Альфред Андерш - Роман, повесть, рассказы

Jun 16, 2024 21:11

В сети любят называть сборники серии "Мастера современной прозы" "Избранным" ("Избранное" такого-то). Но в выходных данных бумажной книги указано: АЛЬФРЕД АНДЕРШ. ВИНТЕРСПЕЛЬТ Роман ОТЕЦ УБИЙЦЫ Повесть РАССКАЗЫ.

Альфред Андерш (1914 - 1980) был и остаётся писателем не очень широко известным в России. Хотя роман "Винтерспельт" впервые вышел на русском ещё в 70-е; его высоко оценил Константин Симонов. Сам я, если это мне, конечно, не приснилось, ещё в прошлом веке не раз держал и листал издание "Мастеров" - томик с трилистником на обложке, но сподобился прочитать его только сейчас. И могу сказать, что Андерш - это мастер на все сто!

Самое мощное произведение сборника - это, конечно, роман. Винтерспельт - так называется деревушка на границе Германии и Бельгии. В декабре 1944 года через эту местность пройдёт контрнаступ немцев, едва не погубивший силы союзников. Однако роман посвящён событию чуть более раннему, однако неслыханному, почти фантастическому по своему характеру.

Осенью 1944 года позиции перед Винтерспельтом занимал батальон под командованием майора Динклаге. По другую сторону границы располагалась только рота капитана Кимброу.

Идея фикс владела майором Динклаге. Понимая, что война уже проиграна, майор проигрывал в уме возможность капитуляции, сдачи в плен своего батальона... Однако это была всего лишь умозрительная, абстрактная идея. Черты реальности она начала получать лишь после того, как стала достоянием ещё одного человека - сбежавшей от бомбежек и как бы вообще от войны из центральной Германии на ее периферию молодой учительницы Кэте Ленк. От неё о планах майора - или, быть может, грёзах - стало известно ещё одному человеку - коммунисту (и смотрителю местных каменоломен) Венцелю Хайнштоку. Он же подключил к реализации задумки ещё одного участника - искусствоведа Шефольда. Этот чудак, этакий большой ребенок, удрал из Германии ещё в конце 30-х. Однако артистические блуждания завели его на границу с родиной. И более того - в серую зону между двумя противостоящими армиями.

По ходу выясняется, что провести капитуляцию отдельно взятого батальона - архитрудная задача. Однако не эти технические, по сути, проблемы стали главной темой романа.

В своеобразной (но не утомительной, а напротив изобретательной) дискретной, дробной форме Андерш рисует и общую военно-стратегическую картину, сложившуюся в регионе повествования, и жизнь, судьбы, поступки героев, рассматривая их внутренний мир чуть ли не под микроскопом да ещё и в различных возможных вариантах - могло бы быть вот так, а могло бы и совсем по-другому...

И эта авторская игра с читателем, с позволения сказать, "в кошки-мышки" цепко удерживает внимание до самого финала. И даже по завершении чтения оставляет в воображении и мыслях глубокий отпечаток. Не так уж много книг подействовали на меня столь же сильно - особенно в последние годы.

Повесть "Отец убийцы", написана в более традиционном ключе, возможно, в духе "Учитель Гнус" Г. Манна (увы, не читал!). Действие происходит в стенах гимназии, на уроке греческого, а отец убийцы - это вообще-то "старый Гиммлер", директор, отец будущего рейхсфюрера. Большой поклонник Сократа, но, похоже, и незаурядный садист (хотя иголки под ногти не загонял, конечно, а действовал совсем другими методами). Мне же это сочинение показалось интересным вот с какой стороны. Судя по всему, сотни тысяч будущих офицеров вермахта - да, наверняка, и не только офицеров и не только вермахта - закончили такие вот гимназии, прошли такую вот изнурительную "муштру культурой". Ну и как это отразилось на подлинной их культуре? К большому гуманизму это, точно, не привело... Впрочем, отнюдь не учению Сократа и учили гимназистов якобы поклонники греческого мыслителя...

Из рассказов выделил для себя "Любителя полутени" - историю одного умственного алкоголика с шокирующим финалом (кстати, в Вики сказано, что Андерш писал в основном про неудачников - по-моему, спорное утверждение). Да, умение плавно подвести читателя к чему-нибудь ошарашивающему - этого у писателя не отнимешь!

немецкая литература, мастера современной прозы, книги о войне, Андерш

Previous post Next post
Up