Жизнь в правде. Уроки Вацлава Гавела (1936-2011)

Dec 22, 2011 01:23




Иногда бездействие красноречивее любого действия.
Множество правительств разных стран,  высших государственных лиц почтили память великого общественного деятеля, писателя, диссидента, антикоммуниста и провозвестника свободы, президента освобожденной от коммунистического ярма Чехословкии, а затем демкоратической Чехии Вацлава Гавела. Только у двух главных официальных лиц России не нашлось для этого ни единого звука. Такая позиция - мстительная, - не достойна руководства великой страны. Скажу проще: она неприлична. Как можно было вдруг взять да забыть о том, что Гавел являлся многолетним и искренним другом новой России, возникшей после 1991 г.? 
Из официальных лиц РФ, кажется, только председатель Совета при президенте по гражданскому обществу М.А. Федотов почтил память Гавела добрыми словами. И - все. Дальше - тишина.

Может быть, дело в этом выступлении Гавела, где он незадолго до кончины высказался критически о существующей в России политической системе:

"   Думаю, что российское общество ведет борьбу с самой жесткой из всех известных форм посткоммунизма, с этакой особенной комбинацией старых стереотипов и новой бизнес-мафиозной среды. Возможно, политологи найдут связь сложившейся в России ситуации с нынешними арабскими революциями, но лично я слышу в происходящем, прежде всего, эхо крушения «железного занавеса», отзвук политических перемен 1989-1990 годов.
Поэтому я уверен, что необходимо, в первую очередь, убедить граждан России в том, что режим, который преподносится им под видом демократии, никакой демократией не является. Этот режим отмечен лишь некоторыми - крайне формальными - приметами демократии.

Не может быть и речи о демократии до тех пор, пока власть оскорбляет достоинство граждан, подминает под себя правосудие, средства массовой информации и манипулирует результатами выборов.

Но самой большой угрозой для России было бы равнодушие и апатия людей. Напротив. Они должны неустанно добиваться признания и соблюдения своих прав и свобод. Оппозиционным структурам следует объединиться, сформировать теневое правительство и разъяснять свою программу людям по всей России.

Оппозиции следует создать влиятельные правовые институты для защиты граждан от полицейского и правового произвола.

Оппозиция должна обратиться к соотечественникам, которые на личном опыте убедились в действенности демократических свобод на Западе, с призывом вспомнить о своих корнях и поддержать развитие гражданского общества на родине."
http://www.inomnenie.ru/debate/9255/

Можно сколько угодно упрекать Гавела за то, что он не смог уберечь от распада чехословацкое государство, - может быть, не хватило ему политического опыта, искушенности в аппаратных играх, но трудно не заметить, что он был Президентом Надежды, Президентом Свободы, Президентом Весны. И таким и остался в истории. Гавел много сделал для развития гражданского общества и правовых институтов и в Чехословакии, а затем - и в Чехии. Он не только подарил людям надежду, - он стремился ее оправдывать делом, практическими шагами.

Вацлав Гавел. Уроки, которые до сих пор преподает нам коммунизм
http://drugieberega.com/2004/8/uroki

"Мечтая о демократическом будущем, мы, те, кто был диссидентами, определённо имели кое-какие утопические иллюзии, и мы вполне осознаём это сегодня. Однако мы не ошибались, когда утверждали, что коммунизм - это не просто тупиковая ветвь западного рационализма. Бюрократизация, анонимное манипулирование и придание особого значения массовому конформизму - всё это было доведено до “совершенства” в коммунистической системе; однако некоторые из этих угроз остаются с нами до сих пор..."

"Перечитывая Гавела":
http://www.memo.ru/2010/03/03/vorozheykina_rereading_havel.htm

"Сильно упрощая, можно было бы сказать, что посттоталитарная система - это результат "исторической" встречи диктатуры с обществом потребления: разве эта массовая адаптация к "жизни во лжи" и столь широкое распространение в обществе "самототалитаризма" не находятся в тесной связи с повсеместно распространенным нежеланием человека-потребителя пожертвовать чем-либо из своих материальных ценностей во имя собственной духовной и нравственной целостности? С его готовностью поступиться "высшими идеалами" ради дешевых соблазнов современной цивилизации? С его незащищенностью перед эпидемией стадной беззаботности? И не является ли, наконец, серость и пустота жизни в пост-тоталитарной системе, собственно, лишь карикатурно заостренным образом современной жизни вообще, и не служим ли мы, в сущности, - пусть даже по внешним параметрам далеко отстав от Запада, - на самом деле неким предостережением ему, указывая скрытую направленность тенденций его развития?»

Глубокий кризис человеческой личности, вызванный "жизнью во лжи", создающий эту жизнь, имеет, несомненно, свои нравственные последствия: они проявляются - помимо всего прочего - как глубокий нравственный кризис общества. Человек, подчиненный потребительской шкале ценностей, "растворенный в амальгаме стадной цивилизации, не признающий ответственности выше перед бытием, чем ответственность за собственное выживание", есть человек деморализованный: именно на эту его деморализованность система опирается, ее углубляет, именно ее отражает в масштабе всего общества»

«"Жизнь во лжи" может функционировать как главный элемент системы только при условии собственной универсальности; она должно присутствовать везде и внедряться повсюду; она не допускает и мысли, о сосуществовании с "жизнью в правде", ибо любое отступление от "жизни во лжи" отрицает ее как принцип и в целом ставит под угрозу»

«…пока "жизнь во лжи" не находится в конфронтации с "жизнью в правде", нет и возможности обнаружить ее лживость. Но как только у нее появится альтернатива, появится и жизненная опасность как ее сущности, так и явлению в целом. При этом вообще не важно, каковы истинные масштабы этой альтернативы: ее сила заключается не в "физическом" аспекте, а в "свете", которым она освещает основы этой системы, в свете, который падает на ее шаткий фундамент»

«"Жизнь в правде" как форма протеста человека против навязанного ему положения является альтернативной попыткой вернуть себе свою собственную ответственность, что есть, безусловно, акт нравственный»

Вацлав Гавел "Сила бессильных":
http://slovenskypribeh.livejournal.com/11237.html
И далее по ссылке "Продолжение":

"Теперь представим себе, что наш зеленщик в один прекрасный день вхбунтуется и перестанет вывешивать лозунги только для того, чтобы кому-то понравиться; перестанет ходить на выборы, о которых знает, что никакими выборами они не являются; на собраниях начнёт говорить то, что на самом деле думает, и даже найдёт в себе силы солидаризироваться с теми, с кем повелит ему совесть.
Этим своим протестом зеленщик выйдет из «жизни во лжи», отвергнет ритуал и нарушит «правила игры»; он снова обретёт утраченные было индивидуальность и достоинство; он станет свободным. Его протест будет попыткой жить в правде."

И т.д.

Previous post Next post
Up