Aeritalia G.91 - итальянский лёгкий истребитель-бомбардировщик.
Fiat G.91 R/1B это модификация G91R/1А с усиленным шасси и рядом модификаций вызванных эксплуатационными требованиями.
Volandia Parco e Museo del Volo Malpensa все,что у меня есть по Fiat G.91 Как всегда использую информацию с сайтов
http://www.airwar.ruhttp://ru.wikipedia.org/wikiи других источников найденных мною в инете и литературе.
Наш самолет это Fiat G.91 R/1B с заводским номером 199,бортовым номером 2-16 и военным MM.6395(6403) он служил в 2 Stormo Caccia 14 Gruppo на авиабазе SantAngelo di Treviso с 1967 года по 1992. После этого он стоял в качестве «хранителя ворот» на военном складе Боволона до октября 2015 года в ливрее самолетов пилотажной группы Фречче Триколори. Ну и наконец после передачи музею он пережил реставрацию и получил свою родную ливрею в которой вы его и видите.
Прекрасные лётные характеристики и высокие показатели надёжности не могли не обратить на себя внимание потенциальных заказчиков боевых самолётов в других странах. Их интерес подстёгивался ещё и тем, что Fiat объявил о модификации четырёх предсерийных самолётов в разведчики под обозначением G.91R - в носовой части каждого было установлено три фотокамеры. Сначала конструктор самолёта Джузеппе Габриэлли хотел выпускать самолёт-разведчик лишь со стрелково-пушечным вооружением, но военные убедили его в необходимости сохранить
на G.91R полный комплект вооружения истребителя-бомбардировщика.
Такая машина могла не только нанести ракетно-бомбовый удар по цели, но и зафиксировать результаты своей работы на плёнку, что позволяло командованию принимать обоснованные решения о дальнейшем ходе боевой операции. При этом рост эффективности боевого применения сопровождался сокращением парка боевых самолётов в ВВС за счёт того, что функции разведчика и истребителя-бомбардировщика выполнял один самолёт.
Правильность выбранного пути развития самолёта подтвердили даже такие противники G.91, как Англия и Франция, которые изъявили желание приобрести небольшое количество универсальных G.91R.
Таким образом, в 1959 году у Fiat сложился солидный пакет заказов на новый самолёт. ВВС Италии заказали для себя 50 машин G.91R-1 и 20 - учебно-тренировочных двухместных G.91T-1. Франция - 50 G.91R-2, Германия - 50 G.91R-3 и 44 G.91T-3. Австрия, не желавшая отставать от ФРГ, решилась заказать 12 G.91 R-3 и два двухместных самолёта. Греция и Турция, поддавшись всеобщему ажиотажу, решили взять для себя по 25 самолётов G.91R-4. Норвегия ещё не приняла окончательного решения, но рассматривала возможность покупки G.91R-5. Помимо стран NATO, G.91 хотели получить Аргентина и Швейцария.
27 самолетов G.91 опытной серии с двигателями Orpheus 801 (В.Ог.З), которые отличались заострённой носовой частью, использовались только в испытательных целях и на вооружение ВВС Италии не передавались. Четыре самолёта переделали в опытные образцы разведчиков G.91R, а 20 самолетов (по другим данным - 17) были модернизированы для использования в 313-й пилотажной эскадрилье итальянских ВВС Frecce Tricolori (с итал. - трёхцветные стрелы) с обозначением G.91P.A.N (Pattuglia Aerobatica Nazionale, с итал. - национальная пилотажная группа).
С самолётов сняли стрелковое вооружение и, чтобы не нарушить центровку, заменили его соответствующими грузами. В канал тангажа системы управления установили демпфер (до этого на G.91 стоял только демпфер рыскания), а под крылья подвесили генераторы цветного дыма. В 1964 году G.91P.A.N пришли на смену самолётам CL-13 Sabre Mk.4 (канадская версия самолёта F-86E) и использовались лётчиками эскадрильи до апреля 1982 года.
Первой серийной боевой модификацией для ВВС Италии стал самолёт G.91R-1. В носовой части машины были установлены три фотокамеры фирмы Vinten F/95 Mk.3: одна из них была направлена вперёд, другая - вертикально вниз, а третья, с двумя объективами, - в стороны. Наклон объективов последних двух камер относительно вертикали составлял 15 градусов. Камеры позволяли делать снимки объектов, находящихся под самолётом, с высот от 100 до 600 м, или слева (справа) от самолёта, на расстоянии 1000 - 2000 м от линии полёта. Носовой обтекатель фюзеляжа откидывался на шарнирах для обеспечения доступа к фотоаппаратам. Встроенное вооружение состояло из четырёх 12,7-мм пулемётов Browning М-3 с боезапасом по 300 патронов на ствол. Подвесное вооружение закреплялось на двух под-крыльевых пилонах. Оно могло состоять из двух 113,5-кг бомб, двух зажигательных баков с напалмом или из различных комбинаций НУР калибра 70мм, 76 мм или 127 мм. Вместо вооружения на пилоны могли подвешиваться топливные баки ёмкостью 450 литров. Построено 23 машины.
Вторая серийная модификация G.91R-1AC с радиокомпасом ADF-102, состоящая из 25 самолётов, выпускалась для ВВС Италии. Третья итальянская модификация G.91R-1B из 50 самолётов отличалась от предыдущей усиленным шасси, новыми тормозами колёс и бескамерными пневматиками.
Самолёты G.91R-1 и R-1A с марта 1961 года стояли на вооружении 51-й авиабригады (51а Aerobrigata). В 1964 году после реорганизации ВВС G.91 вошли в состав Второго авиационного крыла лёгких истребителей-разведчиков (2 Stormo Caccia Tattici Ricognitori Leggeri) ВВС Италии, состоящего из двух авиагрупп - Gruppo 13 и Gruppo 14. Обе авиагруппы состояли из трёх эскадрилий по 12 - 16 самолётов в каждой. Подразделения базировались на авиабазе Тревизо.
Самолёты G.91R-1B, поставленные компанией для ВВС в марте 1962 года, находились на вооружении 13-й авиагруппы, которая базировалась на аэродроме Бриндизи. В 1965 году эта часть вошла в состав 2 Stormo, а через два года R-1В опять вывели в отдельную часть - 32 Stormo.
13-я авиагруппа использовала G.91R-1A более 13 лет. В апреле 1974 года она сменила их на новые самолёты G.91Y. Остальные части летали на своих стареньких G.91R до 1989 года, пока не началось поступление новых штурмовиков АМХ.
Общий вид сверху.
Вид на увбину пилота.
Модификации :
G91R/1 первая серийная модификация легкого штурмовика и разведчика на базе G91 с укороченной носовой частью.
G91R/1А вариант G91R/1 с модифицированной навигационной системой.
G91R/1В модификация G91R/1А с усиленным шасси и рядом модификаций вызванных эксплуатационными требованиями.
ЛТХ:
Модификация G.91R/1
Размах крыла, м 8.60
Длина самолета,м 10.30
Высота самолета,м 4.00
Площадь крыла,м2 16.42
Масса, кг
пустого самолета 3100
нормальная взлетная 5390
максимальная взлетная 5500
Тип двигателя 1 ТРД Fiat (Rolls-Royce/Bristol Siddeley) Orpheus BOr.3 Mk.803
Тяга нефорсированная, кН 1 х 22.24
Максимальная скорость, км/ч 1086
Крейсерская скорость, км/ч 650
Практическая дальность, км 1854
Боевой радиус действия, км 320
Практический потолок, м 12190
Экипаж, чел 1
Вооружение: четыре 12.7-мм пулемета Colt-Browning M3 c 300 патронами на пулемет.
Боевая нагрузка - 454 кг на 4 узлах подвески
2 УР воздух-воздух Nord 5103 и
2 227-кг бомбы, или 4 ПУ 6х76-мм или 31х70-мм НУР, или
4 контейнера с 12.7-мм пулеметом и 250 патронами
возможна подвеска тактического ядерного оружия