства в воздухе. Эту роль мог сыграть именно новый самолет Kawanishi, созданный не только без поддержки императорских ВМС, но и вообще вопреки их официальному курсу.
Новый сухопутный истребитель, работы над которым вел Йосио Хасиучи, получил условное обозначение "Модель Х-1". Фактически это был уже знакомый нам Kyofu с более мощным двигателем Nakajima HК9H Homare и четырехлопастным воздушным винтом диаметром 3,3 м. Правда, винт большого диаметра и среднее расположение крыла потребовало установки на самолет слишком длинных стоек шасси, которые в данном случае явились для первоначального варианта Shiden чем-то вроде "ахиллесовой пяты". В конце концов проблема уборки длинных стоек шасси была решена за счет "двойной уборки". После взлета они сначала сжимались, затем убирались в ниши. Первый полет опытного истребителя Х-1 состоялся 27 декабря 1942 года. И сразу же возникли серьезные проблемы.
Во-первых, двигатель Nakajima HК9H Homare 11 оказался недоведенным и не развивал необходимой мощности. Да и слишком длинные основные стойки шасси оказались недостаточно прочными, что делало самолет "слабоватым в коленках". Выяснилось также, что руль направления практически бесполезен при рулежке, а тормоза малоэффективны. С другой стороны, пилот имел очень хороший обзор из кабины, как в полете, так и при рулежке. Самолет обладал высокой скороподъемностью, большой скоростью (в том числе и гораздо большей на пикировании, чем у основных истребителей ВВС и ВМС Японии Ki-43 и А6М) и маневренностью. Определенный успех первого опытного Х-1 позволил компании Kawanishi решиться на постройку еще трех прототипов, которые были готовы к июлю 1943 года. Один из них решили передать императорским ВМС для официальной оценки.
Руководство авиации ВМС имело явное предубеждение против истребителя компании Kawanishi из-за его разработки по частной инициативе и воспринимало слишком критично некоторые аспекты проекта, которые не соответствовали стандартам, вновь разработанным отделом по авиационной науке и технике. Отдел с самого начала настаивал на том, что самолет Х-1 не имеет никакого существенного преимущества перед официально разрабатываемым истребителем Mitsubishi J2M Raiden. Не без сопротивления было решено предоставить компании инженеров и техников ВМС для оказания помощи в доведении самолета перехватчика N1K1-J Shiden. Практически сразу же началось изготовление оснастки на заводе в Наруо. Были подготовлены планы по созданию второй линии сборки на предприятии компании Kawanishi в Химейи.
Первые опытные самолеты оснащались двигателем Nakajima HК9H Homare 11, который должен был иметь мощность 1820 л.с. при 3000 об/мин для взлета и номинальные мощности 1600 л.с. на высоте 2000 м и 1440 л.с. на высоте 5700 м. Еще четыре опытных, построенные одновременно с первыми серийными моделями, оснащались двигателем Nakajima HК9H Homare 21. Он имел увеличенную площадь охлаждающей поверхности цилиндров, достигнутую уменьшением шага оребрения, и другие изменения, которые привели к увеличению взлетной мощности до 1990 л.с., номинальной мощности - 1825 л.с. на высоте 1750 м и 1625 л.с. на высоте 6100 м. Более мощный двигатель Homare заключили в новый капот, имеющий отдельные выхлопные патрубки. Первоначальное вооружение, состоящее из двух фюзеляжных пулеметов калибра 7,7 мм и двух 20-мм пушек, установленных в обтекателях под крылом, было усилено еще одной парой 20-мм крыльевых пушек.
Программе производства самолета Shiden придали такое ускорение, что в Наруо к концу 1943 года построили 70 истребителей N1K1-J. Вскоре и завод в Химейи также выпустил первую машину. Шасси Shiden, увы, продемонстрировали тенденцию ломаться при малейшей чрезмерной нагрузке. Хотя амортизационные стойки усилили, узлы их крепления оставались слабыми, и было бессмысленно использовать тормоза, кроме как в конце пробега. Потери самолетов в результате происшествий при взлетах и посадках во время тренировок вскоре начали вызывать тревогу. К тому же Shiden мог неожиданно для пилота выполнить левую полубочку. Однако общее мнение было единодушным: недостатки перевешиваются положительными качествами.
В это время императорские ВМС придавали большее значение перехватчикам, способным нанести поражение самолетам типа Grumman Hellcat, которые появлялись во все большем количестве на Тихоокеанском театре военных действий. N1K1-J рассматривался как "затычка" до ввода в действие значительно измененного варианта N1K2-J, работа над которым велась. Первые серийные N1K1-J были поспешно поставлены 201-му корпусу авиации ВМС (Кокутаи), который вводил самолеты Shiden в бой с баз на о.Себу (Филиппины). Корпус терзали проблемы материально-технического обеспечения и нехватки обслуживающего персонала. Ситуация осложнилась также ненадежностью двигателя Homare, слабым шасси и его неэффективными тормозами (летчики иногда предпочитали совершать посадку на грунт вдоль ВПП для уменьшения пробега, чем рисковать выскочить за пределы ВПП). Тем не менее, самолет вскоре зарекомендовал себя грозным перехватчиком.
К весне 1944 года основное усилие промышленности было направлено на создание усовершенствованного самолета N1K2-J или Shiden KAI, однако развитие N1K1 продолжалось. Оно привело к появлению модифицированного самолета N1K1-Ja, с которого были сняты два фюзеляжных пулемета, а все четыре 20-мм пушки устанавливались внутри крыла. N1K1-Jb - с двумя подкрыльевыми держателями для двух бомб массой до 250 кг каждая. N1K1-Jc - специализированный истребитель-бомбардировщик с четырьмя подкрыльевыми бомбодержателями. Для увеличения количества Shiden к декабрю 1943 года было принято решение о прекращении производства поплавкового истребителя N1K1 Kyofu на заводе в Наруо после постройки 89 самолета (не считая восьми опытных).
Тем временем Shiden начали появляться в значительном количестве над Филиппинами, особенно с 20 октября 1944 года, после прибытия на о.Лусон с Тайваня 341-го корпуса, вооруженного более чем 100 самолетами N1K1-J. Летчики этого корпуса воевали с завидным умением и жестокостью, но вскоре им пришлось стать беспомощными из-за отсутствия обеспечения запасными частями для тех истребителей, которые не были потеряны в бою. За несколько месяцев до появления 341-го корпуса на о.Лусон производство самолетов N1K1-J на заводе в Наруо было постепенно прекращено в пользу производства самолетов N1K2-J Shiden KAI, на которых императорские ВМС решили в конце концов остановиться. Началась подготовка для их производства также и на заводах компаний Мицубиси в Цурасиме, Айки - в Эйтоку, Соуа - в Синоной и на арсеналах ВМС в Хиро, Омура и Коа.
Помимо опытных самолетов на заводе в Наруо построили 530 серийных истребителей N1K1-J, в Химейи должны были продолжить их изготовление до марта 1945 года. (общее число составило 468). Хотя дальнейшее усовершенствование первоначального варианта Shiden было прекращено в середине 1944 года, в конце того же года один самолет модифицировали для испытаний в качестве ракетного истребителя-перехватчика, получившего обозначение N1K1-J-KAI. Заднюю часть фюзеляжа модифицировали для установки небольшого твердотопливного ракетного двигателя, но работы на том не прекратили. Между последними неделями декабря 1944 года и концом января 1945 года четыре самолета N1K1-J модифицировали в специальные штурмовики путем установки подфюзеляжного контейнера для размещения одной бомбы массой 250 кг и шести неуправляемых ракет класса "воздух-поверхность". Правда, данную модификацию не использовали в бою. Основная боевая нагрузка выпала на долю модификации N1K2. N1K2 Shiden KAI был улучшенным и более сильным истребителем, чем его предшественники.
Если Shiden был хорош, то Shiden KAI - превосходен, и возможно, является самым выдающимся, построенным в Японии во время второй мировой войны. Сохраняя двигатель Nakajima HК9H Homare 21, основную конструкцию крыла и вооружение N1K1-Ja и другие особенности более раннего истребителя, Shiden KAI был, тем не менее, в значительной степени новым проектом, в котором придавалось особое значение легкости производства и, до некоторой степени, использованию недефицитных материалов. Shiden KAI отличался от своего предшественника низкорасположенным крылом, что позволило применить обычные стойки шасси уменьшенной длины. Конструкцию фюзеляжа полностью изменили и несколько удлинили, а вертикальное хвостовое оперение перепроектировали заново. Масса пустого снаряженного самолета уменьшилась на 240 кг. Еще семь опытных самолетов построили к июню 1944 года. Вскоре после этого первый серийный покинул линию сборки в Наруо.
Но вновь, как и в случае с первоначальным N1K1-J, результаты, полученные в ходе программы испытаний, внедрялись непосредственно на серийных самолетах, приводя к неразберихе и задержкам. Производство самолетов постоянно отставало от графика. Положение особенно ухудшилось, когда бомбардировщики ВВС США Boeing B-29 Superfortress начали наносить удары по промышленным объектам Японии. Прямых атак линий сборки самолетов Shiden KAI не было, но главной целью являлись заводы компаний-субподрядчиков. Это привело к нехватке запаса листового металла, стальных поковок, алюминиевых штамповок, двигателей и комплектов шасси.
Тем не менее, N1K2-J постепенно поступали в строевые части. В бою при управлении летчиком со средним опытом Shiden KAI был равным любому истребителю союзников, не исключая последние модели Р-51, которые появились в небе Японии весной 1945 года. В одном из боев Shiden KAI 343-го корпуса, пилотируемый офицером Кинсуке Муто, был атакован 12 самолетами Grumman Hellcat. Японский летчик сбил четыре истребителя ВМС США, вынудив остальных выйти из боя. Муто удалось вернуться на аэродром в Йокосука на поврежденном самолете, который еще можно было отремонтировать. N1K2-J был хорош в бою на малых и средних высотах. На нем предусмотрели установку систем впрыскивания водоспиртовой смеси для увеличения мощности двигателя. Правда, она быстро уменьшалась на больших высотах, что делало Shiden KAI неспособным перехватывать самолеты B-29.
Второй самолет в National air and space museum, Steven f udvar-hazy center это Kawanishi N1K2-Ja Shiden Kai с бортовым номером A343-35 и заводским 5341. Этот самолет прибыл из Омуры или Oppama Naval Air Station, Япония, в США на борту эскортного авианосца "USS Barnes". Вероятно, его оценивали на военно-морском авиационном заводе в Филадельфии, а затем переместили на Willow Grove Naval Air Station. Там он находился под открытым небом вместе с остальными немецкими и японскими самолетами до 1983 года, постепенно разрушаясь, когда Смитсоновский институт приобрел его. Самолет хранился на заводе Paul Garber до тех пор, пока NASM не передал его в Champlin Fighter Museum в Месе, штат Аризона, для восстановления в декабре 1991 года. Реставрация была завершена в ноябре 1994 года. Восстановленный Shiden KAI носит цвета и маркировку 343-го Kokutai подразделение, размещенное на базе военно-морской авиации Омура в 1945 году.
Несмотря на то, что он принадлежит National Air and Space Museum, но его реставрацией занимался Champlin Fighter Museum на аэродроме Falcon, Mesa, Arizona, реставрация длилась 10 лет.
Поскольку число неопытных летчиков, направляемых на курсы по обучению управлению Shiden KAI увеличилось, возникла острая необходимость в двухместном (с тандемным расположением кресел) тренировочном варианте с дублированным управлением. Проектная работа по модификации была предпринята первым авиационно-техническим арсеналом ВМС, и несколько истребителей модифицировали. Они получили обозначение N1K2-K Shiden KAI-Rensen". Второе кресло вставили сзади стандартного (общий фонарь закрывал обе кабины), сохранили полный набор пушечного вооружения, к которому на некоторых самолетах добавили пару фюзеляжных пулеметов калибра 7,7 мм. Shiden KAI постоянно модифицировался, чтобы не отставать от требований постоянно меняющейся воздушной войны.
Одной из первых модификаций являлся N1K3-J. Его двигатель был передвинут вверх на 150 мм для изменения положения центра тяжести, а на фюзеляже установили два пулемета Тип 3 калибра 13,2 мм. На заводе в Химейи построили только два опытных N1K3-J, а предложения по палубному варианту N1K3-A не были поддержаны. В конце 1944 года началась работа над вариантом N1K4-J, который отличался в основном двигателем NK9H-S Nakajima HК9H Homare 23 мощностью 2000 л.с. на взлете и 1570 л.с. на высоте 6850 м. Два опытных N1K4-J и один опытный самолет палубного варианта N1K4-A были построены и летали. Одной из первых попыток приспособить Shiden KAI для перехвата B-29 на большой высоте стал N1K5-J с 18-цилиндровым двигателем Mitsubishi МА9А мощностью 2200 л.с. на взлете и 1800 л.с. на высоте 6000 м. Строительство опытных N1K5-J уже заканчивалось на заводе в Химейи, когда его разрушили до основания те же B-29 в июне 1945 года.
До этого события (в апреле и мае) одним из результатов совместных промышленно-войсковых конференций в Йокосуке стало решение, что единственным эффективным выходом по приспособлению Shiden KAI для выполнения задач перехвата на большой высоте является установка двигателя Nakajima HК9H Homare 44, который (при двухступенчатом трехскоростном нагнетателе с механическим приводом) обещал дать 2000 л.с. на взлете и 1800 л.с. на высоте 8000 м. Данный вариант должен был немедленно пойти в производство, но Nakajima HК9H Homare 44 так и не воплотился в металле. К моменту капитуляции Японии компании Kawanishi удалось построить 351 серийный истребитель N1K2-J в Наруо и еще 42 истребителя в Химейи, в то время как другие участники программы Shiden KAI едва смогли начать их производство на своих линиях сборки. Завод компании Mitsubishi в Цурасиме завершил постройку десяти N1K2-J, компания Aichi в Эйтоку и компания Сода в Синоной - каждая по одному самолету, авиационные арсеналы ВМС в г.Хиро и г.Омуро - соответственно один и десять. Всего, включая опытные и экспериментальные, построили 1435 истребителей Shiden и Shiden KAI - явно недостаточно для серьезного влияния на ход воздушной войны.
Пока смотрим на самолет сверху, издалека и в темноте:-)))
Даже сверху целиком самолет рассмотреть не получается...
Крупнее фонарь кабины.
Вот единственный боле-менее приемлемый угол...
И спускаясь вниз к самолету уже получаем возможность сделать качественные фотографии.
И четырехлопастной ВИШ.
Основные стойки не выглядят мощными.
Воздухозаборники двигателя.
Крупнее
Крыльевые 20-мм пушки тип 99 модель 2.
Общий вид справа.
Среди заставленного самолетами зала.
ЛТХ:
Модификация N1K1-J N1K2-J
Размах крыла, м 12.00 12.00
Длина, м 8.89 9.35
Высота, м 4.06 3.96
Площадь крыла, м2 23.50 23.50
Масса, кг
пустого самолета 2897 2657
нормальная взлетная 3900 4000
максимальная взлетная 4321 4860
Тип двигателя 1 ПД Nakajima HК9H Homare-21 1 ПД Nakajima HК9H Homare-21
Мощность, л.с. 1 х 1820 1 х 1820
Максимальная скорость , км/ч 575 585
Крейсерская скорость , км/ч 365 365
Практическая дальность, км 1400 1700
Скороподъемность, м/мин 770 820
Практический потолок, м 12500 10760
Экипаж 1 1
Вооружение: N1K1-J две крыльевые 20-мм пушки тип 99 модель 2
два 7,7-мм синхронных пулемета
до 500 кг бомб.
N1K2-J четыре крыльевые 20-мм пушки тип 99 модель 2
до 500 кг бомб.