Статья в "Чикаго трибюн" про сегодняшнее событие в Сирии:
http://www.chicagotribune.com/news/nationworld/ct-turkey-russian-plane-20151124-story.html Пара интересных деталей, которых я до того не видел в российских источниках (может, просто не попадалось):
1. Турецкое пространство нарушили ДВА российских самолета. Один был сбит, другой ушел. Это несколько ломает конспирологию в некоторых постах, основанные на вопросе "почему российский самолет был один, они же обычно в паре летают?". Кстати, где-то видел обсуждение той самой радарной фотографии нарушения границы, представленной турками, где кто-то спрашивал: "А почему границу пересекают несколько линий? Он там что, кружил?" :))
2. Вопреки распространившемуся в Рунете мнению, "десять предупреждений" были сделаны не после нарушения, а в течение 5 минут ДО того, как самолеты пересекли границу Турции. Т.е. получается, что турецкие ВВС вышли на перехват их еще раньше, предупреждали о возможном нарушении границы и, наверное, требовали изменить маршрут, Российские самолеты не подчинились, и как только произошло пересечение границы - турки атаковали?
3. США (пока неофициально) подтвердили, что самолет был сбит ПОСЛЕ того, как пересек границу. Кроме того, они подтвердили, что турки несколько раз требовали у российских самолетов не нарушать границу.
4. В дополнение к п.2 - несколько лет назад, когда гражданская война только разгоралась,сирийские ВВС сбили турецкий самолет. После этого инцидента турецкие ВВС изменили свои "rules of engagement" (как это перевести на русский? Правила ведения боя? Боевой устав?); по новым правилам, любой летающий объект, приближающийся со стороны Сирии, должен был рассматриваться как "вражеская угроза".
Очевидно, имеется в виду этот инцидент:
https://en.wikipedia.org/wiki/June_2012_interception_of_Turkish_aircraft Особенно интересен этот абзац:
"On 29 September, alleged secret documents were leaked by the Syrian opposition to
Al Arabiya, saying that the two pilots had survived the shoot down, which was done in coordination with the
Russian naval facility in Tartus, and were captured but later executed. One of the alleged reports, sent to Syrian Intelligence, reads in part, "Based on information and guidance from the Russian leadership comes a need to eliminate the two Turkish pilots detained by the Special Operations Unit in a natural way and their bodies need to be returned to the crash site in international waters." It suggests the Syrian government sends a "menacing" message to the Turkish government from the danger it might face in case of any hostile move."
Понятно, что "alleged secret documents", опубликованные в Аль-Арабия - не самый надежный источник информации. Однако вспоминается, что спустя примерно две недели, 12 октября, турецкие ВВС "ни с того, ни с сего" посадили российский транспортный самолет, который якобы занимался контрабандной поставкой оружия Ассаду. А вскоре Турция, Греция и Болгария вообще закрыли свое пространство для российских самолетов, и потребовались дипломатические усилия для разрешения этой ситуации. Т.е. очень похоже на то, что "menacing" message" был таки получен, причем в его авторстве турки не сильно сомневались. Это же, кстати, может объяснить, почему турки не захотели брать в плен выпрыгнувших российских летчиков - тоже, своего рода, message.
Знали о новых турецких правилах российские ВКС, действующие в Сирии? По идее, должны были. Тем не менее, они продолжали время от времени залетать в простраство Турции, причем даже после того, как месяц назад турки точно так же сбили российский беспилотник.