О лучшем альбоме русского рэпа: интервью с Иваном Смехом с самого дна музыкального подземелья.

Aug 15, 2012 08:05

Добрый день всем и хорошего здоровия.

Постоянный читатель этого журнала уже хорошо представляет область интересов автора; для новичков же или людей, не готовых утруждать себя анализом подобных вещей, сообщим: выбирая тему для освещения, я стараюсь обходить хорошо всем известные и популярные явления с тем, чтобы привлечь внимание к вещам незаслуженно оставшимся в стороне. А поскольку мой читатель - самый интеллектуальный и вдумчивый, я не боюсь встретить непонимание, рассуждая на непопулярные темы.



Недавно мне довелось встретиться и пообщаться с Иваном Смехом, являющимся участником ансамбля «Ленина Пакет», равно как и самостоятельной творческой единицей. Его музыкальное творчество настолько же разнопланово, насколько и необычно: от невообразимых шумовых увертюр до сборника каверов «Легенды русского шансона». Единственное, что непременно объединяет все релизы автора - благое стремление подложить свинью ничего не подозревающему поклоннику коммерческой музыки; для слушателя же, привыкшего смотреть вглубь, сквозь внешнюю оболочку, композиции Ивана Смеха становятся настоящим кладезем интеллектуального, сложного юмора, путеводителем по элитарным жанрам современного (и не очень, хотя, в основном) искусства, а также окном во внутренний мир автора с его переживаниями и радостями.

Точно такая же история произошла и с последним альбомом Ивана Смеха: «Зачем жить, зачем умирать», который им самим был определен как «лучший альбом русского репа». Поклонники канала А-один, клюнув на такую манящую формулировку, будут порядком озадачены, а затем, скорее всего, даже разразятся реперской бранью: читка монотонная, качество «не студийное», жанр - вообще не пойми какой. Да и темы чуждые для репера, к тому же поданы очень специфично. Как сказал сам автор: «По идее, музыку реп можно разложить на четыре составляющие: текст, музыка, читка и сведение, из которых тексту почему-то всегда уделяется самое скромное внимание, а должно-то быть наоборот».
«Зачем жить, зачем умирать» - прекрасная иллюстрация этой идеи, в целом же - достойное и логичное продолжение творческого пути автора. Альбом, на наш взгляд, довольно полно и исчерпывающе отвечает на вопросы, им самим же и поставленные. В рамках этой статьи мы будем говорить в основном о нём, изредка делая небольшие отступления в сторону. Читатель и слушатель любопытствующий, воодушевленный нашим рассказом, более подробную информацию об Иване Смехе может разузнать самостоятельно: настоящий текст щедро усыпан подсказками.

Вот, представляем вашему вниманию интервью с Иваном Смехом, перемежаемое фотокарточками, сделанными за два дня до него. Затем мы плавно перейдём к последнему альбому.

Интервью с артистом Иваном Смехом.



- Итак, расскажи вкратце о своем творческом пути.
- В школе я слушал много русского репа. Тогда я решил, что могу делать его и сам. Но так как осваивать какие-либо программы мне было лень, то я решил, что можно настучать битки гантелей, например. Так и получился проект НОВАТОРЫ АВАНГАРДА, А ещё я тогда начал общаться с Виталием Double V. И скинул ему свой этот РЕП. Он сказал, что у меня получается благой индастриал, плюс накидал всякой музыки, чтобы я знал, о чём базар. Я крайне проникся и стал заниматься такими периферийными жанрами. Ещё летовский проект КОММУНИЗМ очень вдохновил. Ну и за 5 лет существования проекта НОВАТОРЫ АВАНГАРДА все свои идеи в этом направлении я исчерпал. В результате вышло там более 10ти альбомов, разной степени слушабельности. А потом пришла пора делать действительно реп. По лирике уже ясно было, как что нужно, так что за пару лет я подучился попадать в бит. Ну и записал этот альбом.



- То есть РЕП - это не ЩИ ЛАПТЕМ ХЛЕБАТЬ? Ты пять лет шел к тому, чтобы создавать его?
- Нет, тогда я не шел к этому, я на своей волне был. А начал делать реп, когда стал много общаться с людьми, его исполняющими. На тусовочке милое дело - записать песен. Так оно и вышло.

- Хорошо, тогда такой вопрос. Одна из основных мыслей, которая прослеживается в твоем творчестве - презрение к попсе в малейшем проявлении. Как ты примиряешь отвращение к популярности с желанием быть услышанным?
- У творческого человека есть два пути - либо подстраиваться под публику и, грубо говоря, торговать собой, как делается в попсе, либо подстраивать публику под себя. Идя по второму пути, можно избежать попсовости, но быть услышанным. Хотя, мне порой кажется, что я уже делаю попс. Например, наличие припева в песне. Навскидку не вспомню ни одного известного альбома, где был бы вокал, но не было бы припевов. Так что отсутствие припевов - верный ход для отдаления от массового слушателя. Популярности я явно не хочу, ибо она навлечёт власть над слушателями. Власть и публичная жизнь - это мерзость. С другой стороны, я делаю то, чего по моим наблюдениям катастрофически не хватает в музыке. Так что ограниченный спрос на такой материал вполне может быть. Пока его нет - нет и проблемы.

- Видно, что ты не ограничен литературой в своих увлечениях, сюда можно также причислить кинематограф, музыку. У тебя происходит некое переваривание всей этой информации в дикий словесно-музыкальный сплав. При этом произведениями ты интересуешься, скажем так, мало популярными среди масс. Вопрос: своим слушателем ты видишь человека подкованного в этих делах или же ты хочешь поделиться своими интересами и побудить свою аудиторию к изучению волнующих тебя тем?
- Я считаю, что человека со стороны, который не знает вообще ничего из поднимаемых тем, такое творчество едва ли заинтересует. Вопрос в том, чтобы нашлась какая-то линия соприкосновения: по кино, музыке или фильмам. Тогда он убедится, что я говна не подкину, и сможет заинтересоваться остальными вещами. В этом основной мой интерес. Помочь ищущему.



- Расскажи немного про людей, участвовавших в твоем последнем альбоме? Ты говорил, что «лишних» там нет. С теми, кто записался, у тебя полное взаимопонимание в направлениях творчества? Расскажи немного о процессе.
- Ну с Виталием и Айваном я участвую в одном ансамбле, это гении. Так что, естественно, с ними всё прошло гладко. Кузьма - это мой старейший кореш, с которым ранее были не-реп проекты. Но тут мы спонтанно написали текст, который глупо было бы исполнять в ином жанре. С остальными людьми у меня есть стилистическая разница, так что надо было продумывать именно совместную песню. Алексей Турчински - отличный исполнитель, сделавший себе имя в жанре хорроркора, но постепенно ушедший из него. Так что песня с ним вышла на периферии. С Мс Слут Декомпозером - как раз хорроркор, но более комичный и весёлый, нежели в его сольных работах. Зерно - человек на реп-сцене старейший, но в силу кучи нелепых обстоятельств дико недооценённый. У нас с ним весьма разные стили и цели, но вместе мы отлично звучим, как мне кажется. Александр Скул крайне душевно исполнил куплет на альбоме, да и вообще хороший человек. Ну и с Таей, активно участвующей ныне в ансамбле ДЕКОРАТИВНЫЕ ЭПИКУРЕЙЦЫ у нас вышел крепкий атмосферный трек. А ансамбль Амбаверти разбавил реп-настрой альбома своей необычной для жанра музыкой. Битмейкеры, конечно, ещё помогли, вся музыка - авторская, из интернета-то красть мерзко. В целом, как я уже говорил, все на своих местах и постарались на славу. Наши творческие пути пересеклись где надо.

- Эвелин из одноименной песни - расскажи про этот образ. Он твой или заимствован?
- «Ночью Эвелин вышла из могилы» - это название джалло. Я его поглядел, когда жанром ещё не был особо проникнут, в топе были спагетти-вестерны. Но в этом фильме солировал ЭНТОНИ СТЕФФЕН, он сыграл в вестернах более 20-ти больших ролей, так что было крайне интересно увидеть его в ином амплуа. В итоге из фильма заимствовано название и музыка гениального Бруно Николаи. А образ выдуман с нуля. Я рассмотрел эту строчку отдельно и задумался - как же это всё так могло быть. Кто такая Эвелин, что она будет делать после того, как выйдет из могилы? Из вариантов ответа получился текст.

О том, как писался альбом, ты спросил ещё. Записан он за 0 руб 0 коп, дома на ноутбук. Чудесным образом его свёл Зерно. Большинство приглашенных артистов писались у себя дома на свою аппаратуру. Я считаю, что в творчество не надо вкладывать деньги и не надо их получать от него. Так что этот принцип был реализован во всей красе тут.



- Так. Ну и давай как в модных интервью какой-нибудь дурацкий блиц-вопрос напоследок. Опиши в пяти словах свои пристрастия, интересы и стремления.
- Интересы - Луи-Фердинанд Селин, Леонид Андреев, Андрей Платонов, Лотреамон, Джон Фанте. Книги, изданные Алексом Керви. Классика русской литературы. Итальянский эксплуатационный кинематограф. Математика. Пост-панк 80х. Стремления - жить не по лжи, расширять круг интересов, любовь, создать семью да детишек воспитать потом. Добротный юмор, чистая совесть. Жизнь как сметана.











Что ж, спасибо Ивану Смеху за ответы. Глядя на них, мы можем теперь более лучше оценить «Лучший альбом русского репа».



На фото: репер Иван Смех прикуривает от купюры МАВРОДИ образца 1994 года.

Для начала мы прослушаем семплер.



Слушателю новому, не боящемуся расширить свои музыкальные познания за рамки репертуара радиостанции «Серебряный дождь», мы настоятельно порекомендуем ознакомиться с полной версией альбома (все ссылки в конце статьи). Слушателю же бывалому будет любопытно ознакомиться с небольшой рецензией, этаким легким отзывом, оставленным Павлом Ёжиковым, меломаном с двадцатилетним стажем.

Иван Смех - «Зачем жить, зачем умирать».

Обещал закомментить, что и делаю. Отмечу, что не являюсь вхожим в подземелья рэпа, а тут ещё и мощнейшая творческая формация со своими внутряками юморизма, культурным (субкультурным) контекстом и своей сермягой. Соответственно, оцениваю, не будучи вовлечённым. Как меломан. Пройдусь по всем трекам, но часть из них наделю спонтанными комментами, а какие-то просто отмечу акронимами ЗПП (заслуживает повторного прослушивания), ДВА (достоин вдумчивого анализа), ЛНС (лучше и не скажешь), ВГ (высоколобое гонево) и т.п.

«Ночью на спине, лицом кверху».

Небрежное мелодекламирование настраивает на столь же расслабленное восприятие материала, что и происходит. Отфильтрованный голос на рефрене отсылает к советскому кинематографу. Подкупает тембральная схожесть с Василием Шумовым. Стиль трека определил бы как мелодик-акын-бит.

«И сказал Господь Каину».

Дарк-электро-поп. Не хочется вслушиваться в текст, а те фразы, которые всё-таки фиксирует сознание, надолго в памяти не задерживаются. По первому разу, по крайней мере.

«Творцы».

Окончательно становится понятно, что Иван - рэппер-бессребренник или скорее - поэт-бронзовик. А вот фичи Zerno и Ваня Айвана, но главное - превосходная подложка на тему финского фолка и «прекрасного далёка», - довершают образ латентного хитяры.

«Джалло».

Бэкграунд «творцов» получает осязаемые очертания: питаются мужчины плодами элитарного искусства, о чём и рассказывают доступным и шершавым языком.

«Ночь в одиноком октябре».

Если в «творцах» текст добавлял музло, то в этом трэке, на мой слух, забивает своим несовершенством красивейшую музыкальную пьесу.

«Розовый фламинго».

Снова - обилие панч-лайнов, зрелый речитатив Zerno. ЗПП

«Семь арок Дэвида Тибета».

Первое явное обращение к оккультизму, но без радикализма. Поток агапэ явно затронул мозг Ивана. Это приятно.

Наив-арт-хоп. В огонь пел Летов. ЛНС.

«Кровавая прогулка».

Электро-комик-арт-снафф. ДПП.

«Великие люди есмь».

Не могу не согласиться. Дугин? Мисима, ВархОл, Мифуне, Леоне, Мариконе. Спасибо парням этим легендарным.

«Брошенные машины».
О-5 переключаюсь на фоновый режим восприятия. Викторианский хорал виной тому. Не до текста снова мне.

«Кроули».

Сэмпл заклинания ли, участие Ленина Пакет, очередная ссылка на мистицизм, ну или ещё какие-то телематические настроения расположили меня к этому треку пока наиболее. ДВА.

«

Путешествие на край ночи» срубило в сон. Чуть позже продолжу…

«Танго вискарника».

На основе реальных событий печальных как будто. Алексей Турчински дополнил бокал. Смертельное танго.

«Саёнора».

Кружевной речитатив Zerno и жиганская любовная лирика Ивана. Но всё равно говорю Саёнора. ДПП.

«Инфектор Ворлд Доминатор».

Наиболее смешной фичуринг. Мне понравилось. Наивные, но цепкие рифмы. И минус научно-фантастически хорош...

«Что делать, если сломал себе шею».

Теперь буду знать, хотя подозреваю, что тут всё индивидуально. Второй трек подряд сочетание лирики с музлом очень адекватное.

«Эксплуатейшн».

Троматическая тема на сей раз. Этого и следовало ожидать.

«Пчела».

Инсект-чил-хоп.

«Ельцин и Дэвид Тибет».

ЛНС.

«Моряк, которого отвергло море».

Достойное завершение замечательного альбома. Тая Звёздочка доставила шарма. ДВА

Подытожить промежуточно могу так: замах Ивана Смеха на анналы русского анпоп-рэпа получился мощным и всеобъемлющим. По нраву пришлось то, что в альбоме нет ни единой попытки понравиться массовому слушателю, вся лирика выдержана в русле интеллигентного юморэпа. Есть, в чём покопаться. Свой стиль у Ивана нарисовался более чем конкретностно. Часть минусов - просто красотища, приглашённые артисты весьма разнолики, каждый цепляет своим хуком. Стану переслушивать не нарочно, тогда и определюсь окончательно со своим отношением к ЗаЖиЗУ.



Итак, читатель, мы предоставили в твоё распоряжение немало полезной и ценной информации. Будем надеяться, что она пришлась тебе ко двору, что называется, и ты дочитал эту интереснейшую статью до конца. Более полезной и ценной может оказаться только ссылка на скачивание альбома. Вот и она:

Скачать альбом артиста Ивана Смеха «Зачем жить, зачем умирать» из сети Интернет в свой компьютер

Ну и прочие ссылки:
Группа Вконтакте: «Иван Смех и НОВАТОРЫ АВАНГАРДА»
Страничка ансамбля «Ленина Пакет»
ЖЖ Павла Владимировича Ёжикова: ezhahuh

интервью, Иван Смех, русский реп, фотография

Previous post Next post
Up