Путешествие в Иран и Эмираты. Часть 9. Персеполь

Jun 20, 2011 22:30


21.04.2011 г.

Рано утром мы выселились из отеля и поехали на такси до терминала Карандиш за 15 000 рл. Там сразу же купили билеты на 20.30 на автобус в Ахваз. Отдали 218 000 рл за 2 билета. Свои вещи оставили в камере хранения автовокзала, расположенной с торца здания. Заплатили за хранение двух рюкзаков 15 000 рл.  Затем наняли такси для поездки по маршруту Персеполь-Накше Раджаб- Накше Рустам за 500 000 рл. Первоначально планировалось доехать до города Марвдашт, а уже там нанять такси. Так получается дешевле процентов на 20. Но к этому времени стало ясно, что мы достаточно много сэкономили. Поэтому могли расслабиться и не мудрить с переездами. Домчались до Персеполя, который местные называют Тахт-е Джамшид (Трон Джамшида), буквально за 40 минут. На последнем отрезке пути дорога идет прямо, а по ее краям тянутся сосновые рощи. Говорят, что саженцы этих сосен были привезены из России. Судя по высоте сосен, это произошло очень давно.
        Оставив таксиста дожидаться нас на стоянке автомобилей, мы пошли на осмотр одного из самых древних архитектурных сооружений, точнее того, что от него осталось за двадцать пять веков существования и после пожара, устроенного солдатами Александра Македонского в IV веке до нашей эры.  По пути зашли в придорожное кафе, и выпили по соку. Рядышком стояли клетки с огромными красивыми попугаями. Клетки были открыты. Один из попугаев чинно разгуливал по кафе, а затем, демонстрируя чудеса ловкости и силу клюва, забрался назад в клетку.  Входные билеты в комплекс стоят по 5 000 рл.
          Персеполь   находится в 64 км к северу от Шираза. Город был основан Курушем Великим в середине VI в. до н.э. В Иране имя этого царя и полководца надо произносить именно так, а не как у нас - Кир. Дело в том, что на фарси Кир - это наше ругательство на букву «х…». При строительстве Персеполя был срезан один из уступов горы Кух-е Мехр, названной так в честь бога Митры (Мехра), позже переименованной в Кух-е Рахмет - гору Милосердия. При Дарии I в 520 г. до н. э. Персеполь стал столицей империи Ахеменидов.  В  330 г. до н.э. город был разрушен войсками Александра Македонского. По слухам Александр  вывез из Персеполя 3000 верблюдов, груженых тюками с золотом и серебром.  Предполагают, что разрушение города было произведено в качестве возмездия за сожжение Акрополя во время греко-персидских войн. Были уничтожены драгоценные экземпляры Авесты, написанные на бычьих шкурах золотыми чернилами. В 318 г. до н. э. Персеполь стал столицей Персии как провинции Македонской Империи (Диодор, XIX, 21 seq. 46).    В наши дни Персеполь раскинулся на площади в 135 000 м2. В 1979 г. его внесли в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.  Часы работы комплекса с 8:00 до 12:30 и с 13:30 до 18:00.  В отчетах путешественников указывалось, что в билетной кассе просят внести  фамилии в специальный список для иностранцев. Но у нас никто наших имен и фамилий не спрашивал.
      Что бы войти  в комплекс, надо пройти по длинной аллее. Затем подняться по широкой  и достаточно пологой лестнице, называвшейся лестницей Всех народов. Так как по ней для встречи с владыкой Персии поднимались представители многочисленных народов, входивших в Персидскую империю. С левой стороны вверх по лестнице поднимались благородные персы, а с правой - представители прочих этносов.
 

        После подъема взору открываются так называемые Ворота всех народов (Ворота Ксеркса),  охраняемые с двух сторон быкоподобными колоссами, весьма похожими на ассирийских херувимов. Правда, головы быков сильно разрушены. Каждый пришедший к Царю Царей должен был пройти через эти ворота. Мы тоже прошли по деревянному помосту через них. На внутренних стенах ворот много граффити, в том числе и на русском языке. Они свидетельствуют о том, что наши соотечественники бывали в этом месте еще почти сто лет назад. Следом за воротами находится еще одна воротоподобная арка с  крылатыми царями-быками, которых в Иране называют «Гупат-шах» и трактуют как хранителей домашнего скота.
  

 Там имеется плохо различимая знаменитая надпись царя Ксеркса на трех языках - персидском, вавилонском и эламском. В ней сказано: «Так сказал Ксеркс, царь: Милостью Ахура-Мазды я построил эти ворота Всех Народов».  Пройдя через эти ворота, попадаешь в сам комплекс. В нем имеются, по-разному сохранившиеся,  останки дворца для официальных приемов, называемого Ападана, «Дворец Дария», «Дворец Ксеркса», «Дворец Артаксеркса I», «Дворец Артаксеркса III», сокровищница и др.   За воротами Ксеркса тянется длинный проход, именуемый  «Дорога Армии».  В древние времена в нем располагалась охрана царей, устрашая своим грозным видом и оружием, посетителей. Рядом с этим проходом прямо на земле лежат каменные грифоны, ранее являвшиеся капителями колонн. На каждой колонне было по два грифона, смотрящих в разные стороны. Сейчас такие изображения называют «Хома», и их можно встретить повсюду в Иране. Стилизованное изображение «хомы»  стало логотипом национальной авиакомпании - «Иран Эйр».
 

В конце «Дороги Армии» посетителей встречают еще одни, так называемые «Незаконченные ворота». Их  начал строить еще Артаксеркс III в середине IV в. до н.э., продолжили его приемники Артаксеркс IV и Дарий III. Но в 331 г. строительство прекратилось из-за нашествия армии Александра Великого.  Откуда можно пойти в несколько сторон комплекса -к Ападане, залу Ста колонн, залу 32 колонн и т.д.
 

     Вход в «Стоколонный зал»  украшают остатки ворот с огромной скульптурой коня. Зал имеет размеры 70 на 70 метров. В нем было 100 колонн, поддерживавших крышу. До наших времен  ни одной целой колонны не осталось. Зал представляет собой ровную поверхность с каменными «пеньками» (остатками колонн), высотой от 20 см до полутора метров.   С севера к залу «Ста колонн» примыкают несуразные остатки небольшого «Зала 32 колонн». От зала остался только  лабиринт из невысоких глинобитных стен. По мнению ученых, этот зал являлся галереей между служебными помещениями, построенной по приказу царя Артаксеркса III.
         Справа от этих руин располагается самое главное сокровище Персеполя - Восточная лестница, ведущая в Ападану. На ней хорошо сохранились барельефы, изображающие церемонию подношения новогодних подарков царю. По ним  можно изучать историю, географию, этнографию и многое другое. Представители народов, входивших в Персидскую империю,  ежегодно в праздник Нового года - Навруз подносили Царю царей значительные подарки. Несколько десятков  фигур олицетворяют 23 народа империи, несущих ювелирные изделия, бурдюки с вином, кувшины с благовониями, ткани, оружие и другие предметы. Некоторые люди, высеченные на барельефах, ведут Царю  коней, овец, и сопровождают груженые повозки и колесницы. Среди людей по характерным лицам и одеяниям можно узнать эфиопов, сирийцев, вавилонян, армян, скифов, лидийцев и т.д.


Каждую процессию возглавляет представитель царской гвардии. На лестнице также изображены солдаты из особого подразделения «Бессмертных». В него входили самые храбрые и надежные солдаты, вооруженные и экипированные по последнему слову тогдашней военной науки. Когда один из них погибал, на его место тотчас становился другой, из-за чего и возникало ощущение, что все они бессмертны. Считается, что численность этого подразделения доходила до 10 000 чел.   Там же, и не только там,  имеются новогодние зороастрийские изображения в виде льва, нападающего со спины на  тучного быка. В день весеннего равноденствия (а именно в это время празднуется Навруз) силы извечно борющихся быка, олицетворяющего Землю, и льва, олицетворяющего Солнце, равны.
        С этой лестницы можно подняться к Ападане. В древние времена этот дворец состоял из центрального зала и 3 портиков, занимая площадь 12 000 кв.м. Внутренняя часть центрального зала имела форму квадрата с длиной каждой стены 60 м. Вдоль каждой стены зала стояли по 6 столбов высотой 20 м каждый. Каждый портик состоял из 12 колонн. Всего в зале было 72 колонны, от которых сохранились лишь фундаменты оснований. Ападана - это самый большой  и главный зал Персеполя, приподнятый над остальным комплексом на 4 метра. Ападана была построена во времена Дария Великого для церемонии Навруза - приема даров подданных. На одном из барельефов  у восточной двери Ападаны изображен  Дарий Великий в момент приема даров.  За Дарием стоит его сын и наследник Ксеркс, завершивший строительство этого дворца. Кстати, по мнению известного ираниста Херцфельда, наследник персидской короны носил титул «Сын человеческий», такой же, как и Иисус Христос. Внутри Ападаны  археологами был обнаружен самый большой клад - 4 каменных ящика с золотыми и серебряными дощечками, золотыми монетами и надписью на трех языках: «Дарий, Великий Царь, Царь царей, царь обширных земель, сын Виштаспа Ахеменида. Когда Ахура-Мазда увидел, что его земля в хаосе, он подарил мне эту землю. Он сделал меня царем, и я царь по воле Ахура-Мазды. Я покорил эту землю. Если хотите знать, сколько земли мне принадлежало, посмотрите на фигуры, несущие мой трон. Так вы узнаете, что персидское копье летело далеко, и что персы сражались на чужой земле».
 

      К югу от Ападаны, в два ряда тянутся руины нескольких дворцов, именуемых, как  «Дворец Дария», «Дворец Ксеркса», «Дворец Артаксеркса» и т.д. Самый сохранившийся комплекс во всем Персеполе дворец Дария, называемый «Точара» («Зимний дворец»). Он расположен на платформе, возвышающейся над  Ападаной примерно на 3 м. К нему ведут 3 лестницы. Последнюю пристроил при Артаксерксе III. Лестницы украшены барельефами с изображением царской знати, мобедов, слуг, гвардии «Бессмертных» и новогодних религиозных символов. На стенах этого здания сохранилось много клинописных текстов, написанных от имени Дария Великого,  Ксеркса I и Атарксеркса III. Позже тут оставили свои каракули практически все шахи Ирана начиная с III в., и губернаторы провинции Фарс, правившие в последнее столетие.  C востока от дворца Дария расположен совершенно непримечательный дворец Артаксеркса III.  Еще  восточнее находится небольшой Трипилон, также называемый «Залом света».  Лестница Трипилона украшена рельефными изображениями приближенных царя. А на  его восточных воротах есть еще один барельеф,  изображающий Дария I Великого на троне и стоящего за ним наследника Ксеркса.
       С южной стороны дворца Артаксеркса III лежат руины «Дворца Ксеркса», называемого также  «Хадиш» («Жилые помещения»). Ксеркс оставил много следов своего пребывания в Персеполе. Там было найдено много  клинописных надписей и табличек, дающих представление о периоде правления Ксеркса и династии Ахеменидов. Например вот такие: «Так сказал Ксеркс, царь: Моим отцом является Дарий, отцом Дария был человек по имени Виштаспа, отцом Виштаспы был человек по имени Рсама (Арсам). Оба, Виштаспа и Рсама, были живы, когда по воле Ахура-Мазды Дарий, мой отец, стал царем всей Земли». «Так сказал Ксеркс царь: По воле Ахура-Мазды, я стал царем стран за пределами Парсы; я повелевал ими; они платили мне дань; они выполняли то, что было приказано им мною; мой закон распространялся на них: Мидию, Элам, Арахосию, Армению, Дрангиану, Парфию, Ариану, Бактрию, Согдиану, Хорасмию, Вавилонию, Ассирию, Сатагидию, Египет, ионийцев, живущих на море и живущих за морем, жителей Маки, Аравии, Гандхары, земель по реке Инд, Каппадокии, дахов, саков-амюргиев, саков с остроконечными шапками, карийцев, кушан».
         Напротив дворца Дария, можно увидеть остатки «Дворца Артаксеркса I Лонгемана». Они не представляют собой ничего значительного, как и правление этого царя - предателя своего народа. Ведь именно при полном попустительстве этого царя, находившегося под любовными чарами иудейки Эсфири, евреи уничтожили 75 000 лучших представителей персидского народа. С тех пор иудеи всего мира отмечают в эту дату свой веселый праздник Пурим.   В центре комплекса расположен Музей Персеполя, открытый в 1937 г. В этом же месте остатки помещений, называемых «Гарем Ксеркса» («Харемсара»).  На воротах гарема интересно изображение бога Ахура-Мазды, борющегося с Ахриманом, изображенным в виде быка.
 

        Осмотрев руины и сохранившиеся строения Персеполя, по извилистой тропке мы поднялись на гору Рахмет. Откуда открылся впечатляющий вид на весь комплекс и прилегающие лесные массивы.  Там в скале вырублена крестообразная гробница Артаксеркса III (правил с 359 по  338 гг. до н.э.), известного благодаря своему приказу об истреблении всех своих ближайших родственников, чтобы предотвратить в будущем всякие перевороты.
 

В один день было убито 80 его братьев. Однако через 20 лет его самого отравил личный лекарь по указанию его главного соратника - евнуха Багоя. Багой  передал власть Дарию III, который потерял свою империю в битвах с армией Александра Македонского и обесчестил свое имя позором бегства с поля боя. Внутри грота виден каменный саркофаг. В других гробницах Ахеменидов подобное увидеть невозможно.   Над гробницей высечен Фарахвар - бог Ахура-Мазда, летящий на крыльях, и изображение, видимо, похоронной процессии, шествующей с поднятыми  к небу руками.  Дорогу в грот преграждает невысокое стеклянное заграждение.
          Оттуда мы прошли около 300 метров по склону горы к крестообразной гробнице Артаксеркса II (правил с 404 по 359 гг. до н.э.), отца Артаксеркса III. Она находится несколько в стороне от Персеполя.  Древнегреческий философ и моралист Плутарх (45-127 гг.)  писал об этом царе: «Во время поездки по стране, когда все наперебой подносили Артаксерксу II дорогие подарки, один бедный крестьянин зачерпнул обеими горстями воды и протянул царю. Артаксеркс II был так рад этому искреннему подарку, что велел подарить крестьянину золотую чашу». «Спартанскому царю Евклиду, который был с ним слишком дерзок, Артаксеркс II ответил:- Ты можешь, что угодно говорить, но я-то могу не только говорить, но и делать то, что говорю».  «Однажды на охоте Артаксеркс II разорвал верхнюю царскую одежду. Один из придворных предложил ему надеть свою, а разорванную попросил отдать ему. - Возьми, - сказал Артаксеркс, подавая ему царское облачение, - но не вздумай носить».  Гробница Артаксеркса II практически ничем не отличается от соседней. Точно такие же барельефы.
 

Разница только в том, что грот находится на возвышенности и отделен от посетителей высокой каменной плитой.   Весь осмотр комплекса занял у нас около трех часов. Оттуда мы поехали в Накше Раджаб.

Продолжение здесь:   igors88.livejournal.com/50759.html

Иран Персеполис Тахте-Джамшид Кир Дарий

Previous post Next post
Up