Macchi MB.308, позже Aermacchi MB.308,это легкий самолет,который строился в Италии в конце 1940 годов, он стал одним из самых популярных итальянских самолетов последующего десятилетия!!! Высокоплан с носовым колесом,построенный почти целиком из дерева. Пилот и единственный пассажир сидели плечом к плечу,более позднии версии имели третье место за их спинами.
MB.308 был заказан для Aeronautica Militare,а уже они дальше раздавали их в лизинг в аэроклубы Италии. Всего было построено порядка 183 самолетов(по другим данным около 300).
В 2013 году в мире летали еще как минимум десять самолетов этой модели в Аргентине, Австралии, Франции, Германии, Италии и Испании.
И три самолета можно увидеть в различных музеях Италии. на один из них мы и посмотрим.
Volandia Parco e Museo del Volo Malpensa все,что у меня есть по Macchi MB 308 Как всегда использую информацию с сайтов
http://www.airwar.ruhttp://ru.wikipedia.org/wikiи других источников найденных мною в инете и литературе.
Самолет в музее это первый прототип Macchi MB.308 с регистрационным номером I-FABR. После испытаний он похоже был передан Fabricio Foresio,первому сыну председателя. Самолет был ремоторизирован двигателем A-65 в 1956 году и закончил свою карьеру в Forli в начале 1980 годов. В 1979-1980 годах самолет был восстановлен компанией Aermacchi. Он снова поле=учил двигатель CNA D.4 мощностью 60 лс и демонстрировался в Venegono. А в этот музей он попал в 2008 году.
В сентябре 1938 года министерство авиации Италии объявило конкурс на замену устаревших многоцелевых самолётов, которые могли использоваться как в военных, так и в гражданских целях. Итальянские ВВС желали получить самолёт, способный взлетать и садиться с коротких неподготовленных площадок, обеспечивать связь и действовать в любое время суток. Инженер Миланского Политехнического института Ermanno Bazzocchi разработал соответствующий проект PM.1.
Самолет представлял собой высокоплан с неубираемым шасси, закрытой кабиной для пилота и пассажира, и оснащенный рядным двигателем CNA D.IV мощностью 60 л.с. с двухлопастным деревянным винтом. В целях упрощения и удешевления производства фюзеляж самолёт собирался из металлических трубок, но обшивался фанерой. Исключение составила только носовая часть, которая имела алюминиевую обшивку. Крыло изготовлялось из дерева и обшивалось полотном.
Несмотря на технологически простую конструкцию, изготовление самолёта силами одного Политехнического института оказалось невозможным. Для постройки самолета выбрали государственную компанию C.N.A. (Compagnia Nazionale Aeronautica). Испытания PM.1 прошли без особых проблем, но в серию его передавать не спешили. С 1939 года в массовых количествах начали появляться тренировочные самолёты FL.3, которые можно было использовать и как связные. Успешные испытания также прошел самолёт IMAM Ro.63, несколько экзепляров которого приняли на вооружение в 1940 году.
О самолёте вспомнили лишь в 1942 году. Армии был необходим легкий многоцелевой самолет и в августе 1942 года был выдан заказ на 10 предсерийных образцов PM.1. Однако резко осложнившаяся обстановка на всех фронтах потребовало восполнения понесенных потерь, в результате чего все усилия промышленности были направлены на постройку истребителей и бомбардировщиков. Заказ на РМ.1 отменили летом 1943 года, а в июле налет американских бомбардировщиков уничтожил полуготовые образцы прямо на заводе. Единственный изготовленный прототип в 1944 году во время очередной бомбардировки также получил повреждения и восстановлению не подлежал.
После завершения войны инженер Ermanno Bazzocchi, работавший уже в компании Macchi(здесь он взял на себя роль технического директора, заменившего Марио Кастольди), предложил переработать проект под учебный и туристический самолет. Необходимость воссоздания флота воздушных судов для различных аэроклубов, которые появлялись после войны в Италии, в основном реализовывалась за счет приобретения американских самолетов Piper L-4 или AVIA FL.3, и поэтому необходимо было создать конкурентно способную модель национального самолета. Существенным отличием нового самолета Macchi MB.308 стало трехстоечное шасси. AerMacchi планировала представить этот самолет на Миланской ярмарке в 1946 году, но был получен запрет от Контрольной комиссии союзников. Первый прототип (I-FABR), оснащенных тем же двигателем,что и PM.1, то есть CNA D4 мощностью 60 л.с. (44 кВт) в сочетании с винтом фиксированного шага был построен в 1946 году и совершил свой первый полет 19 января 1947 года с заводского аэродрома Venegono Superiore под управлением пилота Guido Carestiato. Испытания показали,что при максимальном весе в 570 килограмм,максимальная скорость достигает 185 км в час,крейсерская 160 км в час,а дальность порядка 900 километров.
Самолет имел неубирающееся трехопорное шасси с носовым колесом и строился в достаточно больших количествах, став желанным завсегдатаем послевоенных спортивных состязаний и авиаслетов. Его также с удовольствием приобретали многочисленные частные владельцы и даже итальянские ВВС, использовавшие самолет в качестве учебно-тренировочного. Из-за недостатка двигателей CNA D.IV было решено доработать самолет под американский Continental A65 аналогичной мощности (65 л.с., 48 кВт),вполне доступный так как его забирали из списанных и неисправных Piper L-4 Cub ранее принадлежавших USAAF. Aeronautica Macchi, благодаря этим восстановленным двигателям сумела изготовить первую серию самолетов из примерно 50 МВ.308. Эта партия отличалась от прототипа отсутствием на капоте двигателя охлаждающих пазов.
Это был важный коммерческий успех: компания смогла продать всю продукцию итальянским частным лицам и аэроклубам, а образец,с регистрационным номером I-DONT был выставлен в павильоне Ассоциации аэронавигационной промышленности (AIA) на авиационной выставке 1947 года в Брюсселе.
Это стало первой демонстрацией продукции итальянской авиационной промышленности на зарубежной выставке после окончания Второй мировой войны.
В течение 15 лет он был одним из самых распространенных итальянских самолетов. Выпускалось несколько вариантов,с конца 1947 года появился вариант с 85-сильным мотором Continental C-85 с электростартером ,а с 1948 года с двигателем C90 мощностью 90 л. с., трехместный M.B.308 и двухпоплавковый гидросамолет M.B.308 Idro. Хотя MB.308 был предназначен для внутреннего рынка, часть из них была продана в другие страны, а в Германии и Аргентине(производителем планеров German Bianco) самолет выпускался по лицензии.
В то время цена этого самолета составляла 2550000 лир (версия с C65, 1948 года).
Модификации :
M.B.308 основной серийный вариант с двигателем Continental C85.
M.B.308 Idro гидросамолет.
M.B.308G трехместный вариант с двигателем Continental C90.
M.B.308G-100 вариант M.B.308, строившийся по лицензии в Аргентине и оснащавшийся двигателем Continental O-200, топливные баки перенесены из фюзеляжа в крыло.
ЛТХ:
Модификация MB.308
Размах крыла, м 10.00
Длина, м 6.53
Высота, м 2.18
Площадь крыла, м2 13.72
Масса, кг
пустого 410
максимальная взлетная 650
Тип двигателя 1 ПД Continental C85
Мощность, л.с. 1 х 85
Максимальная скорость, км/ч 197
Крейсерская скорость, км/ч 164
Практическая дальность, км 760
Скороподъемность, м/мин 167
Практический потолок, м 4500
Экипаж, чел 2