В польском музее в Деблине удалось увидеть редкую птицу: PZL 130 Orlik (Орленок) это польский однодвигательный двухместный учебный турбопроп. Всего было построено 59 экземпляров из которых 9 прототипы!!! Все они попали в качестве учебно-тренировочных бортов в ВВС и ВМФ Польши. Поскольку он никуда не экспортировался, то подозреваю, что его за пределами Польши найти невозможно. Поэтому смотрим:
PZL-130TC-1 Orlic 028
кабина тренажера
PZL-130TC-1/2 005
Museum Sil Powietrznych в Deblin . Как всегда использую информацию с сайтов
http://www.airwar.ruhttp://ru.wikipedia.org/wikiи других источников найденных мною в инете и литературе.
Наш самолет это PZL-130TC-1 Orlic 1994 года выпуска с регистрационным номером 028 и заводским 03940028. С двигателем Pratt & Whitney Canada PT6A-25P.
Самолет первоначального обучения PZL-130 Orlik разрабатывался с осени 1983 года как часть комплекса, в который также входили тренажер и электронная система диагностики.
PZL 130 - цельнометаллический низкоплан с убирающимся шасси с носовой опорой и звездообразным мотором М-14ПМ мощностью 330 л. с. с воздушным винтом постоянного числа оборотов. Самолет предназначался для обучения военных и гражданских летчиков, в том числе высшему пилотажу, воздушной стрельбе, нанесению ударов по наземным целям и разведке.
Сборка трех летных прототипов началась в 1982 году. Первый полет выполнен 12 октября 1983 года. Вслед за первым прототипом в воздух вскоре поднялся второй, но третий прототип выполнил первый полет лишь в январе 1985 года из-за задержек с поставкой мотора М-14ПМ из СССР (первые две предсерийные машины поднялись в воздух в феврале 1988 года).
К этому времени PZL вела поиск альтернативного двигателя, как вариант изучалась возможность установки менее мощного PZL Kalisz K8-AA. Этот недостаточно мощный мотор установили на второй предсерийный самолет, выполнивший первый полет в марте 1988 года. Испытания проводились еще два года, но в 1990 году от дальнейших работ по Orlik с поршневым мотором отказались.
В 1984 году компания PZL начала работать над турбовинтовым вариантом Orlik. Третий планер переделали под установку ТВД PT6A-25A. Первый полет эта машина выполнила 13 июля 1986 года, в январе 1987 года самолет разбился.
Седьмой Orlik поднялся в воздух с ТВД Walter M601E мощностью 750 л.с. За ним последовало еще четыре Turbo-Orlik с двигателями M601E и PT6A, получившие соответственно обозначения PZL 130TM и PZL 130T.
Для ВВС Польши были заказаны 48 серийных PZL 130TB, затем заказ сократили до 32 машин, но в 2010 году на вооружении состояло 38 самолетов. Данный вариант создан на базе PZL 130TM и оснащен двигателем M601T - это специализированный пилотажный самолет с крылом увеличенного размаха, с двухщелевыми закрылками и большим установочным углом атаки, а также килем измененной конструкции.
Кабина выполнена по типу кабины самолета Су-22, фонарь - измененной формы. Выкатка прототипа состоялась в мае 1991 года, первый полет -18 сентября 1991 года. На PZL 130TM установлены авионика восточно-европейского производства и катапультное кресло LFK-K1 класса "ноль-ноль", под крылом смонтированы шесть узлов подвески.
На экспорт предлагалось несколько схожих модификаций с авионикой и двигателями западного производства. Наибольшим потенциалом обладал PZL 130TC с двигателем PT6A-62 мощностью 950 л.с. PZL 130TC-1 является улучшенным вариантом PZL 130TB с катапультным креслом Martin-Baker Mk 11B, стандартным для всех самолетов ВВС Польши.
В сентябре 2010 года завершилась разработка версии PZL 130TC-2 самолета Orlik, которая получила более мощный двигатель Pratt & Whitney PT6-25C, новые крылья и авионику производства Garmin. В результате улучшений TC-2 стал осуществлять полеты на скорости в 246 узлов (456 километров в час), его маневренность увеличилась на 40 процентов по сравнению с базовым PZL-130.
Потребление топлива улучшенного самолета снизилось на 20 процентов. Кроме того, срок службы PZL 130TC-2 увеличился до 10-12 тысяч летных часов. В настоящее (2010 год) время ВВС Польши осуществляют полеты на 28 самолетах Orlik. В настоящее время Airbus Military Polska по контракту с министерством обороны Польши занимается модернизацией 16 Orlik.
Так же существует версия самолета PZL 130TC-3 с обновленым бортовым электронным оборудованием и ИЛС.
Руль направления.
Общий вид сзади.
Крупнее
И вид снизу с кучей антеннок.
Основная стойка. самолет заботливо установлен на подставки.
Такая конструкция стойки должна позволить работать с грунта.
Направляющие закрылков.
Pratt & Whitney Canada PT6A-25P с пятилопастным ВИШом
Воздухозаборник двигателя
Вот он крупнее со всеми полагающимися там датчиками.
Рядом ассортимент катапультных кресел.
У самолета открыт капот и мы можем взглянуть непосредственно на двигатель.
Крупнее
А куда дели зализы с крыла?
Табличка к симулятору катапультного кресла.
А вот и оно само слева.
И еще ассортимент кресел и защитных шлемов.
А мы переходим к тренажеру PZL-130 Orlic. Здесь у нас будет возможность разглядеть как минимум переднюю кабину во всех подробностях.
Табличка симулятора-тренажера
Вот такая я бы сказал очень и очень приятная кабина.
Приборная панель.
РУС
Катапультное кресло. Мартин-Бейкер?
Педали управления рулем направления и тормозами. Тормоза здесь видимо как на Яках: на ручке...
А на улице нам попадается еще один PZL-130 Orlic.
Это PZL-130TM Orlic с бортовым 005 и заводским номером 01870005. Это пятый прототип и второй Орлик с турбопропом. Он же предсерийный самолет. Изначально PZL-130 № 005 получил поршневой двигатель АИ-14?(или все же М-14П). Свой первый полет он совершил 19 февраля 1988 года. В 1990 году самолет был ремоторизирован турбопропом Вальтер и получил обозначение PZL-130TM. Это первый самолет этой модели попавший на службу в армию. Он использовался как связной в 23 ЭЛ (воздушная эскадрилья) в Деблине и 45 ЭЛД (воздушная эскадрилья) в Модлине.
Фонарь двухместной кабины с форточками.
Законцовка крыла.
Основная стойка.
Капот Motorlet (Walter) M-601E
Носовая стойка с защитным крылом от грязи. Интересно это управляемая стойка? Демпфер шимми то точно видно...
Хвостовое оперение отличается от 028.
Общий вид самолета.
Табличка с описанием самолета.
Общий вид спереди. Совсем другой воздухозаборник. Но винт также пятилопастной.
Двигатель здесь Walter M601E.
Выхлопные трубы также отличаются от самолета с PT6.
Фото 107.
Фонарь под другим углом.
Основная стойка.
Модификации:
PZL-130 Orlik оригинальный самолет с одним поршневым двигателм М-14П
PZL-130T Turbo Orlik вариант с турбопропом Pratt & Whitney Canada PT6A-25P
PZL-130TM Orlik вариант с турбопропом Walter M601E
PZL-130TB Orlik вариант с турбопропом Walter M601T
PZL-130TC I Orlik вариант с катапультным креслом Martin-Baker Mk.11, класса 0-0 и модернизированной авионикой
PZL-130TC II Orlik (Garmin) вариант с турбопропом Pratt & Whitney Canada PT6A-25C, винглетами, модернизированной авионикой от Garmin и измененным положением кресла инструктора
PZL-130TC II Orlik (GC) вариант с гласскокпитом и Head-Up дисплеем, наименование в компании Orlik MPT (Multi Purpose Trainer).
ЛТХ:
Модификация PZL-130ТВ
Размах крыла, м 9.00
Длина самолета,м 9.00
Высота самолета,м 3.53
Площадь крыла,м2 13.00
Масса, кг
пустого самолета 1600
нормальная взлетная 2000
максимальная взлетная 2700
Внутренне топливо, л 540
ПТБ 2 х 340
Тип двигателя 1 ТВД Motorlet (Walter) M 601E
Мощность, кВт 1 х 559
Максимальная скорость, км/ч 501
Крейсерская скорость, км/ч 454
Дальность действия, км 970
Практический потолок, м
Экипаж, чел 2
Вооружение: Боевая нагрузка - 800 кг на 6 узлах подвески
100 кг бомбы, ПУ УВ-8-57 8х55-мм или УВ-4-80 4х80-мм,
контейнер Zeus c 2 7.62-мм пулеметами.